Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс
рабочая программа (9 класс) по теме

Егорова Елена Николаевна

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                  

  и развитие речи в единстве с непосредственным наблюдением предметов и явлений,

    близких жизненному опыту обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_rasteniy.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта)

по предмету «Мир растений» 9 класс 

 Пояснительная записка.

             

 Рабочая программа составлена и адаптирована на основе государственной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ  школе-интернате VIII вида Москва, Зеленоград от 24. 05. 2012г.
  5. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Преподавание «Мира растений» должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи  человека с живой природой, влияние на нее.

Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.

 Программа рассчитана на 1 года обучения в 9 классах при нагрузке 2 часа в неделю по учебному плану.

Программа  позволяет решать связанные  воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

  • Расширение кругозора детей путем формирования  знаний и представлений о мире растений и природном окружении.
  • Сообщение учащимся знаний о строении и жизни растений  леса, сада, огорода, поля, луга, болота и водоема.
  • Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето -  в жизни растений.
  •  Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений), бережного отношения к природе.
  • Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними.
  • Воспитание у детей любви к природе, стремление ее беречь и защищать.

Программа предусматривает изучение элементарных сведений о растениях, доступных детям. Растения объединены в группы по месту их произрастания. Данное   структуирование программного материала является более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом.  

У глубоко умственно отсталых детей нарушен не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания недоразвиты, в результате чего дети получают неполное, искаженное представление об окружающем мире. Страдает процесс восприятия. Для таких детей требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Их восприятием необходимо руководить.

Данная программа предлагает ведение наблюдений, организацию практических работ и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более  эффективно осуществлять коррекцию: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Недостаточно сформировано мышление. При анализе предметов дети выделяют только общие свойства предметов, а не его индивидуальные признаки.  

 Из – за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предмете отдельные части, дети не могут установить связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Сравнение проводят по несуществующим признакам. Хотя отмеченные особенности носят стойкий характер, это отнюдь не означает, что такие дети не обучаемы.

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности  и развитие речи в единстве с непосредственным наблюдением предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

За 2 года обучения предмету «Мир растений» рассматриваются: разнообразие растительного мира, даются понятия культурные растения и дикорастущие, даются сведения о значении и охране растений.

Данная программа предлагает изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными наиболее яркими отличительными признаками растений и на их основе учатся распознавать и правильно называть деревья, кустарники, травянистые и цветковые растения, произрастающие на пришкольном участке, возле дома, в ближайшем парке и в лесу; знакомятся с некоторыми видами культурных растений (овощные растения, фруктовые деревья и ягодные кустарники).

Процесс обучения учащихся должен способствовать их всестороннему развитию. На уроках следует уделять внимание развитию речи ребенка, учить его правильно строить предложения. Особое внимание следует уделять развитию диалогической речи, умению отвечать на вопросы учителя, выполнению практических упражнений.

На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи. Необходимо воспитывать у детей деятельную любовь к природе, умение заботиться о растениях на пришкольном участке, нетерпимость к порче растений, способность воспринимать красивое в природных явлениях. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. Необходимо рассказывать о задаче охраны природы, в доступной форме познакомить с законами об охране природы, с растениями, подлежащими охране.

Познавая мир природы, дети переносят свои впечатления в мир рисунка. У них лучше развиваются творческие способности. Все увиденное в природе:   деревья, кусты, трава, цветы, плоды, листья, мхи, водоросли -  оживает в творческих работах  в изобразительной деятельности.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
  • Наглядные: демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности (коллекции объектов неживой природы, экранно-звуковые средства обучения и т.д.
  • Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (викторины, КВНы, праздники, игры и т.д.)

Типы уроков:

  • Урок объяснения нового материала
  • Урок закрепления нового материала
  • Комбинированный урок
  • Повторительно-обобщающий

Основные требования к знаниям  и умениям учащихся.

  • Растения, их разнообразие.
  • Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
  • Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).           Наблюдение роста растений, фиксация изменений.
  • Деревья, кустарники, травы.
  • Дикорастущие, культурные и комнатные растения.
  • Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.
  • Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Учащиеся должны знать:

  1. Внешнее строение и элементарную хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада.
  2. Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений.
  3. Признаки сходства и различия между растениями.
  4. Особенности выращивания культурных растений (в основном местных): сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
  5. Разницу ядовитых и съедобных грибов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Узнавать изучаемые растения по внешнему виду.
  1. Различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам.
  1. Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменение внешнего вида растений в зависимости от природных условий).

4.Осуществлять уход за цветочно – декоративными, комнатными растениями и овощными культурами.

5.Работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.

Данная рабочая (адаптированная) программа обеспечивает оптимальный объем знаний по предмету Мир растений для детей со сложной структурой дефекта. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.

  Для обучения используются следующие средства обучения:

  • Библиотечный фонд
  • Печатные демонстрационные пособия
  • Технические средства обучения

Учебно-методические пособия

Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений        YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках /  под редакцией В.В.  Воронковой– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год-  сб. 1.224 с.

Учебный план по предмету « МИР РАСТЕНИЙ»

Введение – 1 ч.

Многообразие растений (размеры, формы, места произрастания). Природа живая и неживая.

 Цветковые и бесцветковые растения.

Общие сведения о растениях – 11 ч.

 Растения – часть живой природы.

Растения дикорастущие, культурные.

Общее понятие об органах растений

Размножение растений (насекомыми – опылителями, плодами, развитие растения из семени).

Роль растений в жизни животных и человека.

Значение растений и их охрана.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

 Определение всхожести семян.

Экскурсия в лес: наблюдения за сезонными изменениями растений - осень  

Растения леса – 28 ч.

Лиственные деревья (7 ч.)

Особенности внешнего строения  деревьев.

Сравнительная характеристика.

Лиственные леса.

Внешний вид, условия произрастания.

Знакомство с деревьями: береза, дуб, липа, осина, рябина, клен.

Использование древесины различных пород.

Листопад и его значение  

Хвойные деревья (4 ч.)

Особенности внешнего строения  деревьев.

Сравнительная характеристика.

Хвойные леса.

Внешний вид, условия произрастания.

Знакомство с деревьями: ель, сосна, лиственница.

Использование древесины различных пород.

Смешанные леса. (1 ч.)

Лесные кустарники (3 ч.)

Особенности внешнего строения кустарников.

Отличие деревьев от кустарников.

Калина, шиповник, можжевельник, малина, бузина – использование человеком.

Отличительные признаки съедобных и ядовитых плодов.

Ягодные кустарники (2 ч.)

Особенности внешнего строения. Биология этих растений.

Сравнительная характеристика. Правила их сбора и заготовки.

Лекарственное значение изучаемых ягод.

Изучаемые кустарники – брусника, черника.

Травы (3 ч.)

Многообразие трав в лесу. Особенности внешнего строения.

Практическое значение изучаемых трав.

Изучаемые травы – кислица, подорожник, мать – и - мачеха, зверобой, земляника.

Грибы (3 ч.)

Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.

Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу.

Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка).

Охрана леса (3 ч.)

Что лес дает человеку? Лекарственные травы и растения.

Растения Красной книги. Лес – наше богатство (работа лесничества по охране и разведению лесов).

Практические работы:

Зарисовки в тетрадях, подбор иллюстраций и оформление альбома «Растения леса». Подбор литературных произведений с описанием леса («Русский лес в поэзии и прозе»).

Экскурсии:  зима, весна – 2 ч.

Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений, с     распространением плодов и семян, с сезонными  явлениями в жизни растений.

Комнатные растения (4 ч.)

Разнообразие комнатных растений.

          Светолюбивые – герань, теневыносливые – традесканция, влаголюбивые – каланхоэ, засухоустойчивые – кактус.

Особенности внешнего строения и биологические особенности растений.                                                              

Особенности ухода, выращивания, размножения.

 Размещение в помещении.

Польза, приносимая комнатными растениями. Климат и красота в доме.

Практические работы:

Черенкование комнатных растений. Пересадка и уход за комнатными растениями: полив, обрезка.

Зарисовка в тетрадях. Составление композиций из комнатных растений.

Растения поля – 4 ч.

Злаковые культуры

Пшеница, рожь, овес, ячмень, овес, кукуруза и другие злаковые культуры.

Труд хлебороба. Отношение к хлебу.

Растения луга – 2 ч.

Травы:  клевер, колокольчик, тимофеевка и другие.

Использование лугов как пастбищ и для сенокоса.

Растения огорода – 7 ч.

Овощи (3 ч.)

 Картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох.

Зеленые культуры (3 ч.)

 Лук, чеснок, укроп, петрушка, салат.

Особенности внешнего строения. Выращивание: посев, уход, уборка.

Польза овощных растений. Овощи – источник здоровья (витамины).

Использование человеком. Блюда, изготавливаемые из овощей.

Практические работы: Выращивание рассады.

Растения сада – 10 ч.

Плодовые деревья (2 ч.)

 Яблоня, груша, вишня, слива.

Ягодные  кустарники (2 ч.)

 Смородина, крыжовник, садовая земляника, малина.

Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения.

Вредители сада, способы борьбы с ними.

Способы уборки и использование плодов и ягод.

Польза свежих фруктов и ягод. Заготовка на зиму.

Декоративные растения (3 ч.)

 Весенние: тюльпаны, нарциссы.

Летние: пионы, розы, гладиолусы.

Осенние: астры, хризантемы.

Практические работы (3 ч.)

Вкапывание приствольных кругов плодовых деревьев.

 Выращивание рассады цветов и посадка на клумбы.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия в цветущий сад.

Растения водоемов -  2 ч.

Растения водоемов: водоросли и цветковые.

Растения болота – 2 ч.

Растения болота: травы, мхи, багульник.

Ягодные растения: клюква.

Итоговый урок – 1 ч.

Растения – живой организм. Обобщение материала о растениях.

Тематическое планирование на 2011- 2012 учебный год

по предмету «Мир растений» 9 класс

Тема урока

ч

1.

Многообразие растений. Цветковые и бесцветковые.

1

Общие сведения о растениях – 11 ч.

1.

Органы растений.

1

2.

Группы растений

1

3.

Значение растений на земле.

1

4.

Растения дикорастущие и их значение для человека.

1

5.

Растения культурные и их значение для человека.

1

6.

Размножение растений. Насекомые – опылители.

1

7.

Экскурсия в лес «Сезонные изменения в жизни растений»

1

8.

Размножение растений. Плоды путешествуют.

1

9.

Размножение растений. Развитие растения из семени.

1

10.

Значение растений в жизни животных и человека.

1

11.

Охрана растений. Красная книга.

1

Растения леса – 28 ч.

Лиственные деревья – 8 ч.

1.

Лиственные деревья. Общая характеристика.

1

2.

Лиственные деревья. Береза.

1

3.

Лиственные деревья. Дуб.

1

4.

Лиственные деревья. Липа.

1

5.

Лиственные деревья.  Рябина.

1

6.

Лиственные деревья.  Осина. Клен.

1

7.

Обобщение по теме «Лиственные леса».

1

8.

Листопад и его значение.

1

Хвойные деревья – 6 ч.

9.

Хвойные деревья. Общая характеристика.

1

10.

Хвойные деревья. Ель. Сосна.

1

11.

Хвойные деревья. Лиственница.

1

12.

Хвойные леса.

1

13.

Экскурсия в лес «Сезонные изменения в жизни растений»

1

14.

Смешанные леса.

1

Лесные кустарники – 3 ч.

15.

Лесные кустарники. Калина. Шиповник.

1

16.

Лесные кустарники. Малина. Бузина.

1

17.

Лесные кустарники. Можжевельник.

1

Ягодные кустарнички – 2 ч.

18.

Ягодные кустарнички. Брусника.

1

19.

Ягодные кустарнички. Черника.

1

Травы – 3 ч.

20.

Многообразие трав в лесу.

1

21.

Травы: подорожник, зверобой, мать - и - мачеха.

1

22.

Земляника. Кислица.

1

Грибы – 3 ч.

23.

Общая характеристика. Строение грибов.

1

24.

Съедобные грибы.

1

25.

Несъедобные грибы.

1

Охрана леса – 3 ч.

26.

Лес – наше богатство.

1

27.

Растения Красной книги.

1

28.

Экскурсия в лес « Сезонные изменения в жизни растений»

1

Растения поля – 3 ч.

29.

Злаковые культуры. Пшеница. Рожь.

1

30.

Злаковые культуры. Ячмень. Овес.

1

31.

Злаковые культуры. Кукуруза.

1

32.

Труд хлебороба. Отношение к хлебу.

1

Растения луга – 2 ч.

33.

Травы: клевер, колокольчик, тимофеевка.

1

34.

Использование лугов для пастбищ и сенокоса.

1

Растения огорода – 7 ч.

35.

Овощи: картофель, морковь, свекла.

1

36.

Овощи: капуста, кабачок, горох.

1

37.

Овощи: помидор, огурец, перец.

1

38.

Зеленые культуры: лук, чеснок.

1

39.

Зеленые культуры: укроп, петрушка, салат.

1

40.

Овощи – источник здоровья.

1

41.

Практическая работа. Посев семян укропа и петрушки.

Декоративных цветов – астры.

1

Комнатные растения – 4 ч.

42.

Многообразие комнатных растений.

1

43.

Лекарственные комнатные растения: Герань, каланхоэ.

1

44.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.

1

45.

Практическая работа. Составление композиций из комнатных растений.

1

Растения сада – 10 ч.

46.

Плодовые деревья: яблони, груши.

1

47.

Плодовые деревья: вишня, слива.

1

48.

Ягодные кустарники: смородина, крыжовник.

1

49.

Ягодные кустарники: садовая земляника, малина.

1

Декоративные растения -3 ч.

50.

Весенние: тюльпаны, нарциссы.

1

51.

Летние: пионы, розы, гладиолусы.

1

52.

Осенние: астры, хризантемы.

1

53.

Практическая работа. Вкапывание приствольных кругов  деревьев.

 

1

54.

Практическая работа. Посадка на клумбы рассады цветов.

1

55.

Экскурсия в лес « Сезонные изменения в жизни растений».

Растения водоемов - 2 ч.

56.

Растения водоемов. Водоросли.

1

57.

Растения водоемов. Цветочные.

1

Растения болот – 2 ч.

58.

Растения болот: травы, мхи, багульник.

1

59.

Ягодные растения: клюква.

1

60.

Итоговый урок. Растения живой организм. Обобщение материала о растениях.

1

Использование (адаптирование) учебно – методического материала.

 

При составлении программы, подготовке и проведении уроков опиралась на следующие источники: 
1. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Естествознание. Неживая природа.,

6 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ; 
2. Королева Н. В., Макаревич Е. В. Биология. Растения, грибы, лишайники.,

7 класс. - Учебник для учащихся специальных (коррекционных) школ; 
3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида, под ред. Воронковой, 2005 г; 
4. Веселая биология на уроках и праздниках:

 Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с. Агеева И.Д. 
5. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. –

 М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с. Миронов А.В. 
6. 100 великих загадок природы. – М.: ВЕЧЕ, 2005. – 480 с.

 Непомнящий Н.Н. 
7. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. – М.: ВАКО, 2003. – 288 с. Фефилова Е.А., Поторочина Е.П. 
8. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс. – М.:ВАКО, 2003. – 288 с. Казакова О.В., Сбоева Н.А. 
9. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. – М.: ВАКО, 2004. – 320 с. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. 
10. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. 
11. Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

1 класс. – Волгоград, 2002. – 144 с. Муковникова О.Г. 
12. Природа: неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование.

 Сост. Г.В.Чередникова.– Волгоград: Учитель, 2005. – 123 с. 
13. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. 
14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе:

Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с. Иванова Т.С. 
15. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В. 
16. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «Природа. Введение в биологию и экологию» Т. С. Сухаревой. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 96 с.Сост. Бочарова С.В. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта

программы : счет,рисование и лепка,живой мир,грамота 2-ой год обучения...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...