Вводный урок в 5 классе « В дружбе с русским словом»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Монгуш Мария Арзылановна

       Урок построен по технологии проблемно - диалогического обучения.  (Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем.  Автор технологии  – Е.Л.Мельникова.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_druzhbe_s_russkim_slovom.docx41.19 КБ

Предварительный просмотр:

       Урок построен по технологии проблемно - диалогического обучения.  (Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем.  Автор технологии  – Е.Л.Мельникова.)

Методы и приёмы  при проблемно - диалоговом обучении:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приёмом;

-побуждающий к гипотезам диалог;

-подводящий к знанию диалог

 Плюсы технологии проблемно - диалогического обучения:

-обеспечивает более прочные знания;

-стимулирует интеллектуальное развитие учеников;

-воспитывает активную личность;

-позволяет снижать нервно - психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и открытия знания

Тема урока: Вводный урок  в 5 классе « В дружбе с русским словом»

Тип урока: повторение изученной темы

Форма урока: урок - путешествие

   Цели урока

  Образовательные: Пробудить и углубить интерес к изучению русского языка, закрепить полученные знания в начальной школе.

  Развивающие: Развитие познавательного интереса к русскому языку, развитие творческой, речевой и мыслительной активности

  Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к русскому языку, понимания его величия, значимости, желания учить русский язык не по принуждению , а  с интересом и по желанию.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карта путешествия,карточки с заданиями

                                                       Ход урока

1.Организационный момент

Постановка учебной проблемы:

Чтение стихотворения тувинского писателя и поэта  Монгуш Кенина- Лопсана

                       «Учите русский язык !» ученицей 10 класса Донгак Олча

    Учите русский язык.                          

Владея русским языком,

Ты землю птицей облетишь.                                                                                                          

С кем хочешь ты поговоришь.        

Индус, испанец и бурят

С тобой по-русски говорят,

Большой ли, малый ли народ-

Любой теперь тебя поймет.

Родную песню ты возьмешь,        

По-русски ты ее споешь-

И все услышат, все поймут:

И кабардинец, и якут,

Она останется твоей        

И станет, может быть, родней,

Когда ее другой народ

Полюбит, тоже запоет.

А сколько книжек ты прочтешь,

А сколько ты друзей найдешь,

Как интересно заживешь,

Владея русским языком!

Язык России! Ты глубок,

Как безграничный океан.

Язык России! Ты высок,

Как пики горные Саян.

Язык России! Ты велик

Ты дружбы, равенства язык,

Ты- революции язык.

Братишки младшие мои!

Сестренки младшие мои!

Вы, дети матери Тувы,

Учите вы, любите вы

Язык России- как родной,

Язык большой семьи одной,

В которой жить вам и расти,

С которой счастье обрести.

   Подводящий к теме диалог:

 Учитель. О чём говорит прочитанное старшеклассницей стихотворение? ( О русском языке. О том, чтобы мы учили и любили русский язык.)

 Учитель. К чему призывает это прекрасное творение известного тувинского поэта- писателя?

 Учитель. Почему вы должны не только учить, но и любить русский язык?  Ответы можете найти из стихотворения. ( Стихотворение проецируется на слайде и написано на плакате). Какие строки об этом говорят?

Владея русским языком,

Ты землю птицей облетишь.                                                                                                          

С кем хочешь ты поговоришь.        

А сколько книжек ты прочтешь,

А сколько ты друзей найдешь,

Как интересно заживешь,

Владея русским языком!

 

Учитель. Как вы понимаете следующие строки?

Язык России! Ты велик

Ты дружбы, равенства язык,

 Учитель. Как вы думаете,  как называется наш урок?  (Ответы учащихся)

 Сообщение темы урока мотивирующим приёмом

 Учитель. Вы все правильно поняли, что вы должны учить и любить русский язык. Тему урока мы назовём  «В дружбе с русским словом».

Побуждающий к гипотезам диалог.

  Учитель. Подумайте, поразмышляйте, почему уроку дано такое название? Тоже можете пользоваться строками из стихотворения, но обязательно прокомментируйте свой ответ.

Работа с текстом   

   Учитель. Сегодня вы многое узнаете о русском языке, языке дружбы и братства, о русском слове. Прочитайте текст.

       В дружбе с русским словом вы станете богаче, потому что сможете прочитать произведения А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого на том языке, на котором они написаны. А это ни с чем не сравнимое богатство.

    В дружбе с русским словом вы станете мудрее, потому что сможете познакомиться с людьми и событиями, давно ставшими историей.

     Русский язык стремятся знать не только в нашей стране. Его изучают более 20 миллионов человек на пяти континентах планеты.  А русские песни поют во всех уголках Земли.

     Русский язык- язык общения всех граждан многонациональной России. Говорящего на нём поймут в любом её уголке, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

    У русского языка есть языки - братья: чешский, болгарский, сербскохорватский, польский и другие. Но всего ближе ему  украинский и белорусский. У них много общего. У нашего родного тувинского языка тоже есть близкие родственники: киргизский,

   Изучение русского языка расширяет знания и о языке родном.

   Русский язык - один из международных языков. На нём составлены важные международные соглашения и договоры, он изучается во многих странах.

   Учитель. Вот очень кратко о значении русского языка в нашей жизни. Будем изучать русский язык как следует, обогащаться знаниями в различных областях науки с помощью великого русского слова? (Ответы учащихся)

   Учитель. Правильно, ребята. Русский язык необходимо изучать. Вы постарайтесь овладеть им как можно лучше.

Русский язык был широко распространен среди нерусского населения еще в дореволюционной России. Передовые люди национальных регионов России упорно призывали своих соплеменников изучать этот язык, понимая значение русского языка в подъеме культуры своего народа. Вот как об этом писал классик татарской литературы Габдулл Тукай:

С русским мы в веках породнились,

Словарем, языком обменялись.

Одни песни у нас родились,

И события одни воспевались…

Знание русского языка дает нам возможность общаться с представителями других народов, приобщаться к достижениям духовной культуры русского народа, а также других народов, к сокровищам мировой литературы. Каждый, кто овладел этим языком, может с гордостью сказать: «Я ко всем наукам ключ имею, я со всей Вселенною знаком» (народный поэт Якутии С. Данилов)                

 И сегодня ваши знания по русскому языку, полученные в начальной школе и ваши смекалка, находчивость помогут вам совершить небольшое путешествие. Мы с вами отправимся в Страну русского языка.

   Учитель.  Как вы знаете, в каждой стране есть всегда главный город. Как он называется? (Столица.) В нашей сказочной стране тоже есть столица. Как вы думаете как он называется?

Учитель. Правильно - город Алфавит. Именно в нём нам и предстоит побывать. Чтобы не опростоволоситься перед хозяевами города, давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах. Ответьте на вопросы:

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Перечислите их,  правильно называя.
  • Что вы знаете об истории письма?

      Учащиеся отвечают. Ответ на последний вопрос готовился заранее  ученицей 10 класса Донгак Анжелой по книге И. Фридриха «История письма» или по другим источникам.

        Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали необходимость передавать свои мысли тем, кто находится далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой были только конкретные предметы: камень, дерево. И тогда человек брал сук и привязывал к нему тонкие ремешки и верёвочки разной длины и цвета. Каждая верёвочка завязывалась различным способом, каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воинов, белый — серебро, жёлтый — золото).

        У некоторых народов узелки заменялись бусами из разноцветных морских раковин. Чтобы не выходило путаницы, составивший письмо должен был сам прочесть его послу, а тот, придя в нужное место, должен был вслух повторить его нужному адресату.

        Наиболее древним видом собственно письма, которое возникло за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является изображение рисунками — пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека обнаруживают искусно выполненные очертания домашней утвари, фигур людей, животных. Этим видом письма мы иногда пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часовой мастерской — часы, магазина оптики — очки.

         Учитель. Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попадешь туда не сразу, он надёжно охраняется. У ворот стражники — Твёрдый знак и Мягкий знак. Первый молчит, а второй подаёт нам книжку, и мы читаем маленький рассказ Ф. Кривина «Мягкий знак».

          Мягкий знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней как тень, из слова в слово, — но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука. А Мягкий знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строке, тем более занять первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш — в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения.

       

    Учитель. Рассказ мы с вами прочитали, но стража не хочет нас пропустить в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. Итак... в приведённые ниже слова надо вам вставить разделительные ъ и ь и объяснить их правописание:

           в_езд, сем_я, об_явление, друз_я, Тат_яна, об_яснение,

           вороб_и, лист_я, с_едобный, колос_я, необ_ятный,

           сер_ёзный, бар_ер, руж_е, журчан_е.

    Исследовательская работа

         

      Мы успешно справились с заданием, и нас пропустили в город.

Здесь живут буквы. Они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Почему?  Очень много катится букв О. За ними бегут Е. Стройными колоннами промаршировали И, А. Спешат Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, X, Ю. Медленно прохаживаются Ц, Щ, Э. Посчитайте, пожалуйста, сколько раз встречаются  в тексте об истории письма каждая буква.

    Все буквы идут на работу — в типографии начали печатать новую книгу. Только буква Ф сидит на скамеечке. Почему одинока?

   Оказывается, в ней редко нуждаются.

   Посмотрим на таблицу.Оказывается: на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б — 14, В — 38, Г — 13, Д — 25,    Е и Ё — 72, Ж — 17, З — 16, И — 62, Й — 10, К — 35, Л — 35, М — 26, Н — 53,  О — 90, П — 23, Р — 40, С — 45, Т — 53, У — 21, Ф — 2, X — 9, Ц — 4, Ч — 12, Ш — 6, Щ — 3, Ъ,Ь — 14, Ы — 20, Э — 3, Ю — 6, Я — 18 раз.

  Учитель. Ребята, скажите, какие буквы чаще всего встречаются в тексте? Какие реже?

Видите, буква Ф встречается реже всех: где О напечатана 90 раз, там Ф — в 45 раз меньше. Но Ф — буква переводчица. Без неё никак не обойтись, когда вы пишете слова иностранного происхождения: фабрика, кофе, лифт, фонарь и др.

       

       Но нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Давайте перепишем их в тетради:

                 А роза упала на лапу Агора.

                Около Миши молоко.

                Аргентина манит негра.

                Рвал дед лавр.

           Как выдумаете, что это за предложения?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем их справа налево. Интересно, не правда ли? Это так называемые перевёртыши, вы можете придумать их сами.

           Посчитайте, сколько в каждом перевёртыше слогов, букв, звуков, гласных, согласных. Сделайте фонетический разбор слов упала, манит, молоко.

           С площади Звуков повернём налево. Здесь видим надпись: «Переулок Ударений». Ребята, что такое ударение? Зачем оно нужно?

Следуют ответы.

Есть у ударения и смыслоразличительная роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовёте слова:

  •    Я травянистое растение

            С цветком сиреневого цвета,

            Но переставьте ударение,

            И превращаюсь я в конфету.

                                                                 (Ирис — ирис)

  • Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения:

            Захочешь — превращусь в название

            Блестящей шелковистой ткани я.

                                                                (Атлас — атлас)

           А теперь в написанных на доске словах алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодёжь, предмет, средства, столяр, шофёр, обувной поставьте ударения.

Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок.

  • На бахче у нас растёт,

            Как разрежешь — сок течёт;

            Свеж и сладок он на вкус,

            Называется ... (арбуз).

  • Это зелье ты не тронь:

            Жжётся больно, как огонь.

            Неприметна, некрасива,

            Называется ... (крапива).

  • Из меня посуду топкую,

           Нежно-белую и звонкую

           Обжигают с давних пор,

           Называюсь я ... (фарфор).

  • Стелют на матрас меня.

            Называюсь ... (простыня).

  • Чтоб скорей в библиотеке

            Отыскать ты книгу смог,

            В ней бывает картотека,

            Специальный ... (каталог).

  • Буквы-значки, как бойцы на парад,

            В строгом порядке построены в ряд.

            Каждый в условленном месте стоит,

            И называется всё ... (алфавит).

    Учитель. Мы  идём  дальше  по  городу  Алфавиту.  Но  мы,  кажется, заблудились и попали в тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые  здесь  растут. Они раскидывают свои  цепкие  ветви-руки и приглашают отведать  «двоечных»  плодов. Но мы-то знаем, что плоды эти  ядовиты. Чтобы  выбраться из тупика Ошибок, нужно  выполнить задание. В каждую карточку со стихами  вкралась ошибка. Как только вы её  исправите, путешествие  п родолжится.  А  кто не справится, тому достанутся  плоды ядовитого дерева. Вот карточки:

  • Закричал охотник: «Ой!

            Двери гонятся за мной!»

  • На виду у детворы

                        Крысу красят маляры.

  • Посмотрите-ка, ребятки,

                       Баки выросли на грядке.

  • Куклу выронив из рук,

                       Маша мчится к маме:

                      «Там ползёт зеленый лук

                      С длинными усами».

  • Тает снег. Течёт ручей.

                       На ветвях полно врачей.

  • Мы собирали васильки,

                        У нас на головах щенки.

  • Миша дров не напилил,

                        Печку кепками топил.

  • Синеет море перед нами,

                       Летают майки над волнами.

  • Говорят, один рыбак

                        В речке выловил башмак.

                       Но зато ему потом

                      На крючок попался дом.

  • Сели в ложку — и айда!

                       По реке туда-сюда!

  • На волке сметана, творог, молоко,

                        И рад бы поесть, да достать нелегко.

  • Забодал меня котёл,

                        На него я очень зол.

  • Врач напомнил дяде Мите:

                       «Не забудьте об одном —

                        Обязательно примите

                       Десять цапель перед сном».

  • На болоте нет дорог.

                       Я по кошкам — скок да скок.

           Учитель.  Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь Братьев-Падежей. Вы не забыли как их зовут? А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение Г. Траубина про... «Ленительный падеж»:

        Спросили Лежебокина:

  • А ну-ка расскажи,

      За что так ненавидишь ты,

     Не любишь падежи?

     Давным-давно все школьники

     Их знают назубок.

    Их за два года выучить

    Лишь ты один не смог.

    Ответил он рассерженно:

  • В том не моя вина.

     Пусть им сперва учёные

     Изменят имена.

     Ведь я падеж Творительный

     Нарочно не учу:

     Трудиться, а тем более

     Творить я не хочу.

     Такой падеж, как Дательный,

    Я с детства не терплю.

    Давать, делиться чем-нибудь

    С друзьями не люблю.

    Предложный ненавижу я.

   Чтоб не учить урок,

   Приходится придумывать

   Какой-нибудь предлог.

   А на падеж Винительный

   И вовсе я сердит:

   Отец во всякой шалости

   Всегда меня винит.

   Да, переделка, кажется,

  Серьёзная нужна.

  А сам ты смог бы новые

  Придумать имена?

  • Давно придумал: Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный

     И, наконец, Простительный!

     

       Как и везде, на Падежном проспекте нам предлагают выполнить задание. Надо просклонять названия частей речи: существительное,  прилагательное,  глагол,  наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

        Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописания. Через реку построен мост. Его охраняет пара графов -Параграфов. На наш вопрос они отвечают, что на противоположном берегу живёт принцесса Грамматика. Сейчас она гостит в графстве Знаков Препинания. Чтобы попасть в гости к принцессе, Параграфы предлагают нам интересную игру. Будьте внимательны и произносите хором.

Образуйте:

  • множественное число от существительных дуга,  рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень;
  • единственное число от существительных  певцы, венцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи;
  • от существительных мужского рода — существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец;
  • от существительных женского рода — существительные мужского рода: жница, жрица, чтица, львица.

Учитель. Ну вот и кончилось наше путешествие в Страну Русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас ещё не одно путешествие. Вам предстоит ещё очень много узнать о русском языке. Очень хочу, чтобы каждый урок для вас был открытием по этому предмету. Запомните:

В каждой республике России существует гармоническое двуязычие: граждане этой республики говорят и пишут на родном языке и одновременно с детского сада изучает русский язык, т.к этот великий язык является государственным языком нашей родины.

Вот что сказал адыгейский поэт Мурат Паранук в стихотворении «Родная речь»:

                                           Лесным покоем,

                                           Звоном речек

                                           В моей душе запела Русь.

                                           Горжусь её певучей речью,

                                           Её поэзий горжусь…

                                           Она передо мной открыла

                                           Страницами бессмертных книг,

                                           Щедра, легка, ширококрыла,

                                           Неиссякаемый родник,

                                           Открыла горцу и поэту,

                                           Как жизнь любить,

                                           Как мир беречь,                              

                                          Благословенная, вот эта,

                                         Мне ставшая родною, речь!

« С помощью русского языка казахи понимают армян, молдаване литовцев, осетины - эстонцев, адыгейцы - узбеков и т. д. Более160 языков России и столько же народов и народностей успешно сотрудничают друг с другом, владея русским языком как средством межнационального общения»,- читаем в статье одного из ведущих ученых - филологов Р.А. Будагова.

  Вы узнали на уроке? Что самое главное на уроках русского языка? (Ответы учащихся)

    Сегодня урок закончим замечательными строками грузинского поэта И. Гришашвили:

Как будто целый мир тебе знаком,

Когда владеешь русским языком.

Вот почему всем близок  чистый, ясный,

Народа русского язык прекрасный

  Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Кенин-Лопсана « Учите русский язык!.  Написать мини-  сочинение «Русский язык – язык дружбы народов»

 Литература

Александрович Н.Ф.Занимательная грамматика.Минск:Народная асвета, 1965.

Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.Ч.П.М.:

Просвещение, 1967.

Преображенская Е.П.Кружок русского языка в школе. М.-Л.:Просвещение 1966.

Сулицкая Н.М.Творческая работа на уроках русского языка.Волгоград: «Учитель», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба-какое чудесное слово"

Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....

Проверочная работа вводная. 5 класс. Русский язык, развитие речи.

Работа содержит тестовые и творческие задания по развитию речи; направлена на развитие умения работать с искусствоведческим текстом....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ по УМК издательства "Русское слово"

Рабочая программа является  документом, определяющим объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета «История» с учетом особенностей учебного процесса образовательного ...

« В дружбе с русским словом»

Урок построен по технологии проблемно - диалогического обучения.  (Проблемно- диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем. ...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Собиратель русских слов"

Урок общеметодической направленности. Урок представляет собой изложение о В.И. Дале....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Собиратель русских слов"

Урок общеметодической направленности. Урок представляет собой изложение о В.И. Дале....

Воспитательный час "Дружба, какое чудесное слово!"

Сценарий воспитательного часа для учащихся  "Дружба, какое чудесное слово!" о дружбе и взаимопонимании....