Методический комплекс по изучению романа И.Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Представленные материалы  направлены на постижение смысла романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Предложены формы и приёмы проведения занятия, которые помогают проникнуть в художественный замысел писателя. Методический материал составлен так, чтобы учитель-словесник мог свободно воспроизвести урок или же взять его в качестве модели для художественно-педагогического творчества.

Представленные материалы рекомендованы для работы молодым специалистам школы в рамках программы «Наставничество»

Анализ глав романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1 глава

1. С чего начинается роман?

2. Расскажите историю жизни Николая Петровича Кирсанова.

2 глава

1. Как встречаются отец и сын?

2. Что мы узнаём о Базарове  в этой главе?

3 глава

1. Как обстоят дела в поместье Кирсановых?

2. Расскажите об эпизоде со спичками. (Базаров в первый раз перебивает Кирсанова-старшего)

4 глава

1. Опишите внешность Павла Петровича Кирсанова.

2. Что сказал Базаров после первого совместного ужина?

5 глава

1. Кто такая Фенечка? Как Аркадий реагирует на то, что у  него теперь есть брат?

2. Что Аркадий рассказывает дяде и отцу о Базарове?

3. Как они реагируют на то, что Базаров – нигилист?

4. Для чего Базаров ходил за лягушками?

6 глава

1. Расскажите о первой беседе Павла Петровича с Базаровым.

Как ведут себя герои во время беседы?

7 глава

1. Какова история Павла Петровича?

2. Как к ней отнёсся Базаров?

3. Как Базаров размышляет о любви?

8 глава

1. Как ведёт себя Павел Петрович с Фенечкой?

2. Какова история знакомства Николая Петровича  с Фенечкой?

9 глава

1. Опишите сцену знакомства Базарова с Фенечкой.

2. Что Базаров говорит об имении Кирсановых?

3. Что Базаров говорит о природе?

10 глава

1. Базаров при разговоре с Кирсановым назвал Кирсановых-старших «отставными людьми». Что это значит?

2. Как отреагировали братья на это?

3. Расскажите о первой схватке Базарова и Кирсановых. О чём они спорили? Как при этом ведёт себя Аркадий?

11 глава

1. О чём грустит Николай Петрович, находясь в саду?

2.  Куда уезжают аркадий и Базаров?

Аналитическая работа с текстом романа «Отцы и дети» (в группах)

Характеристика «отцов» и «детей»

Задание группам

1-я группа. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II,  III,  IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2-я группа.  Как ведёт себя Базаров во время пребывания в Марьино? Сравните его занятия с занятиями Аркадия?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3-я группа. Как говорит Базаров о своём происхождении? (главы  X, XXI) Что мы узнаём о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4-я группа. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (главы V, X). Как Базаров относится к дворянству, правительству, религии, народу, природе, любви? Что он отрицает? Конкретны ли его взгляды?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------5-я группа.  Подготовьте характеристику Кирсановых-старших. Используйте цитаты. Почему неизбежно столкновение Базарова со стариками Кирсановыми? Что лежит в основе отношений «отцов» и «детей» в романе: возрастные, социальные, психологические противоречия?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стихотворение в прозе «ДУРАК»

Определите, к  кому из героев подходит представленная здесь характеристика?

       

Анализ спора Базарова и Павла Петровича

Просмотр эпизода фильма

Вопросы к эпизоду:

  1. Знает ли Павел Петрович те явления, которые берётся защищать?
  2. Поддерживает ли он современное состояние общества своим участием в его жизни?
  3. Доволен ли он на самом деле тем, как устроена жизнь, в том числе и его собственная?
  4. Знает ли Базаров те общественные устои, которые отрицает?
  5. В чём состоит положительная часть программы Базарова?
  6. Соответствует ли жизненная практика героя его убеждениям?
  7. Кто принёс, приносит пользу России? Кто действительно нужен ей?

В отношениях к вечным ценностям обнаруживается не столько различие, сколько сходство их позиций.

  • Народ они оценивают примерно одинаково,  и оба стоят далеко от крестьянина.
  • Ни Базаров, ни Павел Петрович не обнаруживают любви к природе. («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» -  Базаров.)
  • Безразличие к искусству. Базаров: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»; Павел Петрович «прочитал 5-6 французских книг» в молодости и «кое-что по-французски»).
  • Отношение к любви. Базаров: «нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя – ну не надо, отвернись: земля не клином сошлась», «белиберда»; мысли молодого Павла Петровича «светского льва» очень схожи.

Таким образом, источником конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем является не только их явная противоположность, но и сходство. Взаимная неприязнь усиливается тем, что каждый из героев сильная личность, стремящаяся влиять на людей, подчинять их себе.

Почему в оппоненты Базарову дан человек, который заведомо не может быть достойным противником ни в вопросе о нынешнем состоянии общества, ни  в вопросе о вечных ценностях?

Стихотворение в прозе С КЕМ СПОРИТЬ...

Как относится к спору сам Тургенев?

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.    

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа - ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным.

Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться?

12 -13 главы

1. Чем заняты герои в городе?

2. Кто такой Ситников?

Расскажите о Кукшиной? Как проходил обед в доме Кукшиной?

Для чего Тургенев включает этих персонажей в канву романа?

Такое жалкое окружение, с одной стороны, подчёркивает масштабность Базарова, с другой стороны, внушает сомнение в том, что нигилисты – это сила.

14 глава

1. Какое событие происходит на балу у губернатора?

2. Как выглядит Анна Сергеевна Одинцова?

3. Опишите реакцию Базарова и Аркадия на появление Одинцовой.

15  глава

1. Как повёл себя Базаров при знакомстве с Одинцовой?

2. Какова история Одинцовой?

3. Какое впечатление оказала Одинцова на Базарова?

16 - 18 главы

1. Расскажите о жизни героев в гостях у Одинцовой?

2. Какие изменения происходят в Базарове и Аркадии в Никольском?

3. Как развиваются взаимоотношения Базарова и Одинцовой? Как на это реагирует Аркадий?

4. Как происходила сцена признания в любви Базарова к Одинцовой?

5. Почему Одинцова не приняла Базарова?

Испытание любовью (работа в группах)

Тургенев о любви: «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится и движется жизнь»

Задание группам

1-я группа. Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р.

Как образ княгини Р. Раскрывает характер Павла Петровича? Как  любовь Павла Петровича к княгине Р. Помогает понять образ Базарова?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2-я группа.  Николай Петрович и Фенечка.

Как характеризует Николая Петровича история любви и выбор женщин?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3-я группа. Базаров и Одинцова.

Используя текст  VII,  XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.

Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (глава XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические  убеждения героя? В чём трагедия любовного конфликта в романе?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4-я группа. Базаров и Одинцова.

Расскажите об Одинцовой, докажите, что она смогла бы понять Базарова. Почему не могла состояться любовь  героев? Докажите своё мнение, используя текст XVI и XVIII глав.  Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову взаимностью?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5-я группа.  Аркадий и Катя.

Проследите по тексту, как Аркадий относится к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюблённость Аркадия в Одинцову?

Докажите, что Аркадий меняется под влиянием Кати (главы XXV,  XXVI).

Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Зачётные задания разной степени сложности

по роману И.Тургенева «Отцы и дети»

  Билет 1

1) Расскажите о Н.П. Кирсанове.

2) Расскажите историю Павла Петровича. Почему её рассказывает Аркадий и с какой целью?

3) Дуэль в романе. Что послужило причиной? Каково поведение каждого дуэлянта?

4) Как говорит Базаров о своем происхождении? Что мы узнаем о его жизненном пути?

5) Что привлекает Базарова в Одинцовой?

6) Расскажите об Одинцовой.

7) Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине?

8) Как Базаров отзывается об искусстве?

9) Что отрицает Базаров – нигилист?

      Билет 2

1) Кто из персонажей романа вызывает у вас большую симпатию: Аркадий, Павел Петрович или Николай Петрович? Аргументируйте

2) Каково отношение Базарова к своим родителям, какие качества он ценит и любит в них (Подтвердите цитатами из текста)

3) В чем сила Николая Петровича? В чем слабость Павла Петровича?

4) Сопоставьте любовь братьев Кирсановых. Что общего  и в чем разница в их чувствах?

5) Выделите основные вопросы споров в романе.

6) Расскажите о взглядах Базарова на природу.

7) В чем слабая сторона взглядов Базарова?

8) Как писатель показывает главного героя в момент смерти?

9) Назовите сильные и слабые стороны нигилизма

      Билет 3

1) Почему Базаров Аркадий Кирсанов расходятся?

2) Проанализируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный порыв Базарова испугал героиню?

3) Почему Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» описанием сельского кладбища? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман  Тургенева – это роман о любви? Почему?

4) Почему Евгений отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво?

5) Почему не могла состояться любовь героев? Виновата ли Одинцова?

6) Возможно ли для Базарова личное счастье?

7) В чем заключаются особенности композиции романа?

8) Как прошел Базаров испытание любовью?

9) Образы Ситникова и Кукшиной. Их значение в романе.

      Билет 4

1) Сформулируйте свое суждение о Базарове.

2) Можно ли  сказать, что в образе Базарова отразилось общее психологическое настроение новых людей при всех их идейных различиях? В чем оно заключалось?

3) Чем обусловлен второй цикл путешествия Базарова: в Марьино, в Никольское и опять к родителям?

4) Почему Базаров так относится к народу? Свой или чужой Базаров для людей из народа?

5) Искренен  ли Базаров в своем отрицании окружающей жизни?

6) Что представлял собой базаровский нигилизм? Благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

7) Смерть Базарова? Случайность или рок?

8) Правомерна ли интерпретация смерти Базарова как самоубийства?

9) Какие события романа вы считаете основными? Объясните.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок литературы10 классТема урока:       ВСТРЕЧАЯ БАЗАРОВА… (пролог к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)Цель урока:      создание ситу...

Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.

УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....

Методическая разработка к изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Анализ эпизода "Понтий Пилат и Га-Ноцри" романа  М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".Прием зеркального оражения....

презентация к урокам по изучению романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни», его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство, красоту природы ...

Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.

Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения....

Проблемное изучение романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

В статье описано проблемное изучение романа "Отцы и дети"...