рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
рабочая программа по теме

петухова антонина сергеевна

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie_i_lepka.doc76 КБ
Microsoft Office document icon gramota.doc162 КБ
Microsoft Office document icon schyot_2_god_obucheniya.doc170 КБ
Microsoft Office document icon zhivoy_mir.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственная казенная общеобразовательная специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида

города Кольчугино Владимирской области

 

Утверждена решением педагогического совета                                                                   Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года                                                                              №______ от «___»________20____ года

                                                                                                                                                  Директор школы: _______/ Светлов С.А

 

 

 

Коррекционно-образовательная программа

 для детей с глубоким нарушением интеллекта

лепке, рисованию, ручному творчеству (2 –й год обучения)

2012 – 2013 учебный год

 

 

                                                                                                               Учитель: Петухова А.С.

 

Учебно-календарный план

1

Работа с пластилином

6 часов

2

Работа со строительным материалом

5 часов

3

Работа с мозаикой

9 часов

4

Работа с нитками

3 часа

5

Работа с бумагой

5 часов

                                                                  Пояснительная записка

Занятия по предметно-практической деятельности включают в себя лепку,работу с бумагой,мозаикой ,нитками и представляют собой специальный предмет в начальных классах. Глубоко-умственноотсталые дети страдают тяжелыми нарушениями интеллекта,поведения,деятельности и всей личности.У них затруднены принятие и понимание задач. В ее решении их затрудняет установление связи и отношение между действиями.Они не могут организовать свою деятельность. Используя различные виды деятельности можно коррегировать недостатки, восприятие,внимание,зрительно-двигательные координации,речи всязи с прктической деятельностью.

№ по порядку

                             Тема урока

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1

Выявление знаний,умений и навыков

1

07.09

2

Экскурсия в лес,парк

2

14.09

3

Знакомство с пластилином,подготовка его к работе

2

21.09

28.09

4

Изготовление лесенки по образцу

1

05.10

5

Изготовление забора по образцу

1

12.10

6

Изготовление домика по словесной инструкции

1

19.10

7

Изготовление елки по словесной инструкции

1

26.10

8

Иготовление самолета по словесной инструкции

1

02.11

9

Складывание фигур и счетных палочек по образцу

2

16.11

23.11

10

Постройка башни из 4 кубов

1

30.11

11

Постройка дорожки из брусков

1

07.12

12

Постройка башни из трех кубов разного размера

1

14.12

13

Постройка башни из 5 кубов разного размера

1

21.12

14

Постройка стола из кубов и брусков

1

28.12

15

Работа с мозаикой,заполнение панели одного цвета

1

18.01

16

Выкладывание прямого ряда

1

25.01

17

Выкладывание двух паралленьх рядов

1

01.02

18

Выкладывание узоров по образцу

1

08.02

19

Узор курочка и цыплята

1

15.02

20

Узор башни и флаг

1

22.02

21

Узор елочка и грибок

1

01.03

22

Узор ромашка

1

15.03

23

Узор по желанию ребенка

1

22.03

24

Работа с нитками ,разборка ниток

1

05.04

25

Размотка трикотажного срыва

1

12.04

26

Намотка ниток на катушку

1

19.04

27

Работа с бумагой,учить мять и разглаживать

2

26.04

03.05

28

Работа с бумагой,учить разрывать,сгибать,разгибать

1

10.05

29

Изготовление геометрических фигур из бумаги

2

17.05

24.05



Предварительный просмотр:

 

Государственная казенная общеобразовательная специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида

города Кольчугино Владимирской области





 

Утверждена решением педагогического совета                                                                   Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года                                                                              №______ от «___»________20____ года

                                                                                                                                                  Директор школы: _______/ Светлов С.А

 

 



 

Коррекционно-образовательная программа

 для детей с глубоким нарушением интеллекта

по обучению грамоте (2 –й год обучения)

2012 – 2013 учебный год

 

 

                                                                                                               Учитель: Петухова А.С.

 

 


Пояснительная записка

 

Ведущим принципом построения  программы является практическая и коррекционная направленность обучения. Главным принципам, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

Поскольку в группы «Особый ребенок» поступают со значительно выраженными нарушениями интеллектуальной и речевой деятельности, кроме того, некоторые учащиеся имеют грубые нейродинамические и эмоциональные расстройства, то  задачами уроков обучения грамоте являются:

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- формировать нравственные качества личности школьников;

- способствовать развитию самостоятельности учащихся, формированию социальных навыков поведения;

- научить слушать доступные художественные тексты и осмысливать их содержание;

- научить некоторых детей послоговому плавному чтению или глобальному узнаванию ограниченного повседневной необходимостью круга слов;

- выработать умение писать предложения, короткие тексты, копируя образец, или при побуквенном проговаривании и по следам звуко-буквенного анализа.

Сроки пропедевтического и букварного периодов значительно увеличиваются по сравнению со сроками обучения учащихся с легкой умственной отсталостью.

Длительное время учащиеся не воспринимают инструкций, с трудом включаются в произвольную деятельности на очень короткий период, не осмысливают происходящее вокруг них. На первых порах обучения некоторые, наиболее тяжелые ученики, не выделяют из окружающей среды и учителя. Требуется время для того, чтобы дети поняли элементарные формы общения учитель-ученик в процессе обучения. Важно научить детей слушать учителя, отвечать на вопросы, дожидаться своей очереди в работе по кругу, по цепочке, слышать ответы одноклассников.  Много внимания следует обращать на развитие целенаправленности деятельности.

Поскольку структура нарушений у большинства детей сложна, то приходится решать многочисленные корекционно-развивающие задачи. На первых этапах обучения необходимо развивать базисные для формирования учебных знаний, умений и навыков, в том числе чтения и письма, процессы:

общую, мелкую и артикуляционную моторику,

зрительное и слуховое восприятие,

зрительно-моторную, зрительно-слуховую координацию,

пространственный гнозис,

сукцессивные и симультанные способы восприятия информации,

слухоречевую и зрительную память, конструктивный праксис,

переключаемость и концентрацию внимания,

 повышение общей активности ориентировочной деятельности.

Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, её импрессивной и экспрессивной стороны. С первых дней в школе проводится работа по активизации собственной речи учащихся, формированию коммуникативных умений, практическому овладению грамматическим строем речи, речевым высказыванием. Уточняется и обогащается словарь учащихся. Акцент делается на усвоение семантики речи, развитие её когнитивной функции.

Программа обучения грамоте состоит из двух периодов: добукварного  и букварного. Букварный период  делится на 4 этапа. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. При формировании навыка чтения частично используются приемы слогового метода обучения чтению (формирование оперативнызх единиц чтения по А.Н. Корневу) и глобальное обучение чтению (узнавание слов «в лицо»).

Букварный период.  В этот период проводится работа над формированием звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.

В основном, сохраняется порядок изучения звуков, букв и слоговых структур, принятый в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида. Раньше букв л, р вводятся п, т, и, к, что трудное для слогослияния,  но проще для произношения. Для увеличения  количества слов, доступных для чтения и ознакомления с их значением, в опережающем порядке вводятся гласные и, е. Сохраняются подходы к  овладению звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.  Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнения с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Много внимания уделяется конструированию буквы, печатанью буквы, слогов, слов, предложений с нею.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, закрытые слоги и после них слоги со стечением согласных.

Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения и ознакомления, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три-четыре разных по структуре слога).

В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смысла речевого  материала, с которым работают дети. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Дети учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.

При обучении учащихся групп «Особый ребенок» осуществляется иной подход к обучению письму, который не предполагает соблюдение параллельности в усвоении букв на уроках чтения и письма. При таком подходе отмечается тенденция к опережающему обучению чтению. Необходимость разведения процессов обучения чтению и письму обусловлена различной психологической структурой этих процессов, с одной стороны, и рядом особенностей умственно отсталых учащихся, которые  осложняют овладение чтением и письмом, с другой стороны. Замена безотрывного письма печатаньем даёт возможность нацелить интеллектуальные усилия ребёнка на формирование навыка послогового чтения и звуко-буквенного анализа при письме, исключив целый ряд трудностей, связанных с необходимостью усвоения от двух до четырех образов одной буквы (берём во внимание и заглавную букву) и постоянного перекодирования одного образа в другой. Кроме того, введение печатанья вместо письма позволяет детям воспроизводить достаточно сложные по содержанию слова, предложения и даже тексты. Грубое недоразвитие процессов, лежащих в основе моторного компонента навыка письма, значительно затрудняет процесс овладения письменным шрифтом и ставит под сомнение целесообразность обучения письменному шрифту наиболее тяжелых детей.

Подбирая разнообразные методы, приёмы, виды работы, составляя отдельные упражнения, учитель должен помнить о том, что общее психологическое развитие и коррекция отдельных сторон психики каждого ученика  в значительной мере определяются способами специального педагогического воздействия. В течение букварного периода продолжается работа по решению коррекционно-развивающих задач, которые были определены для пропедевтического периода.

В течение учебного года учащиеся группы «Особый ребёнок» (1, 2 год обучения) знакомятся со следующими звуками и соответствующими буквами: а, у, о, и, х, м, п, т. Дети учатся выделять звуки в начале слова (гласные под ударением), в конце слова (согласные и гласные под ударением), учатся устанавливать звуко-буквенную последовательность в буквосочетания (ау, уа, иа). В обратных и прямых слогах (ГС, СГ), а также односложны и двусложных словах с изученными слоговыми структурами. Учатся опознавать буквы, слоги, слова, предложения, соотносить их с соответствующими картинками.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

- слушать обращённую к ним речь и следовать простым инструкциям;

- выполнять правила учащихся на уроке;

- соблюдать последовательность выполнения действий по указаниям и показу учителя;

- называть изученные буквы;

- печатать изученные буквы;

- соотносить звукоподражания, слоги и картинки, ассоциированные по смыслу со звукоподражениями, выраженными слогами, буквосочетаниями;

- рассказывать стихотворения о буквах с опорой на картинку;

- слушать рассказывание сказок с опорой на картинки;

- участвовать в коллективном рассказывании, драматизациях сказок;

- использовать в речи (предложения, короткие высказывания).




Учебно-тематическое планирование


№п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Звук и буква А а

30

3

Звук и буква У у

80

4

Звук и буква Х х

20


 

Поурочное  планирование учебного материала ( 2-й год обучения)

в 2012/2013 учебном году (134 часа)

№№

Дата

Раздел

Чтение

Коррекционно-развивающие упражнения

Развитие речи

Контроль знаний


план

факт






1

03.09


Введение 4ч

Давайте знакомится

Следование просьбам учителя, включение в общие игры в кругу, умение сидеть за партой и выполнять задания.

Называние себя и одноклассников по имени, имя и отчество учителя.

Следование инструкциям, уровень произвольности, наличие речи и степень владения ею.

2


3


4

03.09


05.09


07.09


 

Игрушки и школьные вещи

Раскрашивание готовых изображений, лепка.

Называние предметов и их изображений.

Степень владения карандащом (захват, соблюдение направления штрихов). Навыки работы с пластилином.

5


6


7

10.09


10.09


12.09


Звук и буква Аа

30ч

Звукоподражания: а-а-а.

Манипуляция мягкими игрушками (укачивание). Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Складывание картинок, разрезанных на 2 части.

Пение колыбельной.

Слушание сказки «Колобок»

Степень произвольности при выполнении заданий.

8


9


10

14.09


17.09


17.09


 

Звук в начале слова «астра»

Аппликация из готовых деталей, раскрашивание, рисование цветка по образцу.

Звукоподражания. Называния цветов. Основные цвета.

Расположение деталей в пространстве, соблюдение контура при закрашивании.

11


12


13

19.09


21.09


24.09


 

Звук а в начале слова «аист»

Лепка из пластилина. Раскрашивание «Аист».

Называние птицы - аист.  Звукоподражания. Колыбельная Стихотворение о букве а.

Лепка «колбасок» из пластилина.

14


15


16

24.09


26.09


28.09


 

Звук в начале слова «Аня»

Раскрашивание одежды в красный цвет. Складывание картинки, разрезанной на 2 и 3 части.

Звукоподражания. Узнавание красного цвета. Колыбельная.

Выбор мелка красного цвета.

17


18


19

01.10


01.10


03.10


 

Звук и буква А.

Конструирование буквы А из полосок. Лепка буквы а. Раскрашивание буквы а. Красный цвет.

Звукоподражания. Заучивание стихотворения о букве. Называния цвета.

Навыки конструирования и лепки.

20


21


22

08.10


08.10


10.10


 

Звук и буква А в конце слова «лиса».

Печатанье буквы А по точкам и произвольно. Раскрашивание контурного изображения лисы. Складывание картинки из 3 частей. Лепка лисы.

Называние лисы и её детёнышей (лиса, лисята). Оранжевый цвет. Слушание сказки «Заюшкина избушка».

Навыки печатанья по точкам.

23


24


25

12.10


12.10


15.10


 

Звук и буква а в конце слова «коза».

Печатанье буквы а. Конструирование из палочек буквы А. Обводка контурного изображения козы. Складывание картинки из 3-х частей.

Называние «коза», «козлята». Звукоподражания (ме). Слушание сказки «Волк и семеро козлят».

Обводка контура, узнавание буквы А.

26


27


28

17.10


19.10


22.10


 

Звук и буква а. Чтение рядов буквы с а с учётом количества.

Конструирование буквы А, печатанье. Раскрашивание картинки «Коза и козлята». Аппликация из пластилина «Коза».

Стихотворение о букве А. Называние картинок предметов, в названиях которых  есть звук а в начале или конце слова. Звукоподражания.

Называние буквы А в соответствии с количеством.

29


30


31

22.10


24.10


26.10


 

Узнавание буквы а среди других букв.

Подчёркивание буквы а, раскрашивание по контуру красным цветом. Выкладывание буквы А из мозаики.

Звукоподражания. Чтение стихотворения наизусть. Слушание сказки «Колобок».

Узнавание буквы среди других.

32


33


34

29.10


29.10


31.10


 

Страница с буквой А (обобщение).

Складывание картинок, разрезанных на 2-4 части. Печатанье буквы. Раскрашивание контурного изображения буквы А красным цветом.

Называние предметов, изображённых на букварной странице. Слушание рассказа о козе (презентация). Стихотворение о букве а. Колыбельная.

Называние картинок и буквы А.



Звук и буква Уу

Звук у. Звукоподражание: у-у-у.

Конструирование паровозика из готовых деталей.

Звукоподражания. Заучивание песни «Голубой вагон».

Конструирование по данному образцу.

35


36


37


38

02.11


12.11


12.11


14.11

 

Звук у в начале слова утка.

Раскрашивание картинки «Утка». Лепка из пластилина утёнка. Коричневый и жёлтый цвет.

Заучивание стихотворения «Устала утка на пруду В. Лунина.

Произношение звука у.

39


40


41


42

16.11


19.11


19.11


21.11

 

Звук и буква у.

Конструирование буквы у из полосок. Лепка буквы у. Раскрашивание буквы У. Красный цвет.

Слушание сказки «Три медведя» Звукоподражания «Как воет волк?».

Конструирование буквы у из полосок.

43


44


45


46

23.11


26.11


26.11


28.11

 

Звук и буква у в начале слова «уши»

Дорисовывание ушей у животных. Печатанье буквы у по точкам. Выкладывание буквы У из мозаики.

Ответы на вопросы «Чьи уши?» (использование формы родительного падежа существительных и образование притяжательных прилагательных).

Формообразование (рисование ушей  определённой формы и размера).

47


48


49


50

30.11


03.12


03.12


05.12

 

Звук и буква у в начале слова «Уля»

Раскрашивание одежды девочки (синий и красный цвета). Дорисовывание шарика. Рисование узоров на шарфике (вертикальные линии). Печатанье буквы у.

Чтение стихотворения наизусть. Звукоподражания. Имена детей (называние).

Печатанье букву У.

51


52


53


54

07.12


10.12


10.12


12.12

 

Различение звука и буквы а и у в именах Аня, Уля.

Раскрашивание одежды (синий, красный цвет). Лепка букв А, У.

Имена девочек. Стихотворения о буква А и У.

Лепка букв А и У из «колбасок».

55


56


57


58

14.12


17.12


17.12


19.12

 

Различение звука и буквы а-у в словах аист, утка.

Складывание картинок, разрезанных на 2-4 части.  Конструирование букв А-у из полосок. Раскрашивание аиста (красный цвет), утки (оранжевый и коричневый).

Названия птиц. Обобщающее понятии «птицы». Слушание рассказ по серии картинок «Утка и утята» (презентация).

Конструирование бук А, У.

59


60


61


62



21.12


21.12


24.12


26.12

 

Различение звука и буквы а-у в словах уши, астра.

Конструирование из готовых форм по данному образцу «Кот», «Заяц». Раскрашивание букв А, У (красный цвет).

Звукоподражания. Называния предметов на картинках.

Пространственное расположение деталей аппликации.

63


64


65


66

28.12


14.01


14.01


16.01

 

Различение букв а-у на карточках.

Раскрашивание букв А, У. Конструирование букв из палочек.

Звукоподражания. Стихотворения о буквах.  Слушание сказки «Лягушка-путешественница» (По А. Гаршину)

Называние букв А, У.

67


68


69


70

18.01


21.01


21.01


23.01

 

Называние букв а, у с учётом их количества.

Лепка букв А и У. Аппликация из пластилина «Утка». Прохождение дорожек из букв А и У (ориентировка в пространстве).

Слушание сказки. Составление фраз к сюжетным картинкам (фрагментам сказки «Лягушка-путешественница»).

Называние букв А, у с учётом их количества.

71


72


73


74

25.01


28.01


28.01


30.01

 

В гости к Ане. Птичий двор: Утки.

Конструирование букв А и У из полосок. Лепка утки и утят.

Называние картинок. Пение. Слушание рассказа о деревне и птичьем дворе с рассматриванием иллюстраций (презентация).

Называние букв А и У.

75


76


77


78

01.02


04.02


04.02


06.02

 

В гости к Уле. Лесная сторожка: лесные звери.

Раскрашивание букв У и А. Аппликация «Лесные звери».

Называние зверей и их детёнышей. Слушание рассказа о лесной сторожке и работе лесника (презентация).

Соблюдение контура при раскрашивании букв.

79


80


81


82

08.02


11.02


11.02


13.02

 

Подарки Уле и Ане.

Изготовление бус (нанизывание на проволоку крупных бусин). Изготовление цветов из проволочного конструктора. Печатанье букв У и А.

Повторение фразы: «Уля (Аня), я дарю тебе бусы (цветок)»

Называние букв по их количеству.

83


84


85


86

15.02


18.02


18.02


20.02

 

Слушание сказки «Три медведя»

Складывание картинки, разрезанной на 4 части. Раскрашивание медведя (коричневый цвет). Выделение буквы а в слове «Маша».

Слушание сказки. Называние предметов на сюжетных картинках. Звукоподражания (рычание Мишутки, аукается Маша)

Узнавание букв А и У.

87


88


89


90


22.02


25.02


25.02


27.02

 

Составление буквосочетания ау.

Складывание разрезной картинки. Раскрашивание буквосочетания АУ. Аппликация из платилина «Земляничка».

Звукоподражания. Составление предложений по сюжетным картинкам к сказке «Три медведя». Называние ягод (земляника, малина)

Называние букв по порядку А, У, раздельно и слитно.

91


9*2


93


94

01.03


04.03


04.03


06.03

 

Слушание сказки «Алёнушка и Лиса»

Печатанье буквосочетания АУ по точкам. Раскрашивание картинки «Летний лес» с аппликацией «Алёнушка» (зелёный цвет).

Слушание сказки. Звукоподражание. Понятие о лете.

Соблюдение контуров предметов при раскрашивании.

95


96


97


98

11.03


11.03


13.03


15.03

 

Чтение буквосочетания ау.

Лепка буквосочетания ау.  Аппликация «Лесные зверик» (по сказке «Алёнушка и Лиса»).

Называние зверей. Договоривание фраз из сказки за учителем.

Чтение буквосочетания ау.

99


100


101


102

15.03


18.03


18.03


20.03

 

Слушание сказки «Маша и медведь»

Раскрашивание картинки «Осенний лес» (жёлтый цвет), аппликация «Грибы» (понятие больщой – маленький)

Слушание сказки. Коллективная декламация присказок. Называние предметов на картинках.

Пространственное расположение деталей аппликации.

103


104


105


106

22.03


01.04


01.04


03.04

 

Повторение изученных букв.

Конструирование букв А и У из полосок. Складывание разрезных картинок из 3 и 4 частей. Лепка ягод и грибов из пластилина.

Называние картинок. Звукоподражания. Стихотворения о буквах.

Называние бука А, У. Чтение буквосочетания АУ.

107


108


109


110

05.04


08.04


08.04


10.04

 

Путешествие по лесной дорожке.

Прохождение дорожек. Обводка деревьев по трафарету. Раскрашивание. Аппликация готовых форм зверей.

Называние зверей, птиц, цвета (зелёный, коричневый, белый, оранжевый).

Чтение букв по их количеству, отрывистое и слитное произношение букв.

111


112


113


114

12.04


15.04


15.04


17.04

 

Анализ и чтение буквосочетания уа.

Рисование мяча для малыша. Раскрашивание буквосочетания уа.

Называние картинок. Звукоподражание: УА.

Чтение буквосочетания УА.

115


116


117


118


119

19.04


22.04


22.04


24.04


26.04

Звук и буква Хх

20ч

Звук и буква х.

Конструирование буквы Х. Изготовление вертушки из готовых деталей.

Звукоподражание: х-х-х (девочка греет ручки). Стихотворение о букве х.

Называние буквы Х.

120


121


122


123


124

29.04


29.04


03.05


06.05


06.05

 

Выделение звука х в слове хурма. Узнавание буквы х среди  других букв.

Лепка хурмы. Печатанье буквы х по точкам. Раскрашивание хурмы (зелёный и оранжевый цвет).

Расширение словаря по теме «Фрукты».

Печатанье буквы Х по точкам.

125


126


127


128


129

08.05


10.05


13.05


13.05


15.05

 

Выделение звука х в слове хомяк. Буква х.

Раскрашивание хомяка (коричневый и жёлтый цвет). Аппликация «Колос». Лепка буквы Х из пластилина. Подчёркивание буквы х среди других букв.

Слушание сказки «Хомяк-молчун»

Узнавание букв среди других.

130


131


132


133


134



17.05


20.05


20.05


22.05


24.05

 

Выделение звука и буквы х в слове хлеб.






Письмо под диктовку изученных букв и цифр.

Рисование батона и буханки (жёлтый и коричневый цвет).  Аппликация из пластилина «Колос».

Слушание рассказа «Как хлеб на стол приходит» (презентация).

Называние изученных букв.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Государственная казенная общеобразовательная специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида

города Кольчугино Владимирской области

 

Утверждена решением педагогического совета                                                                   Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года                                                                              №______ от «___»________20____ года

                                                                                                                                                  Директор школы: _______/ Светлов С.А

 

 

 

Коррекционно-образовательная программа

 для детей с глубоким нарушением интеллекта

по обучению счёту (2 –й год обучения)

2012 – 2013 учебный год

 

 

                                                                                                               Учитель: Петухова А.С.


Пояснительная записка

Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.

Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.

Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.

Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.

Организация обучения математике

Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.

Рабочая программа рассчитана на 4 часов в неделю, 134 часа в год. Составлена на основе программы  «Математика. 1-4 классы СКОУ VIII вида» (Первой М.Н., Эк В.В.) и  с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.

Внесены изменения в программу: знакомство с числами 6 - 10 откладывается до следующего года (2 класс).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

 Учащиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 5;

- состав однозначных чисел и числа 5 из двух слагаемых;

- десятичный состав числа 5, место единиц и десятков в числе,

- линии – прямую, кривую, отрезок,

- формы, величинные представления, пространственные понятия

- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,

- названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 5,

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 5,

- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 5 копеек,  1 р., 2 р., 5 рублей.

- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);

- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.

                                                                       Программа по математике

Дата

Тема урока

Геометрический материал

Контрольно-диагностический материал

план

факт

1

03.09

Здравствуй, школа!

Понимание инструкций детьми

2

05.09

Беру учебник свой.

Беседа о геометрических формах, нахождение знакомых форм в предметах ближайшего окружения.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

3

05.09

Один – много.

Что бывает круглое.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

4

07.09

Один, одна, одно, одни – много.

Геометрические фигуры, узнавание, называние.

Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах.

5

10.09

Одинаковые, разные.

Геометрические фигуры, узнавание, называние.

Выявление особенностей развития мелкой моторики, знаний об основных формах.

6

12.09

Размеры предметов: большой – маленький.

Обводка большого и малого круга.

Диагностика зрительно-моторной координации.

7

12.09

Размеры предметов: большой – маленький, равные.

Обводка большого и малого круга. Сравнение предметов наложением и приложением.

Диагностика зрительно-моторной координации.

8

14.09

Сравнение: больше – меньше.

Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

9

17.09

Сравнение: больше – меньше, равные.

Ориентировка на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

10

19.09

Сравнение: самый большой, самый маленький.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

11

19.09

Поровну, непоровну.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Выявление знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики.

12

21.09

Круг. Размер кругов: большой – маленький.

Обводка шаблонов. Штриховка.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

13

24.09

Размер кругов: самый большой, самый маленький.

Рисование по клеточкам. Раскрашивание.

Диагностика деятельности детей, понимание инструкций.

14

26.09

Размеры предметов: длинный – короткий.

Рисование линий. Обведение предметов.

Выявление знаний об основных цветах, величине и форме предметов.

15

26.09

Сравнение  предметов: длиннее – короче, одинаковой длины.

Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью.

Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах.

16

28.09

Сравнение  предметов: самый длинный, самый  короткий.

Сравнение двух предметов по длине путем приложения. Работа с наглядностью.

Выявление знаний о длине предметов, об основных цветах.

17

01.10

Размеры предметов: широкий – узкий.

Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание.

Раскладывание полосок в определенной последовательности. Диагностика зрительно-моторной координации.

18

03.10

Сравнение: шире – уже, одинаковой ширины.

Длиннее – короче.

Выявление знаний о ширине предметов, об основных цветах, развитие мелкой моторики.

19

03.10

Размеры предметов: высокий,  низкий.

Рисование по клеткам. Штриховка.

Развитие мелкой моторики.

20

05.10

Сравнение: выше – ниже, равные по высоте.

Рисование по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

21

08.10

Глубокий – мелкий.

Рисование бордюра по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

22,23

10.10

10.10


Сравнение: глубже – мельче. Практическая работа.

Рисование по клеточкам.

Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

24

12.10

Толстый – тонкий.

Рисование бордюров из толстых, тонких линий.

Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

25

15.10

Сравнение: толще – уже, одинаковой толщины.

Рисование бордюров из толстых, тонких линий. Работа с полосками разными по толщине.

Диагностика особенностей речевой деятельности. Развитие мелкой моторики. Понимание обращенной речи детьми.

26, 27

17.10

17.10


Тяжелый – легкий

Большой – маленький

Выявление уровня представлений о массе предметов.

28, 29

19.10

22.10


Сравнение: тяжелее – легче, одинаковой тяжести. Практическое занятие.

Большой – маленький. Рисование .

30

24.10

Треугольник.

Геометрические фигуры

Узнавание и называние предмета по основным признакам.

31

24.10

Построение треугольника.

Геометрические фигуры

Узнавание и называние предмета по основным признакам.

32

26.10

Много – мало.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции.

33, 34

29.10

31.10


Много – мало, несколько, столько же.

Выбор геометрической фигуры по названию

Различение геометрических фигур. Понимание словесной инструкции.

35

31.10

Сравнение групп предметов по количеству: много – немного, несколько.

Узнавание знакомых геометрических форм в пределах ближайшего окружения.

Диагностика особенностей речевой деятельности, владение фразовой речью, особенностей словарного запаса.

36

02.11

Порядок следования: впереди – позади.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Диагностика пространственных представлений.

37

12.11

Положение предметов в пространстве: слева.

Впереди – позади.

Диагностика пространственных представлений.

38

14.11

Положение предметов в пространстве: справа.

39

14.11

Положение предметов в пространстве: вверху.

Различение понятий: верхний – нижний.

Понимание словесной инструкции.

40

16.11

Положение предметов в пространстве: внизу.

41

19.11

Близко – далеко.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса.

42

21.11

Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Развитие фразовой речи, особенностей словарного запаса.

43

21.11

Понятие скорости.

Найти знакомые геометрические фигуры в пределах ближайшего окружения.

Выявление словарного запаса, знаний о транспорте.

44, 45

23.11

26.11

Рядом, около, в центре, между, в середине.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

46

28.11

Предлоги: под, над.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве.

47

28.11

Предлоги: у, в, за.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве

48

30.11

Предлоги: внутри, перед.

Размеры предметов.

Выявление уровня ориентации в пространстве

49

03.12

Квадрат.

Предметы квадратной формы.

Узнавание и называние геометрической фигуры по основным признакам.

50, 51

05.12

05.12

Порядок следования: первый последний.

Узнавание и называние предметов знакомых геометрических форм.

Понимание словесной инструкции.

54

07.12

Дни недели.

Различение понятий: верхний – нижний.

Диагностика временных представлений.

55

10.12

Временные представления: день – ночь.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Название отличительных признаков геометрической фигуры.

56

12.12

Понятие о сутках: утро, день, вечер, ночь.

Геометрические фигуры.

57

12.12

Распорядок дня школьника.

Выбор геометрической фигуры по названию

Развитие уровня временных представлений.

58

14.12

Временные представления: вчера, сегодня, завтра.

Высокий – низкий

59

17.12

Временные представления: давно – недавно.

Длинный – короткий.

Сравнение: медленно – быстро.

Выбор геометрической фигуры по названию.

Развитие уровня временных представлений.

60

19.12

Старый – молодой. Сравнение: старше – моложе.

Выбор геометрической фигуры по названию

61

19.12

Прямоугольник.

Предметы прямоугольной формы.

Узнавание и называние по основным признакам. Диагностика развития мелкой моторики.

62

21.12

Геометрические фигуры (круг, квадрат)

Правый – левый.

Диагностика зрительно-моторной координации.

63

24.12

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник).

Правый – левый.

64

26.12

Повторительно-обобщающий урок: «Геометрические фигуры».

Предметы прямоугольной формы.

Выявление уровня счета предметов, умения называть цифры.

65

28.12

Повторительно-обобщающий урок: «Размеры предметов».

Предметы треугольной формы.

66

14.01

Повторительно-обобщающий урок: «Временные представления».

Предметы круглой формы.

67

16.01

Число и цифра 1.

Справа – слева.

Развитие уровня пространственных представлений.

Различение понятий «число» и «цифра».

68

16.01

Меры стоимости: 1 коп, 1 р.

Вверху – внизу.

69

18.01

Число и цифра 2.

Впереди – позади,

рядом, около.

Развитие уровня пространственных представлений.

Счет предметов и отвлеченный счет.

70

21.01

Числовой ряд. Числовая лесенка.

Геометрические фигуры.

Узнавание и называние геометрических фигур по отличительным признакам.

Выявление уровня представлений о порядковых числительных.

71

23.01

Состав числа 2.

Геометрические фигуры.

Узнавание и называние геометрических фигур по отличительным признакам.

72

23.01

Человек и его тело. (Один, два, две)

Впереди – позади,

рядом, около.

 Пространственные представления.

Диагностика уровня словарного запаса.

73

25.01

Понятие «пара».

Геометрические фигуры.

Конкретизация понятия, использование его в жизненных ситуациях.

74

28.01

Понятия: поровну, равно.

Справа – слева.

Вверху – внизу.

Уровень пространственных представлений.

75

30.01

Понятия: больше – меньше.

Предметы прямоугольной формы.

Выявления способности к конкретизации.

Умение соотносить количество и число.

76

30.01

Сравнение количества предметов

Геометрические фигуры.

Установление отношения больше, меньше, равно.

77

01.02

Точка. Линии.

Бордюр из точек и линий.

Развитие уровня графо-моторных навыков и

пространственных представлений.

78

04.02

Прямые линии.


Длинный – короткий.

Диагностика представлений о размерах предметов.

79

06.02

Кривые линии.

Длинный – короткий.

Диагностика представлений о размерах предметов.

80

06.02

Число и цифра 3.

Квадрат. Построение по точкам.

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

 81

08.02

Образование числа 3.


Треугольник. Построение по точкам

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

82

11.02

Сказка « Три медведя».

Треугольник. Построение по точкам.

Выявление уровня словарного запаса.

83

13.02

Числовой ряд 1,2,3. Место числа 2 в числовом ряду.

Длинный – короткий.

Бордюр из длинных и коротких линий.

Умение соотносить число, количество и цифру.

84

13.02

Состав числа 3.

Прямая линия.

Развитие графо-моторных навыков,

Умение использования линейки.

85, 86, 87

15.02

18.02

20.02

Сравнение чисел.

Размеры предметов: длина, ширина, высота.

Диагностика представлений о размерах предметов.

88, 89, 90

20.02

22.02

25.02

Сложение чисел.

Различение предметов по цвету и форме.

Выявление знаний об основных цветах.

Диагностика понимания смысла математического понятия «сложение».

91, 92, 93

27.02

27.02

01.03

Вычитание чисел.

Прямые линии.

Диагностика понимания смысла математического понятия « вычитание».

94, 95, 96, 97

04.03

06.03

06.03

11.03

Решение примеров на сложение и вычитание.

Построение прямых через одну точку.

Уровень владения линейкой при вычерчивании прямых линий.

98, 99

13.03

13.03

Неравенства.

Знаки «больше – меньше»

Построение прямых через 2 точки в разных направлениях.

Ориентировка на плоскости листа.

Порядок следования чисел в числовом ряду.

100

15.03

Понятие «Математическая задача».

Прямые линии.

Развитие графо-моторных навыков.

101, 102, 103

18.03

20.03

20.03

Нахождение суммы.

Квадрат. Построение по точкам

(линейка).

Нахождение геометрической фигуры по отличительным признакам.

.104, 105, 106

22.03

01.04

03.04

Нахождение остатка.

Кривые линии.

Дифференциация прямых и кривых линий. Нахождение кривых линий в окружающем пространстве.

107, 108, 109

03.04

05.04

08.04

Нахождение суммы и остатка

Узнавание кривых линий на рисунке.

110, 111, 112

10.04

10.04

12.04

 Составление задачи по картинке и решению.

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

Осмысление выбора решения задачи.

113, 114

15.04

17.04

Составление задач по готовому решению.

Прямоугольник. Построение по точкам

(линейка)

Узнавание геометрической фигуры по отличительным признакам.

115

17.04

Число и цифра 0.

Прямые и кривые линии

Развитие графо-моторных навыков.

116, 117, 118

19.04

22.04

24.04

Нахождение остатка, равного 0.

Прямые и кривые линии.

Выполнение орфографического режима, ориентировка на плоскости листа.

119

24.04

Сложение  чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

120

26.04

Вычитание чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

121

29.04

Сложение и вычитание чисел в пределах 3.

Предметы, имеющие геометрическую форму.

Умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.

123

03.05

Контрольное задание.

Изученные геометрические формы.

Проверка усвоения геометрического материала.

124

06.05

Анализ и работа над ошибками.

125

08.05

Повторение. Числовой ряд в пределах 3.

Круг. Обводка, штриховка.

 Узнавание и называние геометрической фигуры по отличительным признакам.

126

08.05

Сложение  в пределах 3.

Треугольник. Обводка, штриховка.

Развитие пространственных представлений.

127

13.05

Вычитание в пределах 3.

Квадрат.  Обводка, штриховка.

Развитие пространственных представлений.

128

15.05

Сложение и вычитание в пределах 3.

Конструирование из счетных палочек.

 Развитие пространственных представлений.

129

15.05

Основные элементы арифметической задачи.

Кривая линия. Нахождение кривых линий.

Отличительные признаки задачи.

130

17.05

Основные элементы арифметической задачи

131

22.05

Контрольные задания

132, 133

22.05

24.05

Работа над ошибками.

Час занимательной математики.



Предварительный просмотр:

Государственная казенная общеобразовательная специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида

города Кольчугино Владимирской области

 

Утверждена решением педагогического совета                                                                                                 Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года                                                                                   №______ от «___»________20____ года

                                                                                                                                                  Директор школы: _______/ Светлов С.А

 

 

 

Коррекционно-образовательная программа

 для детей с глубоким нарушением интеллекта

по курсу «Живой мир» (2 –й год обучения)

2012 – 2013 учебный год

 

 

                                                                                                               Учитель: Петухова А.С.

 

Пояснительная записка

Программа по «Развитию речи» имеет полифункциональную направленность, так как решает многочисленные коррекционно - развивающие задачи. На занятиях идёт обучение детей по следующим направлениям:

-обогащение предметно- практического, чувственного опыта;

-обогащение опыта взаимодействия с предметным миром и окружающими людьми;

-развитие навыков общения;

-гармонизация эмоциональной сферы;

-формирование навыков саморегуляции;

-повышение общего психического тонуса и целенаправленной активности;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие пространственной ориентировки;

-формирование интеллектуальных операций и умений;

-обогащение представлений об окружающем мире;

-развитие процессов слушания и говорения;

-расширение словаря, называние предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу;

-построение коротких связных высказываний на доступные темы;

-овладеть диалогической речью;

-овладеть некоторыми грамматическими категориями: образование множественного числа сущ- х, род.пад.сущ- х., согласование сущ- х с числительными и прилагательными, построение простых предложений.

На занятиях расширяется социальный опыт детей, развивается воображение, мышление, произвольная деятельность. Дети учатся отвечать и действовать в разных игровых ситуациях сначала под руководством и совместно со взрослым, постепенно инициатива всё больше переходит в их руки.

Также на занятиях используется драматизация сказок, произведений для детей. Самостоятельное театральное творчество благотворно влияет на эмоциональное развитие детей, позволяет детям переживать различные настроения, чувства, особенности взаимоотношений героев, смену событий. Дети могут опосредованно отыгрывать собственные тревоги, страхи, агрессию.

При проведении занятий по развитию речи важна повторяемость сюжетных линий, ритуалов. Это обеспечивает детям чувство безопасности, уверенности и защищённости.

Для организации уроков развития устной речи может использоваться учебник «Развитие речи. 1 класс» для СКОУ 8 вида Е.Д. Худенко, С.Н.Кремнёвой, М., «Аркти», 2003 год.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

-называть предметы, их части; характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

-составлять простые нераспространённые предложения;

-образовывать множественное число сущ- го, сущ. Р.п.;

-согласовывать сущ. с числит. и прил. в роде, числе и падеже.

Тематическое планирование уроков  во 2 классе - 33 часа

Тематика.

Количество часов.

Экскурсии.

Практические работы.

1.

Школа.

1

Экскурсия по школе.

2.

Сезонные изменения.

3

Экскурсия по школьному двору.

Осень.

1

Изменения в природе осенью. Изменения погоды осенью.

Зима.

1

Изменения в природе зимой. Изменения погоды зимой.

Весна.

1

Изменения в природе ранней весной. Изменения в природе в конце весны.

Времена года.

1

3.

Овощи.

1

Экскурсия по школьному огороду.

4.

Игрушки

1

Наведение порядка в игровом уголке.

5.

Фрукты.

1

Экскурсия по школьному саду.

Сбор яблок.

6.

Посуда.

1

Мытьё своей чашки.

7.

Одежда.

1

Застёгивание и расстегивание пуговиц на жилетке. Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение).

8.

Обувь

1

Одевание ботинок на правую и левую ноги, завязывание шнурков. Уход за обувью (чистка щёткой, протирание тряпочкой).

9.

Деревья.

1

Экскурсия по школьному саду.

Уборка осенних листьев.

10.

Дом.

1

11.

Мебель.

1

Наведение порядка в классной комнате.

12.

Охрана здоровья.

1

Уход за руками (мытьё рук).

13.

Человек.

1

14.

Дикие животные и их детёныши.

1

15.

Домашние животные и их детёныши.

1

16.

Домашние птицы.

1

17.

Ягоды.

1

18.

Пищевые продукты

1

Накрытие стола к обеду.

19.

Транспорт.

1

20

Семья.

2

21

Птицы.

1

Экскурсия по территории школы.

22

Растения

1

Экскурсия по территории школы.

Полив и рыхление цветов.

23

Насекомые.

1

24

Комнатные растения.

1

Полив комнатных цветов.

25

Рыбы.

1

26

Профессии.

1

27

Головные уборы.

1

Завязывание бантика на шапке.

28

Лето.

1

Экскурсия по школьному двору.

Итого

33

10ч.

15 практических работ.

Поурочное планирование уроков во 2 классе - 33 ч

Дата.

Раздел

Тема.

Содержание урока.

1.

07. 09

Школа.

Экскурсия «Наша школа».

Экскурсия «Наша школа». Называние помещений школы. Что делают в этих помещениях? Называние увиденных предметов (школьная мебель, спортивный инвентарь, книги, посуда), людей (профессии, Ф.И.О.)-ознакомительно. Знакомство с классной комнатой, ориентировка в пространстве классной комнаты.

Словарь: имена учеников, И.О. учителей, школьная мебель, помещения школы и предметы, которые находятся в этих помещениях.

Игры: «Найди спрятанную вещь», «Кто тебя позвал». Игры за столом (развитие мелкой моторики, пространственного восприятия).

Составление простых нераспространённых предложений.

2.

14.09

Сезонные изменения.

Экскурсия «Осень в школьном дворе».

Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт.

Изменения в природе осенью: похолодание, листопад, перелёт птиц, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав. Отгадывание загадок. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза, липа, дуб. Еловые шишки и жёлуди. Рассматривание и называние цвета и формы листьев. Классификация деревьев на лиственные и хвойные.

Игры: «Угадай, что звучит?», «Кто, где спрятался?», «От какого дерева листок», «Кораблик», «Узоры». Составление предложений по сюжетной картинке. Образование множественного числа сущ- го (лист- листы).

Стихотворения: «Дождик» З. Александрова, «Осень» М.Хомякова.

3.

21. 09.

Сезонные изменения.

«Золотая осень».

Повторение признаков осени. Составление описательного рассказа об осени по картинно- графическому плану с помощью педагога:

-небо;

-солнце;

-день;

-деревья;

-животные;

-птицы;

-люди.

Образование род.пад. сущ. (нет листа). Игры: «Угадай, что звучит?», «Кто, где спрятался?».

4.

28.09

Овощи.

«Вкусные овощи».

Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа. Рассматривание муляжей, картинок овощей; сравнение их по форме, цвету и вкусу. Обобщающие слово «овощи». Отгадывание загадок.

Игры: «Эхо», «Какой овощ пропустили?», «Поварёнок», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию?». Чтение и беседа по сказке «Репка». Стихотворение А.Прокофьева «Огород». Составление описаний с помощью учителя. Имитация «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Предметные игры «овощи - не овощи».

Составление загадок – описаний (форма, цвет, вкус).

5.

05.10.

Игрушки

«Играем вместе».

Словарь: машина, Мишка, зайка. Кукла, кубики, юла, матрёшка. Называние игрушек. Называние частей игрушек, их формы и цвета. Обобщающее понятие. Беседа о бережном отношении к игрушкам.

Стихи А. Барто из цикла «Игрушки».

Игры: «Будь внимательным», «Угадай, что звучит?», «Узнай игрушку», «Чего не стало?». Отгадывание описательных загадок. Раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги.

Построение простых предложений с использованием предлогов «в, на, под».

6.

12. 10.

Фрукты.

«Мои любимые фрукты».

Словарь: яблоко, апельсин, лимон, груша, слива, банан. Обобщающие слово «фрукты». Рассматривание муляжей, картинок фруктов; сравнение их по форме, цвету и вкусу.

Считалочка «Апельсин», стихотворение В. Волина «Осень добрая пришла…».

Игры: «Что в корзинке?», «Много», «Катится яблочко», «Что можно приготовить из фруктов?». Отгадывание загадок. Составление описаний с помощью учителя (форма, цвет, вкус). Использование слов: круглый, овальный, красный. Образование относительных прилагательных.

7.

19.10.

Посуда.

«Чистые тарелочки».

Словарь: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, хлебница, кастрюля, сковорода.

Потешка «Ладушки». Инсценировка сказки «Три медведя». Чуковский «Федорино горе», С.Маршак «Кошкин дом».

Игры: «Хитрая ложечка», «Что я видел?», «Чего не хватает?», «Поручение».

Классификация посуды, объяснение назначения предметов посуды. Части посуды. Объяснение названий слов: «сахарница, солоница, кофейник, маслёнка».

Составление описаний с перечислением функций предметов. Разрезные картинки. Разукрашивание.

8.

26.10.

Одежда.

«Поможем Маше».

Словарь: майка, носки, колготки, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки.

Классификация одежды для девочек и для мальчиков, для прогулки и для школы, для зимы и для весны. Детали одежды.

Народная потешка, стихотворение В.Кудлачёва «Подарок».

Игры: «Солнце или дождик», «Поручение», «Чем отличаются?».

«Сказка про красное платье в белый горошек».

Составление описаний с перечислением функций. Практическое употребление гл. «одевать- надевать». Описание одежды девочки- мальчика по сезонам с опорой на картинки.

9.

02.11

Обувь

«В магазине обуви».

Словарь: кроссовки, ботинки, сапоги, туфли, валенки, тапочки, босоножки. Классификация обуви по сезонам, полу, назначению (для спорта, прогулки, для дома), части обуви. Различение обуви для правой и левой ноги. Называние цвета и материала обуви.

К. Чуковский «Чудо- дерево»

Игры: «В раздевалке», «Поручение», «Что лишнее?». Подвижная игра «Тапки».

Составление рассказа вместе с логопедом по серии картинок: «Какую обувь я надевал летом, зимой, осенью».

Употребление глаголов: обуваю, надеваю. Образование относительных прилагательных по образцу.

10.

16.11

Деревья

«В школьном саду».

Словарь: дерево, корень, ствол, ветки, листья, иголки

Рассказывание и показ на картинках лиственных и хвойных деревьев. Узнавание и называние деревьев на картинках. Знакомство с частями деревьев: корень, ствол, ветки, листья, иголки. Перечисление деревьев, растущих в школьном дворе. Повторение названий фруктовых деревьев.

Игры: «От какого дерева лист, плод, ветка». Рисование листа клёна и разукрашивание его.

Образование род. пад. множ. числа сущ- х. Описание листьев по образцу (дерево, величина, форма, цвет).

11.

23.11

Дом

«Мой дом».

Словарь: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор,

Сказки: «Пряничный домик», «Теремок», С. Маршак «Кошкин дом».

Развитие понимания предлогов: в, на, из, под.

Игры: «какие звуки вы слышите дома?», «Кошкин дом».

Подбор признаков к предметам.

Составление описательного рассказа о своём доме с помощью логопеда.

12.

30.11

Мебель.

«В моей комнате»

Словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф. Классификация мебели, называние частей мебели. Сказка: «Теремок» -её инсценировка, С. Маршак «Кошкин дом».

«Парные картинки», упр. «В домике». Образование род. пад. сущ.

13.

07.12

Охрана здоровья.

«Туалетные принадлежности».

Словарь: зубная щётка, мыло, мыльница, расчёска, гребешок, полотенце, мочалка, шампунь. Называние частей предметов. Основные цвета. Способы применения.

Игры: «Мыльные пузыри», «Что ты сделал?».

Ответы на вопросы «Для чего нужны эти вещи?» (зубная щётка, расчёска, полотенце и т.д.), использование союза «для того, чтобы». Предметы личной гигиены. Участие в беседе о правилах опрятности. Обсуждение ситуаций, что сделали не так, «правильно - неправильно». Составление предложений по сюжетным картинкам.

14.

14.12

Человек.

«Части тела и лица».

Словарь: человек, мужчина, женщина, ребёнок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы и т.д. Называние частей тела по рисунку, показ частей тела на себе и товарище.

Составление предложений по предметным картинкам (Это губы. Они красного цвета).

Имитационные упражнения: «умывание», «одевание». Распорядок дня. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Правая и левая нога и рука.

Игры: «Кто, что делает?», «Что оденем на прогулку?». Пространственная ориентировка: правая и левая рука, нога.

Народные потешки.

15.

21.12

Дикие животные и их детёныши

«В гостях у дедушки. Рассказы о зайце».

Словарь: животное, заяц, зайчонок, шубка. Внешний вид, образ жизни, части тела зайца. Чем он питается.

Стихотворение: А.Барто «Зайка», В.Хорол «Зайчик», потешка «Зайчишка- трусишка».

Игра «Угадай, кто кричит?», «Один - много». Образование сущ - х с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление описаний по картинно- графическому плану.

16.

28.12

Домашние животные и их детёныши.

«Домашние любимцы. Кошка».

Словарь: кот, кошка, котёнок, животное. Части тела кошки, чем покрыто тело кошки? Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек. Части тела кошки. Называние детёнышей кошки.

С. Маршак «Усатый – полосатый», потешка «Киска». Составление описаний о животном с помощью логопеда и картинно- графического плана. Театр «Кто в домике живёт?».

Составление описаний по картинке.

17.

18.01

Домашние птицы.

«На птичьем дворе».

Словарь: утка, селезень, утёнок; гусыня, гусь, гусёнок; курица, петух, цыплёнок; индюк, индейка, индюшонок. Называние взрослых и детёнышей птиц. Части тела. Составление предложений по картинкам и схемы. Разграничение и отличительные признаки водоплавающих (утка) и не водоплавающих птиц (гусь, курица). Игра: «Птичий двор». Как человек использует домашних птиц?

Упр «Кто в корзинке?», «У кого?», «Кто как кричит?»

18.

25.01.

Сезонные изменения.

«Экскурсия по зимнему школьному двору».

Изменения в природе зимой: холод, снег, мороз, гололёд, птицы у жилища человека, семена на деревьях (шишки на ёлках, семена на липе, клёне, ягоды на рябине и калине).

Отгадывание загадок о зиме и признаках зимы (снег, лёд, мороз), о птицах (воробьи, галки, синицы). Образование качественных прилагательных (зимний день).

Ответы на вопросы учителя.

19.

01.02

Ягоды.

«В саду у Маши».

Словарь: крыжовник, смородина, земляника, малина, клубника, брусника, черника, клюква, виноград. Рассматривание ягод, сравнение по размеру, цвету, вкусу. Группировка по месту проростания. Рассказывание о том, что можно приготовить из ягод (образование относительных прилагательных).

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Инсценировка сказки «Алёнушка и лиса».

20.

08.02.

Пищевые продукты

«Молочные продукты».

Словарь: сыр, масло, сметана, молоко, какао, конфеты, шоколад.

Объяснить, почему данные продукты являются молочными.

Образование мн.ч. род пад. Составление предложений и схемы по предметным картинкам.

Русские народные сказки: «Курочка Ряба», З.Александрова «Вкусная каша».

Игра «Магазин», «Чудесная коробка». Развитие мелкой моторики «Ладушки».

Представление о режиме питания. Составление рассказа о том, что едят за завтраком, в обед, полдник, ужин.

21.

15.02

Транспорт

«Мой дядя водитель».

Словарь: машина, автомобиль, самосвал, части машины. Познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые людей. Развитие пространственной ориентировки.

Классификация транспорта: водный, воздушный, наземный, подземный. Согласование прилагательных с существительными. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Стихи А.Барто «Грузовик», Н.Боев «По шоссе спешат машины.»

22.

22.02

Транспорт

«Я люблю кататься на машине».

Повторение названий и классификации транспорта. Образование род. пад. сущ «Без чего?». Отгадывание загадок.

Игра «Лото», «Четвёртый лишний», «Подскажи словечко».

23

01.03

Сезонные изменения.

Экскурсия «Весна в школьном дворе».

Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки. Отгадывание загадок о признаках весны. Ответы на вопросы об изменениях снега, таянии сосулек. «Во что превращается снег?». Поведение птиц и домашних животных. Составление предложений по сюжетным картинкам.

24.

15.03

Семья.

«В гостях у Маши».

Словарь: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Понимание прямых родственных отношений. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий.

Образование сравнительной степени имён прил «Кто старше, кто младше?»

Расширение словаря глаголов: «Кто чем занят?», «Кто куда ушёл?» (предложное и беспредложное управление).

Составление предложений по сюжетным картинкам.

25.

22.03.

Семья.

«Праздник в Машиной семье».

Понимание прямых и косвенных родственных отношений. Участие в диалоге с Машей (приглашение в гости, накрывание стола).

Составление рассказов с помощью учителя по сюжетной картинке «Утро в семье», «Вечер в семье», по серии картинок «Кем работают Машины родители?».

26.

05.04.

Птицы.

«Весенние птицы: грач, скворец, жаворонок».

Узнавание птиц по внешнему виду. Различение некоторых зимующих и перелётных птиц. Называние частей тела птицы. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам «Что делают птицы?», «Чем можно угостить птиц?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Описание птиц по данному образцу.

27.

12.04.

Растения

«Цветы школьного сада».

Экскурсия. Название растений. Классификация. Части растений. Игра «Что не так?» «Чем похожи?». Развитие пространственной ориентировки: уточнение понятия «вверх- вниз».

Описание цветка по графическому плану. Ответы на вопросы: «Где растут цветы?» «Зачем они человеку?».

28.

19.04.

Насекомые

«Стрекоза и муравей».

Название насекомых, части тела. Отгадывание загадок, игра «Четвёртый лишний», «Сколько их».

Заучивание стихотворений о насекомых. Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Образование родительного падежа множественного числа существительного. Активизация глагольного словаря: «кто как кричит? Кто как передвигается?».

29.

26.04.

Комнатные растения.

«В классе на окне»

Герань. Называние частей растения. Описание цветка по графическому плану. Различение герани среди других цветков. Ответы на вопросы «Где растут комнатные растения», «Зачем они человеку». Правила полива цветов. Серии картинок «полив комнатных растений». Составление описательного рассказа о герани.

30.

03.05.

Рыбы.

«Морские рыбы»

Название морских рыб: лещ, окунь, карась, щука, плотва. Описание внешнего вида рыб. Защитная окраска, чешуя. Части тела рыбы.

Загадки- описания.

Чтение сказки «Золотая рыбка».

Составление предложений по картинкам. Запись схемы предложения. Образование множ. числа сущ- го.

31.

10.05

Профессии.

«Я хочу стать учителем».

Словарь: учитель, ученики, школа, школьные принадлежности, класс, парты. Образование мн. числа сущ- х. Рассказ о профессии учителя. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как девочка стала учительницей».

32.

17.05.

Головные уборы.

«Что мы носим зимой?»

Постановка вопросов и ответы на них (зачем нам нужны головные уборы зимой?). Рассказ о том, какие головные уборы я ношу.

Классификация головных уборов: по полу, сезону. Рассказ о том, из какого материала сделаны головные уборы. Образование относительных прилагательных. Из каких частей состоят головные уборы.

Игра «В магазине головных уборов».

Составление описательного рассказа о шапке с помощью учителя по картинно- графическому плану.

33

24.05.

Лето.

«Отдых всей семьёй».

Моя семья. Картинки семьи. Загадки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Инсценировка «Один день отдыха в моей семье».

Образование сущ. с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Литература

1 Н.В.Виноградова ,О.Т. Поглазова Учимся познавать мир М.2007г.

2 Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под ред В.В. Воронковой М. 1994г.

3 Маллер А.Р.Развитие Диалогической речи глубоко уо детей М.1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""

В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...