Главные вкладки

    "Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Череп Людмила Федоровна

    Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что она является уникальным явлением в русской литературе с точки зрения ее народности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon szhataya_zip-papka_4.zip9.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

    станицы Ленинградской Краснодарского края

    «Истинная сила искусства»

    (Традиции народной поэзии в поэме Н.А.

    Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

    (урок литературы в 10 классе»

                                                       

                                                     

                                       Выполнила

                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                Череп Людмила Фёдоровна

    2013 год

    Тема:   «Истинная сила искусства»

    (Традиции народной поэзии в поэме А.Н.Некрасова

    «Кому на Руси жить хорошо»)

    Цель урока: проследить, какие фольклорные жанры нашли отражение

                           в поэме, как писатель с ними работает, в чём проявляется

                           его творческое отношение к фольклорному наследию; ка-

                           ковы результаты его труда.

    Оборудование: А.Н.Некрасов (портрет), иллюстрации к произведению,

                                таблица «Жанры устного народного творчества»,презен-

                                 тация к уроку.

    Эпиграф к уроку:

    Истинная сила искусства вообще и поэзия в особенности

                          заключается в органической связи их с жизнью… А так как

        никакая жизнь…немыслима без своей народной, то есть на-

    циональной оболочки, то сила эта заключается в органичес-

                            кой связи с народностью.

                                                                  А.Григорьев 

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

             

    Тема  урока очень актуальна для нашего времени. Сегодня происходит поли-

    тическое, экономическое и духовное возрождение нравственных ценностей,

    выработанных нашим народом на протяжении всей его истории. К фольклору обращались всегда, потому что в нём отражается душа народа, его идеалы,

    талант и мудрость.

    2. Беседа с классом.

    Вопрос  классу:

    -Почему мы говорим об этом, обращаясь к поэме «Кому на Руси жить хорошо», а не к какому-то другому произведению? (Во-первых, именно Нек-

    расов впервые заговорил в нашей литературе от имени народа и создал свой

    неповторимый «стиль, отвечающий теме» и основанный на лучших тради-

    циях русского фольклора; во-вторых, творчество Некрасова, его бессмерт-

    ная поэма-эпопея могут противостоять современным фильмам, телепереда-

    чам, песням; в-третьих, поэт смотрел на жизнь глазами народа, говорил его

    языком).

    Учитель:

    Итак, обратимся к самой поэме, в частности, к «Прологу». Уже первые строки вводят нас в атмосферу жизни народа, его проблем, интересов,

    забот, быта, чаяний и надежд.

    Вопрос  классу:

    -Что можете сказать о речи лирического героя? ( Речь льётся свободно,

    естественно, он не только рассказывает, но и даёт оценку мужикам, их по-

    ступкам; речь понятна).

    Вопрос классу:

    -На что похож зачин? Обоснуйте свой ответ. ( По лексике, по интонации,

    по ритму он похож на сказку. Здесь и лексические повторы, и волшебное число 7, и уменьшительно - ласкательная форма «дороженька», и образ доро-

    ги, и речь со свободным ударением, но очень складная).

    Задание классу:

    - Получается, что, что ни слово, то живая, образная речь, в которой мож-

    но выделить несколько наиболее ярких элементов. Попробуйте их отыскать

    и прокомментировать.

    (Прежде всего – это сравнения)

     Задание классу:

    - Найдите сравнения, взятые из мира природы, крестьянской жизни.

    Вопрос классу:   

     - Обратите внимание на суффиксы существительных, глаголов, на эпитеты, повторы.Что вы заметили? (Много существительных с умень-

    шительно-ласкательными суффиксами, глаголы с –ся, -ива-; присутствуют

    постоянные эпитеты, в том числе и развёрнутые «звёзды частые»; «девка красная»)

    Вопрос классу:

    -Что ещё напоминает сказку? (Скатерть-самобранка, животные, наделён-

    ные способностью говорить)

    Задание классу:

    -Просмотрите 3-ю часть поэмы. Какие жанры фольклора в ней исполь-

    зует поэт?(Народные песни, легенды). Ребята приводят примеры, отмечают особенности.

    Учитель:

    Песня является неотъемлемой частью поэмы, сопровождает крестьянина всю его жизнь: помогает в работе, утешает в несчастье, сопровождает все празд-

    ники и гулянья, провожает в последний путь. Доля крестьянки везде и всег-

    да одинакова, поэтому-то у Матрёны Тимофеевны на каждый случай в её жизни находится песня. Песни «Голодная» и «Солёная» изображают край-

    нюю бедность и голод крестьянства.

    Песни Гриши проникнуты оптимизмом, верой в силу народа.

    В них как бы звучит ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.

    Помимо песен крестьяне рассказывают несколько легенд. «Про холопа примерного – Якова верного» и «О двух великих грешниках».Это было индивидуальное задание.

    Слово предоставляется учащимся.

    Вопрос классу:

    -Какие жанры фольклора встречаются в главе «Дёмушка»? (Причитания,

    плачи). Учащиеся выразительно читают, анализируют.

    Вопрос классу:

    -Какова их роль?(Повышают эмоциональность и изобразительность произ-

    ведения).

    Учитель:

    Сравнительно богато представлены в поэме мелкие жанры фольклора –

    пословицы, поговорки, загадки.

    -Приведите примеры.(Учащиеся дома должны были их выписать в тетрадь)

    Учитель:

    Насыщенность  загадками, пословицами, поговорками придаёт поэме осо-

    бенно чёткий фольклорный колорит. Большинство загадок у Некрасова да-

    ны в виде метафор или сравнений. Пословицы, как правило, имеют ярко

    окрашенный социальный характер и вставлены почти без изменений.

    3.Обобщение. 

    Таким образом, мы видим, что Некрасов «блистательно» справился с труд-

    нейшей задачей, создав истинно народное эпическое произведение, в кото-

    ром нашли отражение лучшие достижения русской фольклористики. Он ввёл

     в своё произведение живую разговорную речь, пересыпанную образными

    словами и выражениями, пословицами и поговорками, сказочными, былин-

    ными и песенными сюжетами и образами, прибаутками и восклицаниями,

    постоянными эпитетами, которые составляют суть народного стиля.

                                                         

                                                                                                  Задание на дом:

                                                                 Ответить на вопрос: «Почему странники

                                                                  не услышали песню Г.Добросклонова

                                                                  «Русь» и не поняли, в чём заключается

                                                                   «воплощение счастья народного»?

    Использованная литература:

    1. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М.,1996
    2. Уроки литературы в 10 классе. Издательство ЭКСМО,  М., 2001

     

     

     

     

     

                                                                                                       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

    Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

    Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

    Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

    От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

    В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

    Устное народное творчество в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Какие жанры УНТ были использованы Некрасовым в поэме....

    Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

    Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

    Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

    Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...