Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс
рабочая программа (9, 10 класс) по теме

Егорова Елена Николаевна

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._chelovek._9_-_10_kl.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта)

по предмету «Человек»

 9- 10 класс 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умении. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по данному предмету. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как сохранить свое здоровье; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомании.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

 Преподавание курса «Человек» направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. Ознакомление с данным программным материалом способствует развитию у учащихся наблюдательности, речи, мышления.

В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности глубоко умственно отсталых детей. Наиболее важными принципами будут доступность, наглядность, индивидуальный подход, принцип практической направленности обучения и принцип коррекции.

Реализация дидактических принципов в работе с глубоко умственно отсталыми детьми позволяет в некоторой мере развить их познавательную деятельность, подготовить к несложным видам труда, социально адаптировать.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы. На уроках следует использовать произведения художественной литературы, музыку, произведения искусства. Уроки должны приносить радость детям, чувство удовлетворения; необходимо уважать выбор и желания детей со сложной структурой дефекта,  обеспечивать  нормальные  условия для их деятельности.

Человек рассматривается в программе как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся со сложной структурой дефекта воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Данная программа предназначена для учащихся со сложной структурой дефекта и носит вариативный характер. При ее составлении за основу были взяты следующие программы: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (2001г), для детей с легкой степенью умственной отсталости и Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (НИИ дефектологии АПН СССР, 1984г.).

Составленная программа носит ориентировочный, примерный характер. Содержание программы по всем разделам определяется в зависимости от успешности усвоения учебного материала в предыдущем году обучения и  максимально индивидуализируются с учетом возможностей детей конкретного класса. Количество часов на изучение тем может меняться.

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

Программа рассчитана на 2 года обучения в 9, 10  классах при нагрузке 2 часа в  неделю по учебному плану.

9 класс (2 часа в неделю) - 68 часов

Примерная схема распределения учебного времени по разделам:

№ п/п

                                                Программная тема

Кол-во час.

1.

Человек – часть природы.

5

2.

Человек – живое существо.

33

3.

Органы чувств.

10

4.

Мир чувств.

7

5.

Ты и твое здоровье

13

Всего

68

По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.

Содержание обучения.

Человек – часть природы  - 5 часов.

Введение в предмет. Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Человек умеет думать и говорить. Я – человек. Мое имя, фамилия, возраст, пол. Внешний облик человека. Лицо человека. Выражение лица.

Человек – живое существо (организм) – 33 часа.

Человек – живое существо (организм). Организм человека. Система органов.

Нервная система, ее значение и структура. Гигиена нервной системы. Головной мозг, строение и его значение.

Опорно – двигательная система организма. Скелет. Мышцы и их укрепление. Осанка и  здоровье человека.

Пищеварительная система организма, состав пищи и ее значение. Переваривание пищи в организме.

Зубы. Правила ухода за зубами. Гигиена питания, предупреждение пищевых отравлений и  заболеваний.

Дыхательная система: органы дыхания, защита органов дыхания и их значение. Гигиена дыхания.

Кровеносная система. Сердце – главный орган кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение заболеваний сердца.

Выделительная система. Кожа, ее значение и строение. Гигиенический уход за кожей. Повреждение кожи.

Практические работы:

«Физические упражнения в формировании правильной осанки».

«Дыхательные упражнения, движения».

«Пуль. Измерение пульса».

«Первая помощь при порезах и ожогах».

Органы чувств – 10 часов.

Зрение. Гигиенический уход за глазами.

 Слух. Гигиенический уход за ушами.

Обоняние. Гигиенический уход за носом.

Вкус.  Орган осязания.

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

Практическая работа: «Определение вкусовых качеств».

Мир чувств – 7 часов.

 Эмоции, от простых эмоций к чувствам, умение владеть собой.

Внимание. Память.

Практическая работа:

«Тренировка памяти» «Тренировка внимания»

Ты и твое здоровье - 13 часов.

Здоровье человека: «Режим дня школьника», здоровый сон.

Правильное питании, нормы питания, витамины. Закаливание организма.

Что нужно знать о болезнях: грипп, болезнь головы, аллергия.

Практические работы:

«Можно ли снять усталость».

«Упражнения по снятию усталости».

10 класс (2 часа в неделю) – 68 часов

Примерная схема распределения учебного времени по разделам:

№ п\п

Программная тема

Кол – во час.

1.

Введение

1

2.

Общий обзор организма человека.

8

3.

Опора и движение.

13

4.

Кровь. Кровообращение.

9

5.

Дыхание.

6

6.

Пищеварение.

9

7.

Почки.

1

8.

Кожа.

5

9.

Нервная система.

9

10.

Органы чувств.

6

11.

Охрана здоровья человека.

1

Всего

68

По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с у учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.

Введение – 1час.

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общий обзор организма человека - 8 часов.

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные  системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опора и движение - 13 часов

Скелет (9 часов)

Значение скелета человека, развитие и рост костей.   Основные части скелета: череп, скелет туловища, (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и её значение. Кости верхних и нижних конечностей.

           Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

                                                 

Практические работы. Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (рёбра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.

Мышцы (4 часа)

Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.

Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.

Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Практические работы. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц.

Наблюдения:

1. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте.

2. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.

Кровообращение  - 9 часов.

Кровеносная система человека.

Кровь, её состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний.

Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Вредное влияние  никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении.

Наблюдения и практические работы.

1. Подсчёт частоты пульса и измерение  кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.                                

2. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.

3. Измерение с помощью учителя  кровяного давления.

         

Дыхание - 6 часов.

Значение дыхания для  человека.

Органы дыхания человека: нос, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в лёгких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулёз и др.).

Влияние  никотина на органы дыхания.

Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.

Озеленение городов, значение зелёных насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Питание и пищеварение  -9 часов.

Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины Значение овощей и фруктов для здоровья человека.

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.

Значение пережёвывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.

Гигиена питания. Нормы питания. Культура поведения во время еды.

Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация правильного поведения за столом во время приёма пищи, умения есть красиво.

Почки – 1 час.

Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.

Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Кожа – 5 часов.

Кожа и её роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.

Производные кожи: волосы, ногти.

Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Практические работы. Приёмы наложения повязок на условно поражённый участок кожи.

Нервная система – 9 часов.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

Профилактика  травматизма и заболеваний нервной системы.

           Демонстрация модели головного мозга.

Органы чувств  - 6 часов.

Значение органов чувств у человека.

Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.

Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Охрана всех органов чувств.

                Демонстрация муляжей глаза и уха.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

 

Учащиеся должны знать:

  • название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
  • о влиянии физической нагрузки на организм;
  • нормы правильного питания;
  • о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
  • названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
  • норму кровяного давления;
  • состояние своего зрения и слуха;
  • санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

  • применять приобретённые знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования;
  • измерять температуру тела;
  • оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Тематическое планирование на 2012- 2013 учебный год

по предмету «Человек» 9 класс

п/п

Тема урока.

Кол – во

часов.

Введение в предмет. Человек – часть природы.

1

Чем человек отличается от животных.

1

Человек умеет думать и говорить.

1

Я – человек. Мое имя, фамилия, возраст, пол.

1

Внешний облик человека. Лицо человека. Выражение лица.

1

Человек – живое существо (организм).Организм человека. Система органов.

1

Нервная система. Значение и структура.

1

Головной мозг. Строение и его значение.

1

Спиной мозг. Строение и его значение.

1

Гигиена нервной системы.

1

Контроль знаний по пройденным темам.

1

Опорно -  двигательная система организма.

Скелет – опора человека.

1

Мышцы. Укрепление мышц.

1

Осанка и здоровье человека.

1

Практическая работа «Физические упражнения в формировании правильной осанки».

1

Пищеварительная система организма.

Значение и состав пищи.

1

Как пища переваривается.

1

Зубы. Правила ухода за зубами.

1

Предупреждение пищевых заболеваний и отравлений. Гигиена питания.

1

Дыхательная система.

Органы дыхания, его значение. Защита органов дыхания.

1

Защита органов дыхания.

1

Практическая работа. Дыхательные движения, упражнения.

1

Гигиена дыхания.

1

Кровь. Кровеносная система.

1

Сердце – главный орган кровеносной системы.

1

Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях.

1

Практическая работа  «Пульс. Измерение пульса».

1

Предупреждение заболеваний сердца.

1

Выделительная системам.

1

Контроль знаний.

1

Повторение пройденного. Работа над ошибками.

1

Кожа. Значение кожи.

1

Кожа. Строение кожи.

1

Гигиенический уход за кожей.

1

Повреждение кожи.

1

Практическая работа «Первая помощь при порезах и ожогах».

1

Мир чувств. Эмоции.

1

От простых эмоций к чувствам.

1

Умей владеть собой.

1

Мир чувств. Внимание.

1

Мир чувств. Память.

1

Практическая работа. Тренировка внимания.

1

Практическая работа. Тренировка памяти.

1

Здоровье человека «Режим дня школьника».

1

Здоровый человек – здоровый сон.

1

О правильном питании.

1

Нормы питания. Витамины.

1

Как закаливать свой организм.

1

Практические упражнения. Можно ли снять усталость.

1

Контроль знаний.

1

Практическая работа: «Упражнения по снятию усталости».

1

Органы чувств. Зрение.

1

Гигиенический уход за глазами.

1

Органы чувств. Слух.

1

Гигиенический уход за ушами.

1

Органы чувств. Обоняние.

1

Гигиенический уход за носом.

1

Органы чувств. Вкус.

1

Практическая работа «Определение вкусовых качеств».

1

Орган осязания.

1

Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.

1

Что нужно знать о болезнях. Что такое грипп. Если болит голова.

1

Аллергия.

Контроль знаний.

1

Носовое кровотечение.

1

Твоя домашняя аптечка.

1

Охрана здоровья человека.

1

Обобщающий занимательный урок.

1

Тематическое планирование на 2012- 2013 учебный год

по предмету «Человек» 10 класс

п/п

Тема урока.

Кол – во

часов.

1

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

1

2

Краткие сведения о строении клетки.

1

3

Состав клетки и ее жизнедеятельность.

1

4

Краткие сведения о строении тканей человека.

1

5

Органы человека.

1

6,7

Основные системы органов человека.

2

8

Обобщающий урок.

1

9

Контроль знаний.

1

10

Значение опорно – двигательной системы. Скелет человека.

1

11

Скелет головы.

1

12,13

Скелет туловища. Практическая работа «Изучение внешнего вида костей черепа».

2

14

Скелет верхней конечности. Практическая работа «Изучение внешнего вида костей рук и ног».

1

15

Скелет нижней конечности.

1

16

Практическая работа «Изучение внешнего вида костей рук и ног».

1

17

Первая помощь при ушибах, растяжении связок и переломах костей.

1

18

Практическая работа «Наложение шин, повязок» Консультация врача.

1

19

Мышцы. Основные группы мышц.

1

20

Осанка и здоровье человека. Практическая работа «Определение правильной осанки»

1

21

Обобщающий урок.

1

22

Контроль знаний.

1

23

Кровь и ее значение.

1

24

Сердце – главный орган кровеносной системы.

1

25

Органы кровообращения: сердце и сосуды.

1

26

Движение крови по сосудам. Пульс.

1

27

Практическая работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений» Измерение кровяного давления врачом.

1

28

Первая помощь при кровотечениях. Консультация врача.

1

29

Вредное влияние курения, спиртных напитков, наркотических веществ на сердечно – сосудистую систему.  

1

30

Повторение по теме «Кровообращение»

1

31

Контроль знаний.

32

Органы дыхания человека, их строение и функции.

1

33

Строение легких. Газообмен в легких.

1

34

Дыхательные движения.

1

35

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

36

Повторение по теме «Дыхание.

1

37

Контроль знаний.

1

38

Значение и состав пищи.

1

39

Органы пищеварения.

1

41,42

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.

2

43

Гигиена питания. Нормы питания.

1

44

Причины и признаки пищевых отравлений.

1

44

Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.

1

45

Повторение по теме «Пищеварение»

1

46

Контроль знаний.

1

47

Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний

1

48

Кожа человека и ее значение. Строение кожи.

1

49.

Закаливание организма.

1

50

Оказание первой помощи при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожении. Практическая работа «Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи».

1

51

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1

52

Повторение по теме «Кожа»

1

53

Строение и значение нервной системы.

1

54

Строение и значение спинного и головного мозга.

1

55

Гигиена умственного и физического труда. Режим дня.

1

56

Сон и его значение. Гигиена сна.

1

57

Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.

1

58

Повторение по теме «Нервная система»

59

Зачет знаний по теме « Нервная система».

1

60

Подготовка к контрольной работе за год.

1

61

Контрольная работа (годовая).

1

62

Значение органов чувств у человека.

1

63

Орган зрения.

1

64

Гигиена зрения.

1

65

Строение и значение органа слуха.

1

66

Гигиена слуха.

1

67

Органы осязания, обоняния, вкуса.

1

68

Система здравоохранения в Российской Федерации.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...