Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: 1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя. 2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме. 3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении. 4. Рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова. Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся. 2. Научить применять знания на практике. Воспитательные: 1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду. 2. Воспитание внимательного читателя. Тип урока: урок объяснения нового материала. Оборудование: мультимедийная установка, выставка книг поэта. Вид урока: урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА 

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства».

Цели урока:

Образовательные:

       1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть  счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

       2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

       3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

       4. Рассмотреть, что представляла собой Россия до и после крестьянской реформы 1861 года в поэме Н.А. Некрасова.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.
  2. Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

       1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

       2. Воспитание внимательного читателя.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:  мультимедийная установка, выставка книг поэта.

Вид урока: урок изучения нового материала
Тип урока: урок с использованием активных форм (организация опережающего обучения). 

Назови мне такую обитель,

                                                                                                            Я такого угла не видал,

                                                                                              Где бы сеятель твой и хранитель,

                                                                                                  Где бы русский мужик не стонал.

                                                                                                                              Н.А.Некрасов.

                                                                          В рабстве спасённое

                                                                       Сердце свободное -

                                                   Золото, золото  

                                                                    Сердце народное!

Н.А.Некрасов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Новый материал (слова учителя).

В центре нашего внимания поэма "Кому на Руси жить хорошо", в которой главным героем выступает простой народ, прошедший трудный путь унижений и оскорблений, но несмотря на всё это, мы испытываем чувство гордости за свой народ. 

Главный герой поэмы - народ, собирательный образ. Автор показывает его как сплошное и противоречивое единство, создаёт многообразные индивидуальные типы. Поэт с горечью рассказывает о тяжелой жизни народа. Бесконечны, безмерны его страдания. Нищета, вечный голод, изнурительный труд, покорность… Но есть и положительное в крестьянах – трудолюбие, жажда воли, острый ум и смекалка, отзывчивость на чужую беду. 

На страницах поэмы крестьянский мир в движении, в обилии характеров, во всей своей непосредственности и откровенности. Создается впечатление, что это «целое крестьянское море». «Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа, – пишет Ю. В. Лебедев. – В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость – так безудержная, если покаяние – так безутешное, если пьянство – так бесшабашное». 

Поэма запечатлела изменения, которые произошли в сознании и поведении русского крестьянства. Это видно уже на примере мужиков -странников. 
Учитель: нас всех объединяет одно: интерес к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэт принадлежит к числу редких творческих индивидуальностей, вспыхивает как зарница, оставляя надолго глубокий след в наших сердцах. Он умел пронизать каждую поэтическую строку покоряющим своим чувством. Стал непревзойдённым поэтом не только отечественной, но и мировой литературы.

Сегодня на уроке Некрасов вместе с нами, мы чувствуем на себе его взгляд, слышим, как он дышит.

Обратите внимание на портрет писателя.

Его перу принадлежит народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70 годы 19 века, где возникает новый вольный дух подымающегося на борьбу крестьянства.

- Из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

- Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово,Дырявино, Заплатово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше  вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.  

Учитель: какими способами автор раскрывает образы крестьян?

Ученик: через массовые сцены, через конкретный образ.

Учитель: что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?  

Ученик:  семь мужиков становятся странниками – правдоискателями. Они хотят докопаться до корня жизни и отправляются в путешествие, повторяя вопрос: кто счастлив на Руси? Мужики – символ перемен народной России. Только их поилица и кормилица – скатерть-самобранка останется в оправдание их странствий. Мы «входим» в мир реальной жизни.

Учитель: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества? Россия, земля русская – это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ.

Внешним организующим началом некрасовской эпопеи стала дорога, что традиционно для русской литературы.    

         Вспомним

 «Хождение за три моря» Афанасия Никитина,

«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,

 «Мертвые души» Н.В. Гоголя.  

Ученик: образ широкой дороженьки открывает поэму и присутствует до её конца. По сторонам дороги развёртывается панорама всей русской земли:

Леса, луга поёмные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Здесь крестьянские дороги, дороги самого поэта. Мы входим в мир реальной жизни, в мир человеческих судеб и народной судьбы. Народ пока способен лишь страдать под тяжестью угнетения. Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

В поэме присутствуют различные образы странников. Мотив странничества проходит через всё произведение, при этом он тесно связан с мотивом дороги. Дорога - важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперёд. Она ведёт странников и богомольцев из одного села в другое, ведёт мужиков – правдоискателей к истине. Пока у народа есть желание искать правду и счастье, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».  

2.Повторение изученного материала.

Устный опрос:

- Рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

- Каковы замысел, история создания и композиция поэмы?

- Каким образом в поэме показана тема социального и духовного рабства

  1. Историческую справку о крепостном праве подготовил

Историческая справка. Крепостные крестьяне.

Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет. Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина

Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась– оброк.

Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.

Учитель:

– Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?

Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алексей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.

Реформа 1861 г


3. Работа по вопросам домашнего задания:

1 уч-ся
Что это за люди? 
Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.

Свод законов Российской империи (т. IX изд. 1876, примеч. к ст. 782), понимал под «временнообязанными крестьянами» категорию («разряд») сельских обывателей, «состоящих к владельцу земли в обязательных поземельных отношениях», и подводил под это понятие всех «обязанных крестьян, проживающих на землях владельческих по контрактам и договорам». Права состояния у временнообязанных крестьян не отличались от прав крестьян-собственников.

По отношению к общине временнозависимых крестьян помещик являлся «попечителем» и имел право требовать смены администрации (в том числе сельских старост) и осуществлять полицейские функции.


  • Что между ними общего и чем они отличаются друг от друга? 

  • Почему каждый из них "счастливым" называет своего кандидата?

  • Как изменились мужики-странники за время путешествия?


Учитель: На фоне этого огромного «крестьянского моря» выделяются отдельные яркие образы крестьян.

2 уч-ся

Колоритно написан в поэме образ Якима Нагого.

Вопросы по образу Якима Нагого ("Пьяная ночь" - глава 3).


  • Представителем какой части русского крестьянства является Яким Нагой?

  • Какую жизнь он прожил? Каково отношение Якима Нагого к собственному труду?

  • Как в образе Якима автор воплотил мысль о росте духовных запросов русского крестьянства?

  • Как в его портрете Некрасов подчеркнул связь с землёй, с крестьянским трудом?

  • Что Яким Нагой говорит о тяжести крестьянского труда. о причинах бедности крестьянства.

  • Как характеризует Якима Нагого его любовь к картинкам?

  • Можно ли назвать Нагого оратором?


3 уч-ся

Идейно близок Якиму Нагому Ермила Гирин, хотя его образ не столь сложен.

Вопросы по образу Ермилы Гирина ("Счастливые").


  • Какие основные этапы жизненного пути Ермилы Гирина выделяет Некрасов?

  • Какие приёмы использует автор для создания образа героя?

  • Можно ли назвать Ермилу Гирина "народным заступником"?

  • Кто такой Ермила и чем заслужил уважение крестьян?

  • Какова его судьба?

  • Почему крестьяне доверяют ему?


4 уч-ся

К. Чуковский считал, что образ Савелия "принадлежит к числу наиболее монументальных" из всех созданных Некрасовым. Подтвердите это высказывание.

Вопросы по образу Савелия ("Крестьянка").


  • Как отразились в характере Савелия могучие силы, непреклонное упорство русского народа?

  • Докажите противоречивость мировоззрения Савелия.

  • Каким путём идёт Савелий к осознанию протеста?

  • Что роднит Савелия с былинным богатырём?

  • Расскажите о жизни Савелия после каторги. В чём вы видите незрелость Савелия?

  • Можно ли назвать Савелия "народным заступником"? Почему?


(Слова учителя). Некрасов большое внимание уделял судьбе женщины. "Женский вопрос" был одним из наиболее острых в 60-70 годах 19 века. В поэме женщине-крестьянке отведено значительное место: посвящена часть главы "Крестьянка". Главная её героина Матрёна Тимофеевна Корчагина.

5 уч-ся

Вопросы по образу Матрёны Тимофеевны ("Крестьянка").


  • При каких обстоятельствах встретили странники Матрёну Тимофеевну?

  • Найдите портрет Матрёны Тимофеевны?

  • За что народ считает её счастливой?

  • Как отвечает героиня на вопросы мужиков (что рассказывает о себе)?

  • Можно ли назвать её счастливой?

  • Что говорит сама Матрёна Тимофеевна о женском счастье?


(Слова учителя). Поэт не идеализирует народ, зная. что не все смогли устоять против рабства. Это лакей Ипат, и лакей князя Переметьева, и Яков верный.


6 уч-ся

Вопросы по образу лакея Ипата (глава "Последыш").


  • Как Ипат сам себя называет?

  • Как величает князя?

  • Как это его характеризует?


7 уч-ся

Вопросы по образу Переметьева (глава "Счастливые").


  • Что говорит лакей о счастье?

  • Почему причисляет себя к счастливым? 


8 уч-ся
Вопросы по образу холопа примерного - Якова верного (глава "Счастливые")


  • Чем отличается этот герой от Ипата и лакея князя Переметьева?

  • Что хотел сказать Некрасов, показывая, как Яков повесился на глазах барина?


4. Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности — обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны — это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба «счастливее» других, несмотря на все испытания, так как ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Итак, сегодня на уроке мы увидели, насколько индивидуальны и многообразны образы крестьян 
(заполнение таблицы)
5. Во второй половине урока — анализ приемов сатирического изображения помещиков в поэме.

Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”. Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы.

На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Индивидуальные сообщения учащихся:


  1. помещик Шалашников

  2. господин Поливанов

  3. Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев

  4. Князь Утятин


Выводы. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение — лишь образ доброй губернаторши Елены Александровны. С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

6. Подведение итогов, выставление отметок.

7. Домашнее задание: образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»,

Приложение 

Типы крестьян в поэме по степени их социальной сознательности.


Образ


Примеры


Значение образа


Семь мужиков


В каком году – рассчитывай, 
В какой земле угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?..
Мужик, что бык:
Втемяшится в башку,
Какая блажь – 
Колом ее оттудова
Не выбьешь упирается – 
Всяк на своем стоит.


Поиск правды, кому на Руси хорошо и вольготно живется.


Яким Ногой


С ним случай был: картиночек 
Он сыну накупил, 
Развешал их по стеночкам 
И сам не меньше мальчика 
На них любил глядеть. 
Пришла немилость божия, 
Деревня загорелася – 
А было у Якимушки 
За целый век накоплено 
Целковых тридцать пять. 
Скорей бы взять целковые.


Показание духовности

русского крестьянства.


Ермил Гирин


Держал Ермило мельницу 
На Унже. По суду 
Продать решили мельницу: 
Пришел Ермило с прочими 
В палату на торги… 
Уж сумма вся исполнилась, 
А щедрота народная 
Росла: — Бери, Ермил Ильич, 
Отдашь, не пропадет!» 
Ермил народу кланялся 
На все четыре стороны, 
В палату шел со шляпою, 
Зажавши в ней казну. 
Сдивилися подьячие, 
Позеленел Алтынников. 
Как он сполна всю тысячу 
Им выложил на стол!.. 
Не волчий зуб, так лисий хвост, — 
Пошли юлить подьячие, 
С покупкой поздравлять! 
Да не таков Ермил Ильич, 
Не молвил слова лишнего. 
Копейки не дал им!


Защита общественных

интересов.


Савелий


А потому терпели мы, 
Что мы — богатыри. 
В том богатырство русское. 
Ты думаешь, Матренушка, 
Мужик — не богатырь? 
И жизнь его не ратная, 
И смерть ему не писана 
В бою — а богатырь! 


Противостояние власти,
общественный деятель,
образ русского богатыря.


Матрена Тимофеевна


Да тут беда подсунулась: 
Абрам Гордеич Ситников, 
Господский управляющий, 
Стал крепко докучать: 
«Ты писаная кралечка, 
Ты наливная ягодка...» 
— Отстань, бесстыдник! ягодка, 
Да бору не того!


Противостояние
общественным устоям в деревне.


Гришка Добросклонов


«Удалась мне песенка! 
–молвил Гриша, прыгая. – 
Горячо сказалася  
правда, в ней великая! 
Вахлачков я выучу петь ее – не всё же им 
Петь свою „Голодную“...  
Помогай, о боже, им! 
Как с игры да с беганья  
щеки  разгораются, 
Так с хорошей песенки  
духом поднимаются 
Бедные, забитые...»


Забота и переживания о
судьбе русского народа.




Образы помещиков в поэме

Жестоким самодуром-угнетателем показан 
помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. 

Жесток “жадный, скупой” 
господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах “Помещик” и “Последыш” Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с 
Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы “Помещик”, начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно “ломается”, с издевкой звучат его слова:

“...Наденьте шапочки,
Садитесь, господа!”
Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда “дышала грудь помещичья свободно и легко”. Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший “крещеной собственностью”, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему “покорствовало”:

Ни в ком противоречия,
Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню, —
вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!
Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. “Теперь не та уж Русь!” — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила “одним концом по барину, другим по мужику...” Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.
Глава “Помещик” подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе “Последыш” Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться.

Князь Утятин — барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:
Известно, не корысть,
А спесь его подрезала,
Соринку он терял.
И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. “Последыш” становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдает нелепые распоряжения: приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава “Последыш” уточняет смысл главы “Помещик”. От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая...
“Легенда о двух великих грешниках” подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника:

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
—становится способом очистить от грехов свою душу. Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.

Вопросы для беседы с классом

1. Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.

2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?

3. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом?

4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
5. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия?

6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов?

7. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?

8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Н.А.Некрасов "Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен краткий анализ поэмы Н.А.Некрасова "Кому жить хорошо": история создания поэмы, главный конфликт, проблемы произведения, образы героев....

Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы.

Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы....