Материл для изучения пьесы А.Н. Островского "Гроза" в вечерней школе
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Оришева Елена Евгеньевна

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.    Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт.   Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.    Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.    Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.

  В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

   Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт.

   Самостоятельная работа обучающихся с текстом произведений – условие, которое обеспечивает успешное проникновение школьников в авторский замысел, постижение ими всей глубины смысла литературного произведения. В этом случае, естественно, исключается усвоение выводов о произведении только на основе оценочных суждений, почерпнутых в учебнике или литературно-критических статьях.

   Успех самостоятельной работы учеников поможет учителю реализовать один из основных принципов обучения в вечерней школе – принцип индивидуализации обучения.

  Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.

   Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.

   Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

   В каждом дидактическом материале, как правило, три вопроса (необязательно): первый требует распознавания, дифференциации и отбора материала, выявления существенного, главного и второстепенного, что способствует формированию начальных предпосылок для последующих оценочных суждений. Далее ученикам предлагаются вопросы и задания по элементам анализа. Чтобы на них ответить, необходимо понять и оценить смысл рассказанного автором. Этот вид работ, обусловленный целями анализа, поможет ученикам овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как конкретизация, анализ, обобщение и синтез. Третий вопрос предполагает знание текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы.

   Каждый дидактический материал дополняется отрывками из писем, дневников писателя,  воспоминаниями современников, отрывками из критических статей. Это позволяет более полно представить эпоху, в которой жил и работал писатель, историю создания текстуально анализируемых произведений. Такое дополнение к основному дидактическому материалу для работы над произведением включается учителем в систему комментированного чтения, анализа художественных произведений. Таким образом, его функция – восполнение недостающих элементов знаний у обучающихся, способ помочь им при работе.

  Для работы по данному дидактическому материалу обучающиеся могут быть распределены и на группы различной степени подготовленности к обучению. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как интерес к учению, к литературе как учебному предмету, уровень имеющихся знаний, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы и т.д. группы динамичны, их состав меняется характером учебных задач и изменяется на основе результатов контрольных работ, опроса, зачётов, сочинений, наблюдений учителя.

   Наличие в классе обучающихся разных групп по уровню подготовленности к восприятию нового материала предполагает различные по объёму, сложности и содержанию задания. Каждая группа работает по одному дидактическому материалу, анализируя один и тот же отрывок, отвечая на одни и те же вопросы, выполняет одни и те же задания.

   Изучение литературы предполагает размышление над прочитанным, установление художественной оправданности и внутреннего сцепления обстоятельств, формирование наблюдательности, воображения, способности учеников определять, для чего автор вводит ту или иную деталь, сцену. Всё это – важные условия изучения идейно-художественного богатства и смысла произведения. Более глубоко постигнуть суть литературного творения помогут систематические упражнения, проводимые учителем с помощью данного дидактического материала.

   Выполнение такого типа заданий формирует у обучающихся наблюдательность, умение в определенном порядке «выстроить» детали, характеризующие литературного героя, и на их основе глубже осознать мир чувств, мыслей, переживаний, интересов, страстей персонажа, оценить, как трансформируется его характер в столкновениях с другими героями и т.д.

   Данный дидактический материал стимулирует внимание к художественному образу, художественному языку, художественной детали. Работа с его помощью формирует умение обучающих связывать деталь с целым, выявлять её идейно-художественную значимость.

   Индивидуально-групповая работа, как правило, должна заканчиваться проверкой  и корректировкой полученных обучающимися знаний, умений и навыков; здесь уместны повторительно-проверочные беседы, контрольный опрос, тестовые задания и т.п.

 


А.Н. Островский  «Гроза»

№ 1

  1. Какие явления общественной жизни изобразил А.Н. Островский в драме «Гроза» (см. приложение 2-3) ?

«…Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и умением изобразить резко и живо самые существенные её стороны». Соотнесите это высказывание с творчеством Островского, идейно-художественным содержанием драмы «Гроза».

Какова основная проблематика драматургии А.Н. Островского?

  1. Чем творчество Островского привлекало и привлекает внимание читателей и зрителей?

№ 2

 (1-е действие, явление I)

  1. Какая картина предстаёт перед зрителем в первом действии (см. приложение 1)?  Что такое ремарка, какова её роль в драматическом произведении? Объясните идейно-художественный смысл первой ремарки драмы «Гроза».
  2. Какими словами начинается драма «гроза»? Какую цель преследует автор первыми репликами Кулигина и Кудряша? Сравните отношение этих героев к красоте природы.
  3. Каково содержание и идейно-художественное значение разговора Кулигига, Кудряша,  Шапкина?  Что такое экспозиция литературного произведения?  Найдите экспозицию  в  драме «Гроза» (см. приложение 4)

Приложение 1

  Среди пьес, для создания которых Островский широко использовал материалы своих экспедиций, первое место принадлежит «Грозе». Эта пьеса выросла в значительной мере из наблюдений, сделанных Островским во время его путешествия по верховьям Волги.

  Уже в первое свое посещение Костромы, состоявшееся в 1848 г., Островский был очарован и захвачен красотой её природы. «Подле собора, - записал Островский в Костроме, - общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар… На конце этого бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видали до сих пор». (Островский А.Н. Полн.собр.соч., т. XIII, М., 1952, с. 183) В Костроме Островский бывал и в последующие годы.

   Впечатления от Костромы не остались бесплодными. Они вошли в его пьесы, изображающие жизнь и быт приволжских городов. Нашли они своё место и в «Грозе».

  1. Ответьте на следующие вопросы:

- Каковы общественно-бытовые источники драмы «Гроза»?

- Какую роль в драме «Гроза» играет природа?

Приложение 2

   Вспоминая об общественном движении предреформенных лет русский публицист и литературный критик  Н.В. Шелгунов писал: «…Точно небо открылось перед нами, куда-то потянуло вверх, вширь… Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый , у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв её был сильный и задачи громадные. Не о сегодняшнем дне тут шла речь, обдумывались и решались судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ… В 1859 г.  Я не только верил в возможность самого полного обновления России на гуманных и справедливых началах, но был убеждён и в возможности этого» (Шелгунов Н.В. Воспоминания. М-Л, 1967)

  1. На основе отрывков из «Воспоминаний» Н.В. Шелгунова ответьте на вопрос:

- Что являлось наиболее характерным для общественного движения 60-х гг. XXв.?

  1. Сопоставьте высказывания Н.В. Шелгунова с уже известной вам из курса истории характеристикой общественно-политической жизни России 60-х гг. XX века.

Приложение 3

   «Вопрос о положении женщины и об организации семейства есть, - писал М.И. Михайлов, - один из самых насущных вопросов нашего времени. Только от его разрешения зависят твёрдые и правильные успехи цивилизации. Мысль всех сознательно или бессознательно обращена к этому вопросу». (Михайлов М.И. Парижские письма. – «Современник», 1859)

   В это время общественного подъёма особую актуальность приобрела проблема эмансипации женщины. Она ставилась и обсуждалась во всех более или менее передовых органах печати, в публицистике и в беллетристике. Особое внимание этой проблеме уделял журнал «Современник».

  1. Объясните, что такое эмансипация, беллетристика.
  2. Почему в 60-х гг. XX века особую значимость приобрела проблема эмансипации женщины?
  3. Как она отразилась в русской литературе, в частности, в пьесе А.Н. Островсткго «Гроза»?

Приложение 4

   Напомним некоторые особенности такого жанра художественной литературы, как драма. Специфика драмы заключается в том, что она , как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме образы людей характеризуются «и словом, и делом…, без подсказки со стороны автора» (М.Горький). в драме отсутствует присущая эпосу авторская речь. Единственным средством обрисовки героев в драме является их собственная речь (диалоги, монологи, реплики) и поступки. Авторские комментарии к пьесе  (описание обстановки или атмосферы действия, поведения, жестов персонажей) ограничивается, как правило, ремарками.  В основе драмы – концентрация жизненного конфликта, особая экономность и острота в выявлении социальных и индивидуальных качеств персонажей.

  Драматический конфликт – это , как правило, резкое столкновение, борьба характеров. «Драма» означает действие , но под действием следует понимать не только основные события, изображённые в драматическом произведении, но и различные человеческие переживания, мотивы поступков, внутреннюю борьбу.

   При чтении драматического произведения необходимо особое внимание к каждой детали, ремарке, реплике и т.д. реплики действующих лиц сообщают нам самые различные сведения: вбирают в себя рассказ о прошлом, отражают настоящее и подготавливают последующее, при этом каждая реплика психологически всегда оправдана.

   В драме обычно обострён интерес к человеку, его душевному миру, его жизни. Источник драматических событий – сама жизнь, но воплощается она в системе образов, явлений, отражающих общественные процессы и отношения, их противоречивость, дисгармонию, т.е. драматизм самой жизни.

  1. Определите сюжет драмы «Гроза», её основной конфликт.
  2. Приведите примеры, раскрывающие смысл художественной значимости авторских ремарок, реплик и диалогов действующих лиц.
  3. Продолжая работать с текстом, проследите:

- какое значение имеет та или иная сцена (явление0 в развитии действия пьесы?

- как раскрываются в действии, явлении, сцене взаимоотношения, характеры героев?

- рассмотрите подтекст их речи, особенности языка.


№ 3

(1-е действие, явления II. III; 3-е действие, явление II; 4-е действие, явление II)

  1. Помня о том, что в драматическом произведении речь действующего лица – одно из важнейших средств его характеристики, проанализируйте речь Дикого и на основании этого раскройте мастерство драматурга в обличении самодурства как социального (и психологического) явления того времени.
  2. Как раскрывается характер Дикого во взаимоотношениях с окружающими (племянником, домашними, подчинёнными, Кулигиным, купцами, Кабановой)? Какой вывод на основании этих фактов можно сделать? (см. приложение 5)

№ 4

(1-е действие, явления I, III; 3-е действие, явление III; 4-е действие,

явления II, IV)

  1. Прочитайте указанные отрывки, выберете соответствующий материал и раскройте образ Кулигина (см. приложения 5,6)
  2. Соотнесите оценки и характеристики, сделанные Кулигиным, с изображением купцов в драме «Гроза». Покажите типичность «тёмного царства» для России того времени   (см. приложение 5, 6)
  3. В чём идейно-художественный смысл образа Кулшигина?

№ 5

(3-е действие, явления I; 4-е действие, явление I)

  1. Прочитайте и проанализируйте указанные отрывки. О чём свидетельствуют разговоры горожан? Каков их образовательный и культурный  уровень? Каковы их представления о жизни?
  2. Типична ли обстановка в городе Калинове? Аргументируйте свой ответ

№ 6

(1-е действие, явления V; 2-е действие, явления III, VI. VII)

  1. Каковы первые реплики, произнесённые Кабановой, Тихоном, Варварой, Катериной? Характерны ли они для этих героев? Докажите этою
  2. Приведите примеры ханжества и деспотизма Кабанихи, забитости и покорности Тихона, хитрости Варвары, естественности и искренности Катерины. Проследите характер отношений этих действующих лиц.

Приложение 5

   В воспоминаниях земского доктора А.А. Синицына, относящихся к тому же времени, что и творчество Островского, быт и нравы торжковского купечества представлены следующим образом:

«Первенствующими сословиями в городе были купечество и чиновничество… Новоторжское купечество было тогда очень богато и сильно… Домашняя жизнь купечества была крайне замкнута. Каждый дом более или менее зажиточного купца представлял род крепости, проникнуть в которую было довольно затруднительно. Двор окружён был хозяйственными постройками и каменной стеной. Тяжёлые деревянные ворота были постоянно на замке… В домашней жизни царствовал самый грубый, самый жестокий произвол. Домохозяин был полный владыка в своём доме – всё перед ним трепетало, всё ему повиновалось; но в то же время все его обманывали, начиная с жены и кончая последним работником…» (Из воспоминаний А.А. Синицына)

  1. Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Синицына и ответьте на следующие вопросы:

- Почему купечество было «первенствующим  сословием в городе»?

- В чём выражалась замкнутость жизни купечества?

- Каковы взаимоотношения в купеческих семьях?

- Чем объяснить «самый грубый, самый жестокий произвол» купцов?

  1. Сопоставьте характеристику купечества в воспоминаниях А.А. Синицына с изображением его в драме «Гроза» А.Н. Островского. Определите типичные качества купечества 60-х гг. XIXвека.

Приложение 5

   «Первое, что поражает наблюдателя в Твери, - это бедность промышленного класса (мещан) и ничтожность заработной платы… Приведу несколько фактов. Главный промысел бедных тверских мещан составляет перевозка через Волгу; этой работой занимаются около ста человек. Такого количества перевозчиков для Твери много, и выручка держится только между 15 и 20 коп. серебра в день на человека. Да и эта работа весной…

  В зимнее время весь бедный класс судопромышленников занимается кузнечным мастерством: ковкою гвоздей, барочных принадлежностей и других мелких изделий. Работа изнурительная и мало прибыльная: работники… вырабатывают не более полтинника в неделю… Самое лакомое кушанье, о котором они мечтают, это жареный лук в конопляном масле. Мяса не видят почти круглый год». (Островский А.Н. Полн.собр.соч., т. XIII, М., 1952, с. 190-192)

  1. Сопоставьте рассказанное А.Н. Островским в этом отрывке с тем, что говорит Кулигин о жизни горожан в Калинове (1-е действие, явление, II; 3-е действие, явление III).

№ 7

( 1-е действие, явление V ; 2-е действие, явления III, V, VII, 3-е действие, явление I; 4-е действие, явления IV, V, VI; 5-е действие, явления V, VI)

 

  1. Прочитайте указанные отрывки. Воссоздайте на их основе внешний облик Кабановой (см. приложение 7). Обратите внимание на речь персонажа, лексику. Как речевая характеристика раскрывает основные черты личности?
  2. Какова обстановка в семье Кабановых? Почему она старательно соблюдает старинные обряды и обычаи? Как это её характеризует, что нового добавляет к её облику?
  3. Докажите, что в мире кабановых и диких лицемерие и бездушие закономерны.

№ 8

  1. Проанализируйте V явление 1-го действия драмы «Гроза».

Выражает ли лексика и интонации Кабанихи её подлинные чувства и мысли?

Как раскрывается личность Кабанихи  в диалоге с Тихоном?

Что можно сказать о характере Кабанихи на основании анализа её речи?

  1. На материале этого и других отрывков драмы подтвердите верность характеристики, данной ей Кулигиным: «Ханжа!.. Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Приложение 7

Чтобы легче было представить внешний облик Кабановой, мы познакомим вас с тем, как одна из первых исполнительниц роли на сцене Александринского театра актриса А.А. Чижевская создавала этот образ: «Уже при первом появлении Кабанихи – Чижевской, шествующей степенно и медленно во главе своей семьи – Тихона, Катерины, Варвары, - она гипнотизировала зрителей мрачной многозначительностью своего шага. В её медленном движении было что-то от схимы, от пострига, от ритуала, торжественность которого равна его суровой неумолимости. Одетая вся в чёрное, она казалась строгой игуменьей, ревниво оберегающей уклад и обычаи своего монастыря… И как бы ни был страшен этот выход Кабановой – Чижевской, еще страшнее была её речь. Говорила она тягучим, монотонным, очень низким голосом, в котором не было ничего живого, заставляющего думать, надеяться, чувствовать. Так на протяжении всей роли она изматывала и Катерину,  Тихона, изматывала бессердечным, слишком настойчивым свои взглядом» (Малютин Я.О. Актёры моего поколения)

  1. Что в характере Кабановой подчёркивала актриса Чижевская, воссоздавая её внешний облик?
  2. Характерны ли для Кабановой монотонный голос, бессердечный взгляд, найденные актрисой Чижевской? Какие качества Кабанихи они раскрывают?

№ 9

( 1-е действие, явление VII ; 2-е действие, явление II)

Проанализируйте монолог Катерины, в котором она рассказывает о своём прошлом.

  1. Выделите в нём сведения о её занятиях, интересах, взаимоотношениях в доме родителей.
  2. Сопоставьте обстановку в доме Кабановых и в родительском доме героини. Справедлива ли её оценка обстановки в доме мужа? Аргументируйте своё рассуждение примерами из текста.
  3. Какие стороны натуры Катерины, её духовного мира раскрываются в указанном явлении?

№ 10

(2-е действие, явление Х)

  1. Проанализируйте сцену с ключом. Какова роль монолога в раскрытии характера Катерины? Обратите внимание на авторские ремарки, стиль речи в этой сцене, способы передачи душевного состояния героини.
  2. Каковы причины смятения и душевной борьбы Катерины?

№ 11

(4-е действие, явления III, IV, V)

  1. Сопоставьте картины грозы в 1-м и 4-м действиях. Проследите, как нарастает напряжённость в развитии  действия.
  2. Как раскрывается в 4-м действии душевное состояние Катерины.
  3. Каковы мотивы её покаяния?

№ 12

(5-е действие, явления V, VI, VII)

  1. Какова реакция Кабановой, Тихона, Кулигина на самоубийство Катерины?
  2. Какоц смысл имеет концовка драмы, когда Тихон бросает матери слова обвинения: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы!.. Хорошо тебе, Катя! А я –то зачем остался жить на свете, да мучиться!»?

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Зачетный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Закон Кулона".

Зачетный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Закон Кулона"....

Зачётный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Электрический ток в различных средах".

Зачётный материал по физике для 11 класса вечерней школы по теме "Электрический ток в различных средах"....