Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.
методическая разработка по литературе (10 класс)

Луговая Вера Владимировна

Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 «Наше время требует уловить современность в её преходящих образах, слишком запаздывать нельзя» (И.С.Тургенев).

Слайд 2

События, пришедшиеся на жизнь И.С.Тургенева 1825 – восстание декабристов; Тургенев – дитя «мрачного тридцатилетия»; 1848 – французская революция, Тургенев – её очевидец; 1856 – окончание Крымской войны, оживление общественной жизни России; 1861 – отмена крепостного права; 1870 – Франко-прусская война, Тургенев в осаждённом Париже; 1880-е – подъём народничества, Тургенев – властитель дум молодёжи

Слайд 3

Хроника жизни 28 октября 1818 – родился в Орле. Детство прошло в имении матери Спасское –Лутовиново. Учёба: 1827 – 1829 – частный пансион; 1833 Московский университет, 1834-1837 Петербургский университет(словесное отделение философского факультета); 1838-1841 Берлинский университет. 1843 – знакомство с Виардо, сближение с В.Г.Белинским

Слайд 4

Варвара Петровна Тургенева «Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 5

Сергей Николаевич Тургенев Столбовой дворянин, ( Тургеневы вели свой род с 1440 года от татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер, красавец. Участник Бородинского сражения, где был ранен и награждён Георгиевским крестом.

Слайд 6

Творчество В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» его стихи «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

Слайд 7

«Записки охотника», 1852 «Рудин» ,1856 «Ася» ,1857 «Дворянское гнездо», 1859. «Накануне», «Первая любовь» 1860 . «Отцы и дети», 1862. «Дым» 1867 . «Новь», 1877 Стихотворения в прозе 1877-1892

Слайд 8

В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 — почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.

Слайд 9

Тургенев и Виардо

Слайд 10

Но – чу! Гремят рукоплесканья! Ты дрогнул, - жадное вниманье Приподнимает складки лба. Как будто что тебя толкнуло, Ты тяжело привстал со стула, В перчатке сжатою рукой Прижал к глазам лорнет двойной И - побледнел… Она вошла О, это вкрадчивое пенье! В нем пламя скрыто – нет спасенья! Восторг, похожий на испуг, Уже захватывает дух! Ты – замер! Я.Полонский

Слайд 11

Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне…» «Вы знаете то чувство, которое я посвятил Вам и которое окончится только с моей жизнью»

Слайд 12

« Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как Вы задерживаетесь с письмом! … Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас… Пишите мне каждую неделю…»

Слайд 13

«Когда меня не будет» Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу... Тебе там делать нечего.

Слайд 14

Не забывай меня... но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд... Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало, — помнишь? — у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Слайд 15

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку... Отсутствующему другу протяни руку твою. Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой — она будет лежать неподвижно под землею... но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

Слайд 16

И образ мой предстанет тебе — и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Слайд 17

И.С.Тургенев скончался 22 августа 1883 года в местечке Бужевиль (около Парижа). Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. Похороны вылились в массовую манифестацию .

Слайд 18

Памятник Тургеневу в Москве ( Автор скульптуры – народный художник Российской Федерации Сергей Казанцев.)

Слайд 19

Памятник И.С.Тургеневу в Санкт-Петербурге открыт 14 августа 2001 г. в сквере на Манежной площади. Авторы - скульпторы В. Д. Свешников, Я. Я. Нейман, арх. Г. К. Челбогашев .

Слайд 20

Общественно-философские и литературные взгляды 1. «Западник». Чуток к социальным явлениям в русской жизни, нередко предвосхищает грядущие явления. 2. Неприятие крепостного права. 3. Природа, по Тургеневу, прекрасна, величественна, вечна, бессмертна, но холодна и равнодушна. 4. Любовь – часть природы в самом человеке. Любовь – идеал, а достижение идеала невозможно. 5. Школа «тайной психологии»: раскрытие психологии героя через наблюдение со стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 2

Роман «Отцы и дети» События романа – 1859 год. Вышел из печати – 1862 год, завершён в 1861 году. Посвящён памяти В.Г.Белинского . Замысел романа: «…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось…то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма»( И.С.Тургенев ).

Слайд 3

Тургенев о герое «Нигилист. Самоуверен. Говорит отрывисто и немного работящ» (смесь Добролюбова, Преображенского, Павлова)

Слайд 4

М.Н.Катков «Базаров наиболее умно и толково выражает мысли сотрудников «Современника».

Слайд 5

Д/з «Русские дворяне Кирсановы» Подготовить выписки из текста Николай Петрович Кирсанов :гл.1(история жизни), гл.3,5,8,11,22; Павел Петрович Кирсанов: гл.4,5, 6, 7(история жизни), 8, 10, 24; Аркадий Кирсанов: гл.3,5,22,25

Слайд 6

Идеологические дуэли Павла Петровича и Базарова Гл.6. Какие темы поднимаются в разговоре? Спор ли это? Гл.10. Как в споре раскрываются характеры соперников? В чём прав и не прав каждый из спорящих?

Слайд 7

«Со времени древних трагедий мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы» ( ТургеневИ.С .) «Аристократические и начальственные замашки в демократическом исполнении оказались не менее опасными, чем в дворянском. Незаметно из формы самозащиты они превратились в форму самоутверждения, в стиль существования» ( Ю.В.Лебедев ).

Слайд 8

Выпишите из текста 10 главы наиболее значимые высказывания П.П. и Базарова Павел Петрович «Мы полагаем, что без принсипов , принятых …на веру, шагу ступить нельзя» (5гл). «Нам дорога’ цивилизация»(10 гл.) … Базаров «Я уже доложил вам, что ни во что не верю»(6гл). «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»(6гл). «Всякий человек сам себя воспитать должен»(7гл). «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»(9гл) …

Слайд 9

«Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному зданию». «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…сколько …бесполезных слов. Русскому человеку они даром не нужны.» «В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем»

Слайд 10

«Тайный психологизм» Тургенева. Выпишите из текста 10 главы описания состояния героев во время спора. Павел Петрович Сошёл в гостиную, готовый к бою, раздраженный и решительный; Весь горел нетерпением; … Базаров «не в духе», молча пьёт чай; -проговорил, возразил, промолвил, с невыразимым спокойствием, перебил; …

Слайд 11

д/з «Личность Базарова» Перечитать главы: 2(портрет),3, 5, 6, 7, 9, 10, 12-13(уездные нигилисты), 20, 21, 23, 24, 27; Базаров и Одинцова: 14, 15(история Анны Сергеевны), 16

Слайд 12

Личность Базарова «…Никто, кажется, не подозревает, что я пытался в нём (Базарове) представить трагическое лицо…» (И.С.Тургенев).

Слайд 13

1. Портретная характеристика(гл.2) 2. Манеры 3. Взгляды 4. Базаров во взаимоотношениях с другими героями романа: 1)друг Аркадий гл.21; 2)«ученики» Ситников и Кукшина – гл.12; 3)Павел Петрович; 4) Базаров и родители (гл.20); 5) Базаров и Одинцова(гл.14, 15, 16, 17,18)

Слайд 14

Я гибну от жизни! Я гасну, Как облако, чей бледный сон румян, С огнём заката спорит понапрасну. Я гибну – я один, Хоть и гигант. П.Б.Шелли

Слайд 15

Критика о Базарове Писарев Д.И . : «Б. завирается – это, к сожалению, справедливо. Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает… Очень может быть, что он человек, затёртый трудовой жизнью, потерял или не успел развить в себе способность наслаждаться приятным раздражением зрительных и слуховых нервов. …Никто не может в романе ни по силе ума, ни по силе характера сравниться с Базаровым». Страхов Н.Н . : «Г-н Писарев, по-видимому, признаёт искусство, а на самом деле он его отвергает, то есть не признаёт за ним его настоящего значения. Базаров прямо отрицает искусство, но отрицает его потому, что глубже понимает его…. В мелодии Шуберта и в стихах Пушкина он ясно слышит враждебное начало; он чует всеувлекающую силу и потому вооружается против них… Искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Б. вовсе не желает примирения с жизнью».

Слайд 16

Ф.М.Достоевский : Базаров – теоретик, находящийся в разладе с жизнью, жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Н.Н.Страхов : Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живёт глубоко и сильно». М.А.Антонович : Б. болтун, обжора, циник. Роман «Отцы и дети» – жалкая пародия на молодое поколение. Автор не наделил героя четкими идеями, а смешал в его голове все идеи, словно кашу. М.Н.Катков : нигилизм – общественная болезнь. «Отцы и дети» – антинигилистический роман.

Слайд 17

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» (И.С.Тургенев). «Тургенев никому и ничему в своём романе не сочувствует вполне… его не удовлетворяют ни отцы, ни дети…» (Д.И.Писарев).

Слайд 18

Темы сочинений Можно ли утверждать, что Базаров перед лицом смерти пришёл к смирению? 2. Почему не могло состояться счастье Базарова и Одинцовой? 3. Базаров в оценке критиков и моём восприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Повторение и обобщение изученного по теме "Причастие"

Урок - экскурсия в музей Русского языка проводится с целью обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по теме "Причастие"Задачи:1. систематизировать знания о причастии как о самостоятельной ча...

Методическая разработка урока английского языка во 2 классе "Давайте поиграем" (углубленное изучение)

Данный урок разработан для 2 класса с углубленным изучением английского языка по УМК И.Н. Верещагиной и др.Цель урока - формирование фонетических и лексико-грамматических навыков речевой деятельности ...

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Методическая разработка серии занятий по теме: « Восемь занятий быстрого и эффективного изучения графического редактора Paint»

Аннотация на статью.  Предлагаемая  методическая разработка занятий предназначена  для учащихся  5, 6 классов и рассчитана  на 8 учебных часов. Каждая тема включает теоретичес...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...