«Развитие познавательного интереса учащихся вечерней школы исправительной колонии при изучении биологии».
статья по биологии на тему

Драничников Михаил Владимирович

Материалы доклада к моей исследователькой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/add/book-s51 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательного интереса учащихся вечерней школы  исправительной колонии при изучении биологии».

Современный этап развития предъявляет повышенные требования к качеству подготовки выпускников школы. Это предполагает формирование прочных системных знаний выпускников, развитие умений ориентироваться в различных сферах науки, культуры, формирование умений преодолевать стереотипы, быть готовыми к интеллектуальной инновационной деятельности. И эти требования предъявляются любому типу общеобразовательного учреждения, будь то обычная школа или, например, специализированная вечерняя общеобразовательная школа при исправительной колонии. Выполнение учащимися данных задач предполагает высокий уровень продуктивной деятельности, их реализация требует от ученика решать проблемы, возникающие в ходе учебной деятельности.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся путем развития у них познавательного интереса к предмету, в данном случае – к разделу биологии «Человек».

Этот раздел обладает широкими возможностями для формирования познавательного интереса у школьников к биологии. Применение различных приемов активизации процесса обучения развивает у учащихся интерес к предмету, логическое мышление, создает внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом. Особенно это важно для учащихся с девиантным поведением, оказавшихся не в обычной школе, а в специализированной при исправительной колонии. В вечерней школе в одном классе за партой оказываются разновозрастные учащиеся и, главное, различного уровня подготовки. У таких учеников практически отсутствует всякий интерес к учебе, у них не сформировано понятие долга к учебе, обязательности как качества личности в выполнении заданий.

Активизировать их учебную деятельность возможно лишь при развитии познавательного интереса и в первую очередь к своему организму, как наиболее значимому и доступному для каждого ученика объекту.

Идея развития познавательного интереса у школьников для наиболее эффективного достижения целей обучения раскрывается в трудах педагогов и методистов Щукиной Г.И., Шамовой Т.И., Матюшкина А.М., Махмутова М.И., Гина А.А., Верзилина Н.М., Корсунской В.М., Трайтака Д.И., Никишова А.И. и др. Однако в трудах ученых очень мало уделено внимания развитию познавательного интереса учащихся при обучении разделу «Человек».

В ходе исследования был выявлен ряд противоречий, сложившихся в теории и практике обучения биологии в средней школе: между потребностью современного общества в активных и грамотных гражданах своей страны, способных к творческой деятельности и инертным традиционным обучением биологии; между широкими возможностями содержания школьного биологического образования и слабой разработанностью методики обучения в развитии познавательного интереса к разделу «Человек». Названные противоречия определили актуальность нашего исследования.

Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке методики развития познавательного интереса на уроках биологии раздела «Человек»в вечерней школе при исправительной колонии.

Объектом исследования  является образовательный процесс по биологии раздела «Человек».

Предметом исследования  является методика развития познавательного интереса к разделу «Человек» в вечерней школе при исправительной колонии.

Гипотеза исследования:

Процесс развития познавательного интереса к разделу «Человек» будет более эффективным, если:

- развитие познавательного интереса выведено на уровень специальной задачи каждого урока;

- выявлены и соблюдаются в образовательном процессе педагогические условия и этапы развития познавательного интереса;

- определено учебное биологическое содержание раздела «Человек», изучение которого способствует формированию познавательного интереса;

- в методику уроков биологии включены методы и методические приемы, дидактические средства, обеспечивающие развитие познавательного интереса;

- организованы диагностика и мониторинг развития познавательного интереса учащихся к разделу «Человек».

Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть потенциальные возможности раздела «Человек» для развития познавательного интереса у школьников на уроках биологии.
  3. Разработать и экспериментально проверить систему методических

приемов, направленных на формирование познавательного интереса учащихся на уроках раздела «Человек».

В зависимости от конкретных задач применялись следующие методы исследования:

Теоретические – анализ и синтез психологической, педагогической, методической литературы, учебно – программных и методических документов, учебников.

Эмперические – прямые и косвенные педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, срезы знаний, беседы, интервьюирование, педагогический эксперимент.

Статистические – математическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

-  выявлены и обоснованы психолого – педагогические и методические основы развития познавательного интереса применительно к школьному предмету биологии (этапы, методы и методические приемы);

-  определено учебное биологическое содержание, позволяющее сформировать познавательный интерес школьников в образовательном процессе по биологии;

-  разработана методика развития познавательного интереса школьников на уроках биологии раздела «Человек».

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методических рекомендаций по развитию познавательного интереса на уроках биологии. Создано и апробировано методическое оснащение (методические разработки уроков биологии раздела «Человек», комплекс проблемных биологических задач, система проблемных упражнений, комплекс заданий для самостоятельной работы, комплекс заданий для самонаблюдений).

Результаты проведенного исследования внедрены в практику на уроках биологии 8 классов КГОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» при  ИК – 5 г. Рубцовска, Алтайского края.

Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задачи.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

С целью формирования творческих способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно - познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения - всё это способствует развитию способностей учащихся.

Следовательно, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума своих волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности школьника о творческом мышлении.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и прочих социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение  самого  школьника  (успехи  в  учебе  и  положительные  эмоции повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества .

В ходе педагогического эксперимента использовались педагогические наблюдения, беседы, тестовые проверки предыдущего учебного года (срезы знаний). В текущем учебном году для выявления качественных показателей были проведены контрольные работы ( конец изученной темы) и выявлен уровень обученности учащихся экспериментальной группы в начале учебного года, что мы и приняли за контроль. Учащиеся справлялись с заданиями, где не нужно было привлекать мыслительную или творческую деятельность, выйти за рамки привычного, поразмыслить, проявить творческую смекалку у них не получалось. Это происходило из-за того, что у школьников не образовывались мыслеобразы, они не могли абстрактно рассуждать, они могли только воспроизвести, если вспомнят, только ту полученную информацию, которую смогли усвоить на уроке. Все это происходит от репродуктивного образа мышления. А отсюда и низкая мотивация к обучению, плохое запоминание и знание материала, низкие показатели проявленные на контрольных этапах среза знаний.

Началом проведения педагогического эксперимента, послужила традиционная предметная декада биологии и химии при вечерней школе, призванная повысить познавательный интерес к изучаемым предметам. В рамках этой декады было запланировано много интересных уроков и внеклассных мероприятий.

По окончании декады были подведены итоги; участники награждены похвальными листами и призами, а победители – почетными грамотами и ценными призами. Все это вызвало повышенную заинтересованность к изучению биологии, раскрыть творческий потенциал учащихся и приступить ко второй части педагогического эксперимента, чтобы выяснить эффективность наших методических разработок. В последующем при проведении уроков биологии использовали различные методы и приемы развития познавательной деятельности на всех этапах урока.

Сравнивая показатели всех контрольных срезов знаний и последующих трех экспериментальных срезов, то можно сделать вывод, что в экспериментальном получен более высокий уровень знаний, как по средним оценкам, так и по степени обученности учащихся. В экспериментальных контрольных работах средние оценки были выше на 14%, а степень обученности – на 32%, чем в контрольных срезах знаний.

Достоверность исследования также подтверждается наблюдением за учащимися. Было отмечено повышенное внимание и заинтересованность к изучению биологии именно в классах, где проводился педагогический эксперимент. Кроме повышения оценок в этих классах, наблюдалось активное включение обсуждения на уроках изучаемых тем. Ребята научились работать в группе и парами, хотя по их психологическому развитию давалось им это с трудом. Они активно интересовались настенным стендом «Это интересно», где периодически обновлялись биологические новости из интернета. На уроках учащиеся ответы стали строить более грамотно и развернуто, по возможности стараясь обосновать свой ответ, сами проявляли активность при ответе на вопросы и задавать встречные.

Таким образом, применяя различные приемы и методы развития познавательного интереса мы убедились, что у учащихся и в специализированной вечерней школе при исправительных колониях можно развить познавательный интерес и создать положительную мотивацию для изучения биологии.

Сочетание таких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по биологии, творческую и познавательную активность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии

доклад на педагогическом совете по методической теме (теме самообразования)...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результаи деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием позна...

Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»

данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...