Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Егорова Елена Николаевна

 

 

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.

Задачи:

1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять его требования;

2.Формирование связной письменной речи как видом общения;

3.Обучение  элементарно грамотному и аккуратному письму;

4.Подготовка учащихся к жизни и труду в современном обществе;

5.Способствование социализации и социальной адаптации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pismu.doc71 КБ
Microsoft Office document icon ktp_8_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа №854»

школьное отделение для детей с о ОВЗ

Рассмотрена на

заседании МО

Протокол № ___

от «____»____20 ____ г.

«Принята»

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №854

А.В.Курсаков

Программа обучения детей с ОВЗ

по  предмету «Письмо»  

 ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта)

8 класс

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы

под редакцией В.В. Воронковой).

        

Составитель:

Егорова Е.Н.

учитель письма и чтения

первой  квалификационной категории

Москва  2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму для 8-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.

-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР. – Москва, 1983 г.  

Ориентирована на учебник: В.В. Воронкова «Русский язык» 5 класс - М.: «Просвещение», 2006г.

Целевое назначение программы

Цель программы –  общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.

Задачи:

1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и       выполнять его требования;

2.Формирование связной письменной речи как видом общения;

3.Обучение  элементарно грамотному и аккуратному письму;

4.Подготовка учащихся к жизни и труду в современном обществе;

5.Способствование социализации и социальной адаптации учащихся.

 Программа рассчитана на 140 часов в год, 4 часа в неделю.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебной дисциплине «Письмо» разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых  детей, составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 году.        

В классе обучаются дети – инвалиды.  Дети – инвалиды в школе   VIII вида - это дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72) и  со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера).  Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения.

Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с глубокой  умственной отсталостью. При изучении учебного материала используется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом психофизических особенностей. При обучении детей с низким уровнем готовности учитывается: зрительное  и пространственное восприятие, мышление память, воображение, речь, внимание, зрительно – моторные координации.

Направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие переключаемости внимания; мыслительных операций:  анализа, синтеза, обобщения, классификации.

  При обучении  письма следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

Письмо используется для закрепления навыка чтения. Самостоятельного письма у детей с тяжелой степенью умственной отсталости не формируется. Работа заключается в списывании печатных или письменных букв, слоговых структур, слов, предложений, коротких текстов.

Общая  характеристика  учебного  предмета.

  Обучение письму умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоен6ию соответствующего звука.

 В соответствии с этим на уроках письма широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

  При обучении письма следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

  Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

  Рабочая программа по письму построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение письму носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.

Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д.

Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой.

Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.

       Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Цели и задачи  обучения  

  • расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
  • подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  • целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

Формы и методы организации обучения

Формы работы: 

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • дифференцированная,
  • самостоятельная.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, использование наглядных средств обучения.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках письма используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках письма.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Межпредметные связи

Обучение Письму  тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

Программа предусматривает формирование у обучающихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.  

Основные требования к знаниям и требованиям учащихся

Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные,        согласные звонкие и глухие, р — л,
  • свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текст.

Содержание тем по письму для 8 класса для детей со сложной структурой дефекта.

Повторение (13 ч.)

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Связная речь: заполнение дневника.

Звуки и буквы (13 ч).

Звонкие и глухие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Различие артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е, ё, и, ю, я. Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Состав слова. (53 ч.)

Знакомство с корнем и однокоренными слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне  слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Составлять рассказ по картинкам, по иллюстрации, по опорным словам и с помощью учителя.

Части речи (7 ч.)

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Составлять рассказ по картинкам с помощью вопросов и опорным словам.

Имя существительное (30 ч).

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? Изучение слов, обозначающих действия: умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя). Предлоги (у ,за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.

Предложение(10 ч).

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам. Установление связи между словами в предложении по вопросам:  кто это? что это? что делает? Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова. Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя. Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя). Списывание письменных и печатных инструкций по труду.

Повторение (14 ч.)

Систематизированное восстановление и закрепление знаний и умений, полученных учащимися в 8 классе.

Предполагаемые результаты обучения (для учителя)

  • различать звонкие и глухие согласные;
  • записывать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • различать твёрдые и мягкие согласные;
  • различать слова, обозначающие названия предметов по вопросам кто это? что это?
  • различать слова, обозначающие действия предметов по вопросам что делает? что делают?
  • различать имена собственные и записывать их;
  • записывать слова с предлогами;
  • составлять предложения на заданную тему, по вопросу, опорным словам, по картинке, из слов, данных в разбивку;
  • записывать свой домашний адрес, подписать тетрадь, инструкции по труду.

Условия реализации рабочей программы

Технические  средства обучения.

  • Классная доска
  • Магнитная доска.

 

Информационно-образовательные ресурсы.

  1. Учебные таблицы.
  1. Дидактический материал по темам.
  2. Учебно-методические пособия

Использование (адаптирование) программно методических материалов.

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

5-9 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
  2. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по предмету «Письмо»

8 класс (со сложной структурой дефекта)

2015 – 2016 уч. год.

Тема урока.

Кол – во

часов.

Повторение. Текст и предложение в нашей речи.

1

Предложение. Распространение предложений.

1

Связь слов в предложении.

1

Главные члены предложения.

1

Главные члены предложения.

1

Второстепенные члены предложения.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Различие предложений по интонации.

1

Обобщение знаний о предложении.

1

Составление рассказа из деформированных предложений

1

Закрепительные упражнения по теме. Подготовка к диктанту.

1

Контрольный диктант  ( 0 срез) с грамматическим заданием.

1

Работа над ошибками.

1

Обобщающий урок по теме «Предложение».

1

Звуки и буквы.

1

Гласные и согласные звуки.

1

Гласные ударные и безударные.

1

Согласные твердые и мягкие.

1

Согласные твердые и мягкие.

1

Закрепление изученного.

1

Мягкий знак  - показатель мягкости согласных.

1

Мягкий знак  - показатель мягкости согласных.

1

Разделительный мягкий знак.

1

Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и.

1

Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь.

1

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

1

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Состав слова. Корень.

1

Корень и однокоренные слова.

1

Написание корня в однокоренных словах.

1

Упражнения в распознавании однокоренных слов.

1

Понятие об окончании и его роли в речи.

1

Закрепление. Окончание. Роль окончания в слове.

1

Общее понятие о приставке.

1

Приставка. Выделение приставок в словах.

1

Образование слов с помощью приставок.

1

Закрепительные упражнения.

1

Общее понятие о суффиксе.

1

Суффикс – значимая часть слова.

1

Образование слов с помощью суффиксов.

1

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

1

Обобщение знаний о составе слова.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Обобщающий урок по теме «Состав слова».

1

Ударные и безударные гласные в корне слова.

1

Правило проверки безударных гласных в корне  слова.

1

Правило проверки безударных гласных в корне  слова.

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Непроверяемые безударные гласные  в корне слова.

1

Непроверяемые безударные гласные  в корне слова.

1

Проверочная работа.

1

Парные звонкие и глухие согласные.

1

Правописание парных  звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Правило проверки слов с парными звонкими и глухими согласными.

1

Правописание сомнительных согласных конце слова.

1

Правописание слов с сомнительными согласными.

1

Закрепительные упражнения на правописание слов с сомнительными согласными.

1

Непроизносимые согласные.

1

Правило проверки  написания слов с непроизносимыми согласными.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Закрепительные упражнения на правописание согласных в корне слова.

1

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Правописание приставок.

1

Предлог.

1

Приставка и предлог.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Закрепительные упражнения на правописание приставок и предлогов.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Разделительный Ъ знак.

1

Буква Ъ после приставок.

1

Правописание слов с разделительным Ъ знаком.

1

Правописание слов с разделительным Ъ знаком.

1

Закрепление. Разделительный Ъ после приставок.

1

Части речи. Общее понятие о частях речи.  

1

Общее понятие о частях речи: сущ., прилаг., глагол.

1

Общее понятие о частях речи: сущ., прилаг., глагол.

1

Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

Повторение. Части речи и члены предложения.

1

Повторение. Части речи и члены предложения.

1

Имя существительное, как часть речи.

1

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что?

1

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что?

1

Имена собственные и нарицательные.

1

Имена собственные и нарицательные.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Правописание имен собственных.

1

Списывание с печатного текста с грамматическим заданием.

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

Составление рассказа по данному плану и серии картинок.

1

Деловое письмо. Написание адреса на конверте.

1

Закрепление пройденного материала.

1

Число имен существительных.

1

Число имен существительных.

1

Подбор пар существительных по числам ед. и мн. числа.

1

Закрепительные упражнения.

1

Род имен существительных.

1

Род имен существительных.

1

Определение рода имен существительных.

1

Определение рода имен существительных.

1

Определение рода имен существительных.

1

Контрольный годовой диктант.

1

Работа над ошибками.

1

Правописание имен существительных  ж. и м. рода с шипящей на конце.

1

Правописание имен существительных  ж. и м. рода с шипящей на конце.

1

Правописание имен существительных  ж. и м. рода с шипящей на конце.

1

Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное»

1

Повторение. Предложение.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

 Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Правописание сомнительных согласных в корне слова.

1

Правописание  непроизносимых согласных в корне слова.

1

Правописание  удвоенных  согласных в корне слова.

1

Правописание слов с мягким знаком.

1

Повторение. Корень. Однокоренные слова.

1

Образование слов при помощи приставки и суффикса.

1

Разбор слов по составу.

1

Части речи и члены предложения.

1

Части речи и члены предложения.

1

Составление рассказа «Как изменилась природа весной»  по плану.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

1

Обобщающий урок. Занимательная грамматика.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир растений» 9 класс

Программа учебного курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности                    и развитие речи в единстве с непосредственным наблюде...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Мир животных» 9 класс

             При изучении курса «Мир животных» расширяются представления детей со сложной структурой дефекта о разнообразие животного мира Земли,проводится зн...

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек» 9- 10 класс

Как образовательная область предмета "Человек" для детей со сложной структурой дефекта весьма значима в плане их социальной адаптации. Содержание программы предусматривает сообщение элементарных сведе...

Рабочая программа (адаптирована для учащихся со сложной структурой дефекта) по предмету «Человек и общество» 10 класс 2012 – 2013 уч. г.

Цель данного курса - создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности в конкретных жизненных ситуациях, создающей основу безболезненной интеграции...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Чтение» 8 класса (со сложной структурой дефекта)

Цель предмета: научить учащихся со сложной структурой дефекта читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочита...