Монгуш Мария Арзылановна

Сайт учителя русского языка и литературы Монгуш Марии Арзылановны

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Чтение, кулинария

Увлечения: Шахматы, настольный теннис

Регион: Республика Тыва (Тува)

Населенный пункт: город Ак-Довурак

Место работы: МБОУ СОШ №1 г.Ак-Довурак

Звание, ученая степень: Почётный работник общего образования РФ, ветеран труда

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mongush-mariya-arzylanovna

О себе

                                     Как будто целый мир тебе знаком,

                                       Когда владеешь русским языком.

                                       Вот почему всем близок чистый, ясный,

                                      Народа русского язык прекрасный.

     Каждый раз, когда принимаю 5 класс, я урок русского языка начинаю с этих замечательных строк грузинского поэта И. Гришашвили. Почему?

     Потому что я учитель русского языка, которого люблю как своего родного, тувинского.

     Ещё потому что русский язык в условиях тувинской национальной школы (да и во всех школах России) был и остаётся не только важным учебным предметом, но и языком обучения всем школьным дисциплинам с 5 класса, средством межнационального общения, языком приобщения к русской и мировой культуре. Такая образовательная функция русского языка предопределяет необходимость развития русской речи учащихся. Это очень сложная задача т.к. мои наблюдения свидетельствуют, что уровень владения русским языком учащихся- тувинцев находится на недостаточно высоком уровне, словарный запас однообразен и.т.д.В школах почти нет живого общения на русском языке т.к. мало осталось учащихся – носителей языка. Это даёт  горькие плоды в школьном образовании. Всё реже и реже слышна русская речь на переменах и на спортивной площадке, на классных собраниях и, что греха таить, порой и на уроках. Такое явление губительно и вредно для детей тувинской национальности. Что же делать?

    Я считаю, что всем учителям, работающим в  1-11 классах все предметы, кроме тувинского языка и литературы,  вести на русском языке для развития речи по всем предметам.

   Что я делаю?

    В первую очередь стараюсь привить любовь к русскому языку, потому что без любви, без интереса к языку никакие методики не дадут результата. А чтобы полюбить русский язык, дети должны знать и понимать:  зачем? для чего?

   «Русский язык – путь к успешному будущему», - моё любимое изречение. Первый урок в 5 классе у меня называется «В дружбе с русским словом» В итоге занятия ученики учат наизусть и читают стихотворение нашего тувинского классика Монгуш Кенин- Лопсана «Учите русский язык»

Владея русским языком,

Ты землю птицей облетишь.

Владея русским языком,

С кем хочешь ты поговоришь.

Индус, испанец и бурят

С тобой по-русски говорят,

Большой ли, малый ли народ —

Любой теперь тебя поймет.

 

Родную песню ты возьмешь,

По-русски ты ее споешь —

И все услышат, все поймут:

И кабардинец, и якут.

Она останется твоей

И станет, может быть, родней,

Когда ее другой народ

 

А сколько книжек ты прочтешь,

А сколько ты друзей найдешь,

Как интересно заживешь,

Владея русским языком!

Язык России! Ты глубок,

Как безграничный океан.

Язык России! Ты высок,

Как пики горные Саян.

 

Братишки младшие мои!

Сестренки младшие мои!

Вы, дети матери Тувы,

Учите вы, любите вы

Язык России — как родной,

Язык большой семьи одной,

В которой жить вам и расти,

С которой счастье обрести.

 

 

 

     36 лет работаю учителем русского языка и литературы.

       36 лет работаю над одной и той же проблемой: развитие устной и письменной речи тувинских детей на уроках и во внеурочное время. Почему одна и та же проблема?

     Ведь одни дети приходят, другие выпускаются из школы, а задача учителя остаётся та же, разве только названия этих задач меняются, как  меняются люди с годами…

    Меня радует одно: выпускники мои уходят из школы с определённым багажом знания языка. Они свободно владеют русским языком, пишут грамотно, а сколько книг мы с ними прочитали – не счесть. А сколько интересных уроков – открытий, часов общения…

     36 лет педагогической деятельности.

     Чего только не было за эти годы! Взлёты и падения (больше было взлётов),

Радости и огорчения, побед и поражений…

     И в образовании происходило много изменений, реформ, ФГОСЫ первого поколения, ФГОСы второго поколения, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА, всех не перечислишь. Одни педтехнологии заменялись другими с ещё более трудными и непонятными названиями. Всё менялось, да и сегодня меняется  чуть ли не каждой секундой. А учителю надо идти в ногу со временем.

   Для меня остаётся неизменным одно: обучение детей – тувинцев русскому великому, родному Пушкину языку. И я считаю, что мне это неплохо удаётся. Много разных методов и приёмов использую, наработано – то много. Уроки литературы всегда провожу с практическим уклоном т.е. сравниваем события и героев произведений с современной жизнью, извлекая из каждого прочитанного поучительное для себя.  Иначе зачем читать, если это тебе не нужно? Например: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - «Почему люди идут на убийство сегодня?», М.Горький «На дне» - «Откуда появились «бомжи сегодня?», М.Е Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы» - «Почему распадаются современные семьи?» и.т.д. Ученики охотно делятся своими мыслями, когда коснёшься  проблему сегодняшнего дня. И на уроках русского языка всегда стараюсь дать слово детям. Они должны говорить больше, чем учитель, должны мыслить, думать по – русски, и общаться всегда на русском языке, иначе ожидаемых результатов не получим. Родной наш тувинский язык от этого не пострадает т.к. он родился вместе с нами, он в нашей крови, в наших жилах:

            Айдын дуне опей ырын ырлап оргаш,

            Авамнын мээ чаяап берген эртинези-

            Чидиг чепсээм, оорушкум, мунгаралым,

            Чигзинижим, ынакшылым, изиг ханым,

            Олуп чыда байырлажыр соолгу созум.

            Ортек билбес байлакшылым – тыва-дылым    

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мне важно чувствовать себя востребованной и нужной в своей среде. Но мне ещё важно, чтобы у меня, кроме работы, была другая жизнь, были интересы, которые я могу реализовать не только в профессии. На ум сразу приходят слова всё того же В.М.Лизинского: «Если учитель с горечью сообщает, что у него, кроме работы, ничего в жизни  нет, то, по-видимому, стоит пренебречь и работой, поскольку, если сосудов менее, чем два, то вливаться и выливаться нечему и некуда, а в России это и бессмысленно, и невозможно». 

Мои публикации:
Администрирование школы
Внеклассная работа
Классное руководство
Литература
Материалы для родителей
Материалы к аттестации
Материалы методических объединений
Общепедагогические технологии
Работа с родителями
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: