Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sochinenie_po_poeme.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Цель урока:

Образовательная: проверить степень понимания поэмы.

Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.

Ход урока

      I.Выбор и бсуждение  темы

  1. « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  4. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
  1. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

      II.Составление плана сочинения

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Н.А. Некрсов – певец народа.
  2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).

б) Народное понятие счастья:

 - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;

 - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;

 - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;

 - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.

 в) Две возможные дороги к счастью:

 - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;

 - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

Комментарий учителя:

Произведения Некрасова  - это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.

До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».

III.Написание сочинения.

         Литература

  1. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова //      Русская литература. Л.,
  2. 1981. № 2. С. 89 – 90.
  3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
  4. Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
  5. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
  6. Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
  7. Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
  8. Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
  9. Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе "О двух великих
  10. грешниках"//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
  11. Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
  12. Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....

Урок-лекция История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...