Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
рабочая программа по математике (9 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

·        формирование практически значимых знаний и умений;

·        развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;

·        создание условий для социальной адаптации учащихся;

·        воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

·        формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;

·        максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

·        воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

·        объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;

·        закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;

·        обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;

·        контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_matematike_9zh.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с ООП

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «26» августа 2016 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Рабочая программа

по  учебному предмету «Математика»  

для обучающихся 9-ж класса для детей со сложной структурой дефекта

(учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой

Составитель:

Елисеева Т.В.

учитель математики

первой  квалификационной категории

Москва  2016г.

                                     

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы  

3

  1. Пояснительная записка  

  1. Учебная программа VIIII класса                                                  

4

         5

  1. Содержание программы учебного предмета

6

  1. Примечания

10

  1. Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

11

  1. Лист внесения изменений

11

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа специального (коррекционного)   образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы: рабочая программа  учебного курса.

Назначение программы:

- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся  9ж  класса  ГБОУ школы №854 (отделение с ОВЗ)

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  2 часа  в неделю.

Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, адаптированная контрольная работа.

Пояснительная записка

       У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности. Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостыо должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных

пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащих, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

Статус документа

Рабочая программа по математике для 8-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой  (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).

-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.

 

Общая характеристика предмета

Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.

Цели курса:

  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
  • максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
  • воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

  • объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
  • закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
  • обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
  • контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.

Основные технологии: 

  • личностно-ориентированный подход,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Устный счет.
  • Беседа (диалог).
  • Работа с книгой.
  • Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
  • Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
  • Измерительные и графические работы.

Программа IX класс (67 час).

Повторение материала VIII класса.

Устная и письменная нумерация в пределах 100.

Понятие о составе двухзначного числа.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа с калькулятором.

Десяток как счетная единица. Счет прямой и обратный. Счет от заданного до заданного числа.

Присчитывание и отсчитывание десятками в пределах 100.

Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом.

Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.

Меры стоимости: 50 коп., 1 руб., 5 руб., 10 руб., 50 руб., 100 руб, 200руб., 500руб., 1000руб.

 Работа с монетами и купюрами. Размен и замена денег символами бумажных денег.

Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.

Меры времени: определение времени по часам с точностью до часа.

Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.

Работа  с калькулятором.

9ж класс  I четверть

Тема

Нумерация. Повторение.

1

Повторение. Первый десяток.

2

Нумерация в пределах 20. Прямая линия.

3

Числовой ряд. Построение прямых через одну точку.

4

Состав числа. Решение задач.

5

Сравнение чисел в пределах  20 по числовому ряду.

6

Сложение десятка с единицами. Кривая линия.

7

Сложение десятка с единицами. Измерение отрезка.

8

Вычитание из двузначного числа всех единиц.

9

Вычитание без перехода через десяток. Построение отрезков.

10

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

11

Меры времени. Треугольник. Стороны.

12

Меры стоимости. Виды углов.

13

Нумерация в пределах 100. Построение тупого угла.

14

Нумерация в пределах 100. Ряд круглых десятков.

15

Контрольная работа.

16

Работа над ошибками.

17

Повторение

Итого за I четверть 17 ч


9ж класс  II четверть

Тема

Числовой ряд 1-100.

18

Меры длины. Геометрический диктант.

19

Числовой ряд 1 – 100. Чтение запись чисел.

20

Числовой ряд 1-100. Соседи числа.

21

Сравнение чисел. Построение прямых линий через одну точку.

22

Состав числа.

23

Сложение сотен с единицами.

24

Сложение сотен с десятками. Треугольник.

25

Вычитание из числа десятков.

26

Вычитание из числа единиц.

27

Сложение и вычитание мер стоимости.

28

Действия с числами в пределах 100. Треугольник

29

Контрольная работа.

30

Работа над ошибками. Построение геометрических фигур

31

Все действия с числами в пределах 100.

Итого за II четверть 14 ч

9ж класс  III четверть

Тема

Нумерация в пределах 500.

32

Числовой ряд 1-500. Чтение запись чисел.

33

Соседи чисел. Предыдущее и последующее число.

34

Состав числа. Разряды. Построение прямых линий.

35

Присчитывание и отсчитывание по 1 десятку.

36

Присчитывание и отсчитывание по 1 сотне. Луч.

37

Действия с целыми десятками. Замена: 10 десятков = 1 сотня, 1 сотня = 10 десятков.

38

Прямой и обратный счет в пределах 500 сотнями.

39

Сравнение чисел в пределах 500. Построение отрезков.        

40

Увеличение на несколько единиц.

41

Уменьшение на несколько единиц.

42

Меры времени. Соотношение 1ч.=60мин.

43

Сложение и вычитание мер времени.

44

Сравнение мер времени.

45

Действия с мерами стоимости.  Игра « Магазин»

46

Действия с именованными числами. Угол.

47

Работа с денежными знаками. Виды углов.

48

Работа с денежными знаками. Построение прямого угла.

49

Сложение и вычитание чисел в пределах 500.

50

Контрольная работа.

51

Работа над ошибками.

52

Нумерация в пределах 500.

Итого за III четверть 21  ч

9ж класс  IV четверть

Тема

Числовой ряд 1-1000

53

Меры длины. Соотношение 1м = 100см.

54

Сложение мер длины. Геометрический диктант.

55

Вычитание мер длины.

56

Сложение и вычитание мер длины. Треугольник элементы.

57

Числовой ряд 1-1000. Чтение и запись чисел

58

Состав числа. Разряды. Построение разных треугольников.

59

Сравнение чисел. Прямоугольник. Элементы.

60

Работа с денежными знаками. Построение прямоугольника.

61

Действия с мерами стоимости.

62

Сложение  сотен с единицами. Построение прямоугольников по точкам

63

Сложение сотен с десятками

64

Сложение и вычитание сотен с десятками

65

Годовая контрольная работа. Построение геометрических фигур.

66

Работа над ошибками

67

Итоговый урок: « Действия с именованными числами».

Итого за IV четверть 15 ч

Итого за год 67 ч

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно учащийся должен уметь:

- уметь складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через      разряд;

-решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом;

- знать меры стоимости: 50 коп., 1 руб., 5 руб., 10 руб., 50 руб., 100 руб; 200руб., 500руб., 1000руб.


 Используемая литература и пособия:

Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебников для второго класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида в 2 частях. Автор Т.В.Алышева. Москва Просвещение 2010год.

Лист внесения изменений

Класс

Дата

Количество не проведённых уроков

Причина

Согласование с курирующим завучем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5-9 классов с умеренной умственной отсталостью

Рабочая программа по курсу "Математика" ( 5-9 класс, для учащихся с умеренной умственной отсталостью) разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VII...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с умеренной степенью умственной отсталости

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (разработана специальной (коррекционной) шк...

Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  8 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (адаптированная) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 9 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  9 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для ОВЗ (вариант...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 5-6 классов

Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая игеометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственнойлогикой, однако, не независим...