Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Монгуш Мария Арзылановна

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc219 КБ
Файл dialog2.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…… с.4

1. Понятие коммуникативной культуры……………………………..……  с.4

1.1.Учебный диалог как средство формирования коммуникативной       культуры обучающихся……………………………………….…….……  с.4-7

1.2. Коммуникативные УУД………………………………….……….…   с.7-8

1.3. Формы учебной коммуникации, этапы её развития…….…….……  с.8-9

2. Коммуникативные технологии…………………………….………..……с.10

2.1. Диалог………………………………………………………….….… с.10-16

2.2. Работа в парах…………………………………………………….….с.17-18

2.3. Работа в группах……………………………………………….…….с.18-20

3. Формирование коммуникативных компетенций  обучающихся на уроках литературы.

3.1. Игровые приёмы……………………………………………….……..….с.21

3.2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения………………………………………….….….с.21-22

3.3. Творческие игры………………………………………………….…..с.22-25

4. Диалоговые технологии  обучения русскому языку……………….……с.26

4.1. Сущность диалоговых отношений………………………………….…..с.26

4.2. Типы диалога и их характеристика………………………………….с.26-28

4.3. Методические разработки уроков- диалогов……………………….с.28-43

5. Рефлексия…………………………………………………………….……..с.43

6. Библиографический список………..........................................................с.44-45

Глоссарий

Коммуникативная культура -  система знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. 

Коммуникация - сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.

Монолог - речь одного лица, обращенная к слушателю или к самому себе.

Беседа -  разговор, обмен мнениями.

Группа - собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. 

Диалог - (от греческого разговор, беседа) – 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами в отличии от монолога как речи одного говорящего; 2) (перен.) переговоры, свободный обмен мнениями.

Рефлексия - свойство человеческого мышления, которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её.

Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. 

         Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка. Где, когда, что, как говорят, какое значение придается отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств - все это регулируется коммуникативной компетенцией.

 «Единственная настоящая роскошь – это роскошь

человеческого общения» ( Антуан де Сент- Экзюпери) ( слайд 2)

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать эту фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, - зависит очень многое. В чем же секрет успешного общения

Что мысль, когда ни с кем не делится она?
Что гордый ум, когда он сам в себе замкнется?
Что рукопись, когда она не прочтена?
Душа, когда она к другой душе не рвётся?
(слайд 3)

Коммуникативная культура – одно из определяющих свойств человека двадцать первого века. Коммуникативная культура представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. Коммуникативная культура выражается в умении устанавливать гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с другим человеком. Понятие «коммуникативная культура» представлено рядом компонентов: (слайд 5)

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости других, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других;
  • потребность в другом как партнере коммуникации, к расширению границ коммуникаций, к сопоставлению точек зрения;
  • готовность к гибкому тактичному взаимоотношению с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации.

      В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих        отношений:

  • взаимоуважение,
  • взаимодополнение,
  • взаимообогащение,
  • взаимопонимание
  • сопереживание,
  • сотворчество. ( слайд 7)

 Отмечаем, что в настоящее время коммуникативная культура рассматривается лингвистами как понятие многозначное. Применительно к задачам обучения русского языка и литературы в школе следует говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка, обладающей даром слова, т.е. способной правильно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для выражения своих мыслей и чувств в устной и письменной форме, соблюдающей этические нормы общения.

     В педагогике  в настоящее время диалог признается как особая ценность; рассматривается как средство формирования субъект-субъектных отношений; используются понятия «культура диалога», «диалогическая компетентность», тезисы: «диалог – педагогический принцип формирования коммуникативной компетентности учащихся», «диалог – базовый принцип коммуникативного содержания образования»; разрабатываются диалогические технологии обучения (текстуально-диалогическая образовательная технология, технология проблемно-диалогического обучения, технология «Школа диалога культур»); разрабатываются различные диалогические подходы в образовании.

Уже несколько лет ведущей в моей педагогической деятельности является работа по формированию коммуникативной культуры обучающихся. Накопленным материалом я бы хотелась поделиться.

    Перед вами определения понятий, которые будут иметь непосредственное отношение к теме сегодняшнего разговора.

- Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене знаковых систем в процессе взаимодействия. (Коммуникация)

-  Речь одного лица, обращенная к слушателю или к самому себе. (Монолог)

-  Разговор, обмен мнениями. (Беседа)

- Собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. (Группа)

- (От греческого «разговор, беседа») – 1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами в отличии от монолога как речи одного говорящего;2) (перен.) переговоры, свободный обмен мнениями. (Диалог)

- Свойство человеческого мышления, которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её. (Рефлексия)

- Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. (Дискуссия) ( слайд 4)

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в  любой сфере жизнедеятельности.
         Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

         Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Актуальность коммуникативных УУД

          Сегодня в российской системе образования повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей ФГОС

Что такое коммуникативные УУД?

  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Задача учителя:

  • Воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно-компетентной личности. 

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: 

  • Опыт народной культуры.
  • Знание языков общения, используемых народной культурой.
  • Опыт межличностного общения.
  • Опыт восприятия искусства.

Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой деятельности

Диалогические формы речевой деятельности

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Спрашивать и задавать вопросы

Учебная беседа в группах

Пересказывать

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц-турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

( слайд 8)

 Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы

Этапы

1

Э

Т

А

п

Умения, отрабатываемые под руководством учителя.

- Готовность учащихся участвовать в урочном общении.

- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.

- Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.

- Комментировать вопросы или ответы.

- Делать сообщения.

- Рассказывать логично и последовательно.

Развитие школьной коммуникации

2

Э

Т

А

П

Простота и чёткость речевого высказывания.

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.

Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.

Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.

Умение использовать риторические вопросы.

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Развитие школьной коммуникации

3

Э

Т

А

П

Умение вести беседу в паре, в группе.

Умение поддерживать беседу.

Умение вести конструктивный диалог.

Умение построить дискуссию.

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Коммуникативные технологии

  • Диалог
  • Работа в парах
  • Работа в группах
  • Дискуссия
  • Проектная деятельность  ( слайд 9)

  1.Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. 

Особенности учебного диалога:

  • наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
  • наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
  • возможность свободного изложения материала, отстаивание своей точки зрения;
  • наличие цели организации диалога;
  • наличие обратной связи;
  • наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником  (слайд 10)

Главным условием возникновения учебного диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С.Л.Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса».

     Сущность диалогического метода изложения состоит в том, что, излагая материал, учитель привлекает учащихся к формулировке проблемы и к поиску путей её решения, к совместному выводу и «открытию» закона, правила и т. д.        

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы.
Формы подводящего диалога.
1.
Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется» за более интересные реплики и развивает их. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Ударение».

Учитель

Ученики

На доске:

Красивее, щавель, баловать, завидно, торты, кровоточить, диспансер.

- Запишите слова, которые вы видите на доске, расставьте ударения карандашом.

Ученики выполняют задание.

- Проверим, что у вас получилось.

Ученики чаще всего расставляют ударения неправильно.

- Красиве́е, ща́вель, ба́́ловать, за́видно, торты́, кровото́чить, диспа́нсер.

- К сожалению, вы допустили много ошибок. Какие же вопросы у вас возникли в ходе выполнения задания?

- Правильно ли я расставил ударения в словах? Каким образом можно проверить правильность постановки ударения? Есть ли какое-то правило?

- Вы сформулировали вопросы, ответы на которые мы найдём в ходе сегодняшнего урока. Какова, на ваш взгляд, тема урока?

- «Ударение».

( слайд 11)
2.
Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии
.
         Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

          В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. 

          На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

             Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных детей, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи.

           При такой работе учащиеся получают свободу для развития мысли; уходят привязанность к учебнику, боязнь отступить от него.

          Диалогические ситуации целесообразно создавать на разных этапах урока.

         Значимым представляется первый этап урока, поскольку сама формулировка темы может заключать в себе проблему. Тема учебного диалога всегда формулируется шире, чем учебная задача:

  • «Тема добра и зла» ( по рассказу Л. Андреева «Кусака»);
  •  «Красота внутренняя и внешняя» (по сказке Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»).

         Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, своеобразный толчок, побуждение к спору.

При ведении направленной беседы лучше использовать следующие вопросы и методы:

  • вопросы «эстафетные палочки» (Это интересная мысль, Оля. Что думает об этом Саша?);
  • применять «открытые вопросы» (А кто думает иначе?);
  • перефразировать сказанное учащимися ( Я хочу убедиться, что правильно тебя поняла. Ты ведь сказал … не так ли?);
  • вопрос: «Кто может ответить на этот вопрос?», а не « Кто – нибудь, вообще, может ответить на этот вопрос?»
  • избегать однозначных оценочных реакций на ответы учащихся, просто благодарить ученика за ответ;
  • хвалить школьников, стремясь к равновесию, участию всех учащихся в беседе;
  • давать учащимся время на размышление, терпеливо ждать ответа;
  • избегать соблазна «читать лекции» и самой давать ответ на вопрос.

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

  • Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.

  • Конструктивные вопросы.

Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

  • Альтернативные вопросы.

Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

  • Наводящий вопрос.

Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Типология вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

  • Простые вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

  • Уточняющие вопросы.

Обычно начинаются со слов:

«То есть ты говоришь, что …?

«Если я правильно понял, то…?»

«Я могу ошибиться ,но, по-моему, вы сказали о …?

Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал.

  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» Данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы целостности, предположения, фантазии прогноза.
  • Оценочные вопросы.

Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  • Практические вопросы.

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

    Используя на уроках право свободного выбора, педагог учит всех думать и говорить. На таких уроках всегда слышны слова: «Я думаю…», «Я хочу сказать…», «А я не согласен…», «Я считаю по другому…», «Хочу ещё добавить…». Каждый имеет своё мнение, а значит, ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником.

Правила ведения диалога.

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить- подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос -  твой божественный дар, умей им владеть. ( слайд 12)

Работа в парах 

  • формирование умения слушать другого
  • высказывание собственного мнения
  • участие в обсуждении задания
  • равноправный диалог
  • умение задавать вопросы
  • создание атмосферы доверия в паре
  • обстановка доброжелательности ( слайд 13)

Пары сменного состава

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;

 2)  ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;

 3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;

4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;

5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;

6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Взаимодиктанты

1) один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой записывает;

2) следующий ученик читает, а первый записывает;

3) ребята обмениваются тетрадями  и проверяют работы друг друга;

4) далее учащиеся открывают карточки и по ним совместно проверяют второй раз записанный текст;  

5) работа над ошибками.

Групповая работа даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог. В данной работе детей привлекает, в первую очередь, то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать -  действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».  При работе в парах или группах порой случаются конфликты, отказ ребенка от сотрудничества. В таком случае учитель помогает ребенку, показывая благоприятные варианты выхода из сложившейся ситуации. (“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам, вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. «Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись  друг с другом.»). 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци

Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,
  • ищут наиболее рациональный способ решения;
  • составляют план произведения, инсценируют;
  • готовят коллективный пересказ,
  • пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки .

Принципы формирования групп  

  • стихийно  по интересам:

а) желание (дружба);

б) по отношению к проблеме, к предмету;

 в) по уровню познавательной активности:

одноуровневые – разноуровневые

  •  слабые и сильные

Виды групповой работы

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

   Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться

 При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям. 

Элементы групповой работы

  •   постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  •   раздача дидактического материала;

планирование работы в группе;

  •   индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  •  обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  •  сообщение о результатах работы группы;
  •   общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи

Алгоритм работы в группе

1.Повторение задания для осознанного понимания.

2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).

3. Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления

Правила организации групповой работы

  • говори  спокойно и ясно;
  •  говори  только по делу;
  •  говори   по очереди;
  •  реагируй  жестами и знаками;
  •  возражая или соглашаясь, смотри  на говорящего;
  •  убедись, что в разговоре участвует каждый;
  •  обращайся друг к другу по имени

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся  на  уроках литературы

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

1. Игровые приёмы

 Игра - разминка "Нравственные ценности личности". (Участники игры становятся в круг. Один из участников называет своё качество. С помощью рукопожатия передаёт очерёдность. В результате - все участники группы должны назвать те нравственные качества, которыми они обладают и затем показать это в триаде).

2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

* Так как финал рассказа  « Кусака»открытый и немного мрачноватый, то вы можете это исправить, побывав в роли писателя. Напишите продолжение рассказа “Неделю спустя» ( слайд 15)

3. Каждый раз, когда я работаю в 10 классе, я составляю для себя систему уроков по творчеству Л.Н.Толстого. И каждый раз эта система в чем-то меняется, выверяется. План урока  - это еще не урок; второе важнейшее слагаемое – класс, и от того, кто сидит за партами, урок зависит не в меньшей степени, чем от учителя.

Толстой – это целый мир. Характеры, судьбы, столкновения жизней, переплетение чувств – перед юным читателем удивительная возможность прожить несколько жизней с их богатством, с их опытом, в то время как их собственная жизнь еще впереди! Чтение романа вызывает немало вопросов у ребят. Но не все хотят, чтобы эти вопросы прозвучали на уроке. Я предлагаю ребятам сформулировать интересующие их вопросы и вписать их мне в тетрадь. Каждый  из ребят получит ответ на его вопрос. Вот девочка считает, что Наташа правильно поступила, изменив князю Андрею. Она идет по самому простому пути, наивно рассматривая эпизод художественного произведения как пример для подражания или осуждения. Большинство же ребят осуждают Наташу, особенно мальчики. И опять вопрос: «Почему она так поступила?»

 -А почему князь Андрей, любящий Наташу, не прощает ее? – недоумевают некоторые.

     - А надо ли ее прощать?

     - И почему Пьер оказался в данном случае мудрее своего старшего друга?

  Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры:

Игры учебного характера

Деловые игры

Ролевые игры

Игры, имитирующие телевизионные игры

На уроках литературы чаще всего используются следующие деловые игры: суд над одним или несколькими героями художественного произведения, интервью, пресс-конференция с главным героем или автором текста, интеллектуальный футбол.

Например, при изучении повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» учащимся предлагается вопрос: «Нужны ли нам Шариковы?». Урок проходит в форме интервью с Шариковым, будто бы оставшимся «человеком». Очень сложная задача стоит перед учащимся, которому будет исполнять роль Шарикова. Необходимо провести тщательную подготовку: изучить манеры поведения, язык, мировоззренческую позицию булгаковского героя, чтобы полностью воплотиться в этот образ.

На уроке учащиеся задают самые разнообразные вопросы. А в заключении высказывается общее мнение: «Как хорошо, что профессор Преображенский вовремя Вас превратил снова в Шарика!»

        Урок-суд можно провести при анализе многих произведений.

        Например, суд над виновниками смерти Катерины – героини пьесы Н. Островского «Гроза», в процессе которого выясняется, что свободолюбивую, гордую и независимую женщину сгубили жестокие нравы, царящие не только в семье Кабановых, но в купеческом городе в целом.

        Дать характеристику помещикам из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» также возможно в ходе урока-суда над этими помещиками. Герои произведения обвиняются в следующем:

  • Манилов – в бесхозяйственности, бесхарактерности, пустой мечтательности;
  • Коробочка – в жадности и косности;
  • Ноздрев – в бесцельной активности, хамстве, пьянстве, в лживости и мошенничестве;
  • Собакевич – в грубости и чрезмерном чревоугодии;
  • Плюшкин – в беспредельной скупости, превратившей его в “прореху на человечестве”, в том, что он потерял человеческий облик.

Учащиеся делают вывод, что в героях Гоголя отразились общечеловеческие пороки. Но не ноздревы, маниловы, коробочки – будущее России, а умный русский народ, которому Гоголь посвятил самые задушевные слова в финале своего произведения.

Урок по теме: «Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»» - также можно провести в форме суда над городничим и чиновниками города, в ходе которого они признаются виновными в продажничестве, во взятках, в нравственной нечистоплотности, в воровстве и бюрократизме.

В процессе суда над героем рассказа А. Чехова «Ионыч» выясняются причины деградации личности Дмитрия Ионыча Старцева.

        Таким образом, деловая игра используется на уроках с целью:

- активизации познавательной деятельности учащихся;

-  обучения коллективной мыслительной и практической работе;

- формирования умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

- формирования навыков самостоятельной работы;

- развития творческих способностей, речи, аналитического мышления;

- передачи целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия.

Выбирая форму урока, в ходе которого будет решаться проблемный вопрос, необходимо учитывать возраст учащихся, их интеллектуальные способности и возможности, особенности изучаемого литературного произведения.

Игра «Волшебная палочка»

Цели: этой игрой можно регулярно заканчивать урок, так как она дает каждому ребенку возможность задуматься и подвести итог своей работы. Игра развивает навыки общения и групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку".

Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, например, во время дискуссии в классе, или когда дети по кругу придумывают вместе историю.

Инструкция: «Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот , у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.»

Возможные вопросы:

- Что было для тебя на уроке самым трудным?

-  Что ты еще хотел бы узнать по теме урока?

 - Было ли на сегодня на уроке то, что ты делал с удовольствием?

- Что тебе было особенно интересно?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.

Игра « Комплимент»

Сказать комплимент  герою литературного произведения.

Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место.

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Типы диалога и их характеристика

Типы диалога

Характеристика

Мотивационный

Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения

Критический

Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы

Конфликтный

Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы

Самопрезентирующий

Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа

Автономный

Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности

Рефлексивный

Указывает на способность личности вести самоанализ

Самореализующий

Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности

Смыслотворческий

Характеризуется поиском личностью ценностей

Духовный

Глубинное проникновение в содержание, друг в друга

Однако при организации диалогового обучения некоторые учителя ограничиваются лишь внешними проявлениями (раскованное общение с учениками, свободный обмен мнениями и т.п.), превращая его, как полагает Е.В. Коротаева, в вариант облегченной педагогики: процесс дается легко и свободно, а результаты на выходе часто оказываются неудовлетворительными.

Хотим заметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Технология организации таких занятий начинается с учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки сидящих впереди и только одно лицо – учителя, здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе. Например такие:

http://rus.1september.ru/2009/22/4-1.jpg

Изменение привычной расстановки парт, возможность решать поставленные вопросы сообща подготавливают учащихся к нетрадиционным формам обучения. При входе в класс, где модернизировано учебное пространство, у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации.

Другой важный аспект – содержание диалога. Образовательная область «Русский язык» обладает в этом отношении широкими возможностями. Глубоко человечное содержание предметов данной области знания позволяет одновременно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную.

Задача уроков-диалогов состоит еще и в том, что школьников нужно учить полноценному и полноправному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении лингвистических тем учащиеся будут приобретать на уроках русского языка, овладевая умениями диалогической речи.

Организация уроков-дилогов связана еще и с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). Целью введения интерпретационного диалога в учебный процесс является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовленный диалог), увеличение скорости интеллектуально-речевых реакций в спонтанном диалоге.

Какие упражнения обеспечивают содержание диалога, например, по проблеме «Условия успешного общения», проводимого после изучения темы «Общение»? Познакомимся с некоторыми из них.

Упражнение 1. Ваша речь на уроке должна приближаться к научной, то есть быть учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины (специальные слова, употребляющиеся для называния явлений, предметов, процессов в науке), например:

Коммуникант – тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словами собеседник, партнер по общению.

Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие и т.д.).

Коммуникативный контакт – связь, согласованность в общении.

Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

Упражнение 2. Какие требования к общению отразил народ в пословицах и поговорках?

В чужой беседе всяк ума наберется.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Когда говоришь – думай.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Много наговорено, да мало сказано.

Во многословии не без пустословия.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Ты ему слово, а он тебе десять.

Я ему про Фому, а он мне про Ерему.

Упражнение 3. Прочитайте и определите, какие средства установления коммуникативного контакта использовали говорящие.

1. «Древний Восток… Тайна и загадочность в этих словах. До сих пор необычность быта и культуры древних поражает археологов, этнографов, этнологов…»

2. «Слушайте! Слушайте! Самая оригинальная и неповторимая статья!» (Так начинает свое сообщение автор.)

3. «Бедные школьники! Большинство из них лишь жалкие рабы учебника!» (Это тоже начало сообщения.)

Упражнение 4. Прочитайте текст. Какие правила общения нарушают коммуниканты?

Два молодых человека в ожидании транспорта вели беседу. Войдя в салон троллейбуса, они оказались на расстоянии трех-четырех метров. Но продолжали начатую беседу, перейдя почти на крик.

– Я заходил в тир! Там висит замок!

– Я знаю, тренер уехал на соревнования!

Автор предложенных упражнений считает, что в процессе обучения диалогической речи, в том числе при выполнении этих упражнений, у школьников сформируются необходимые умения: умение составить зачин диалога (подвести к проблеме); умение заявить проблему в реплике и востребовать информацию от собеседника; умение слушать собеседника и показать это в своих репликах; умение использовать языковые средства выражения вежливости и уважения к мнению собеседника; умение быть информативным в диалоге; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, используя при этом не только вербальные (языковые), но и невербальные средства.

А теперь рассмотрим пример урока-диалога по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка», на котором также происходит формирование умений участия в диалоге. Обучение названным умениям включает и лингвистические задания.

Комментарий к речевому поведению учителя дается курсивом.

Вводное слово учителя. Сегодняшний урок русского языка – первый в учебном году, но не первый в вашей жизни. Вспомните, а кто впервые преподал вам урок русского языка?

Обращение к классу «вспомните» – это приглашение к диалогу, к совместным размышлениям.

Учитель. Чей ответ точнее и почему?

Учитель нацеливает учащихся на поиск аргументов и контраргументов. Диалог строится с учетом коммуникативно-речевых умений школьников данного возраста.

Дети вряд ли ответят на вопрос одинаково – их мнения разделятся. Учителю и не был нужен однозначный ответ, целью начального этапа урока-диалога было вызвать отклик учащихся.

Учитель. Значит, вспомнить, когда вы получили первый урок русского языка, довольно трудно. Ваши мнения разделились. Поставим вопрос по-другому: в каком возрасте человек начинает учиться русскому языку?

Вводится еще один вопрос, подчеркнута отправная точка размышлений на уроке на тему «Обучение человека родному языку». Приглашение к размышлению. В вопросе содержится спорный момент.

Учитель. Если вы начали учиться русскому языку с рождения, можно ли сказать, что сейчас, к 6-му классу, вы выучились русскому языку, ведь вы на нем не только говорите, но пишете и читаете?

(Дети дают ответ.)

Учитель. Я согласен с вами. Конечно, вы не выучились русскому языку. И не потому, что вы еще не закончили школу. Русский язык так велик и разнообразен, в нем так много тайн и загадок, что изучать его можно всю жизнь.

В согласии учителя с мнением учащихся присутствует одобрение, положительная оценка результата их размышлений. Учитель высказывает ключевую мысль диалога.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам подумать и письменно ответить на вопрос: «Кто или что учит нас русскому языку? Свой ответ обоснуйте».

(Раздаются листочки.)

Диагностический вопрос.

Во время работы учащихся учитель проходит по рядам, просматривает записи, настраивается на диалог.

Ответы учеников могут быть примерно такими: учителя; родители; жизнь; человек сам учит родной язык всю жизнь; все люди, которые окружают человека в течение жизни; книги; словари; телевизор.

Дифференцированность ответов – свидетельство недостаточно объемно сформированного информационного поля учеников.

После беглого просмотра ответов школьников в процессе их написания учитель собирает листочки и видит, каких ответов больше всего.

Учитель. Ребята, вы пишете, что русскому языку вас учат учителя; родители; жизнь; все люди, которые окружают вас; человек сам учит свой родной язык; книги и даже телевизор. Как вы думаете, а писатели учат вас русскому языку?

Обращение подчеркивает речевую роль учителя – он направляет диалог.

В вопросе – побуждение к поиску аргументов; прогнозируемая неоднозначность ответов служит толчком к развитию диалога.

(Мнения учащихся разделяются. За аргументом следует контраргумент.)

Учитель. Высказаны две точки зрения. Если вы согласны с одной из них, попытайтесь ее отстоять.

(Учащиеся обдумывают ответы.)

Учитель дает учащимся возможность размышлять, доказывать правильность своей точки зрения.

Учитель. Нельзя не согласиться с тем, что русскому языку нас учат родители и школьные учителя.

Действительно, если бы с первых дней своей жизни вы не слышали речь родителей, вряд ли заговорили бы на русском языке.

Правы и те, кто говорит о школьных учителях. Они помогают изучать русский язык, помогают понять, что язык – это система, со своими законами и правилами, открывают нам секреты русского языка, без знания которых человек не может назвать себя грамотным.

Но нельзя не согласиться и с теми, кто утверждает, что у писателей мы тоже учимся родному языку.

Почему это утверждение верно?

Развернутое монологическое высказывание учителя фиксирует внимание учеников на правильных ответах, комментирует и дополняет их. Заостренное внимание к высказыванию нужно для продолжения диалога, для поиска новых аргументов.

Учитель. А каких писателей вы можете назвать своими учителями русского языка?

Побуждение искать ответ к следующему заданию среди фамилий русских писателей.

Учитель. Чьи книги являются для вас образцом русского языка?

Вопрос, способствующий продвижению диалога.

Учитель. В своих ответах вы назвали много русских писателей, а теперь прочитайте отрывок из произведения. Кто узнает автора и назовет его?

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостью…

(А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»)

Поиск правильного ответа – средство активизации внимания.

Вопросы учителя. Что изображает А.С. Пушкин? Какими средствами А.С. Пушкин достигает живописности в изображении?

Побуждение к поисковому чтению текста А.С. Пушкина. Этот этап урока требует фронтального характера ответов для активизации учебной деятельности класса.

Учитель. Подчеркните в тексте наиболее выразительные, с вашей точки зрения, слова.

Что А.С. Пушкин называет золотыми рядами? Почему употреблено именно слово золотые, а не желтые, например? О каком времени года идет речь в тексте? Каким настроением наполнен этот отрывок?

Подчеркивание фиксирует внимание школьников на нужной проблеме и нацелено на осмысление деталей.

Учитель. А теперь послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осеннее утро» (В кн.: Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. М., 1984. С. 20).

Учитель читает отрывок из стихотворения наизусть:

Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены.
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.

Приглашение к совместному действию: учитель читает – учащиеся слушают.

Учитель. Какое настроение звучит в этом стихотворении?

Учитель переходит от роли чтеца к роли педагога, направляющего диалог.

Учитель. Что помогло вам понять, уловить это настроение?

Побуждение обратиться за ответом к тексту.

(Учащиеся называют слова.)

Учитель. Как вы думаете, случайно ли А.С. Пушкин употребляет именно эти слова?

Речевая формула «как вы думаете?» подводит учащихся к промежуточному выводу.

Учитель. А теперь еще раз прочтите отрывок из повести «Барышня-крестьянка» и из стихотворения «Осеннее утро». Подумайте, приобрели вы какие-то новые знания о русском языке, размышляя над смыслом и языком этих отрывков?

(Учащиеся отвечают.)

Обобщающее слово учителя. Пушкин – великий мастер русского языка. В 2009 году исполнилось 210 лет со дня его рождения. Произведения Пушкина не стареют и будут всегда образцом русского языка.

Как вы думаете, много ли самому А.С. Пушкину приходилось изучать русский язык, ведь мы называем его создателем современного русского языка?

Запрос информации, дающий направление поиску.

Монологическое высказывание учителя определяет основное направление диалога. Дети приводят свои аргументы. Мнения непременно разделятся.

Учитель. В классе опять две точки зрения. Давайте обратимся к самому Пушкину, чтобы решить этот вопрос.

Вот какие замечания на собственные сочинения делает поэт 27-29 октября 1830 года:

Иностранные собственные имена, кончающиеся на е, и, о, у, не склоняются. …И против этого многие у нас погрешают. Пишут: книга, сочиненная Гетем, и проч.

***

Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):

1. остановлял взор на отдаленные громады

2. на теме гор (темени)

3. воил вместо выл

4. был отказан вместо ему отказали

5. игумену вместо игумну.

Я всегда был им искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже…

***

Многие пишут юпка, сватьба вместо юбка, свадьба. Никогда в производных словах т не употребляется на д, ни п на б, а мы говорим юбочница, свадебный.

(В кн.: Болдинская осень. М., 1986. С. 306).

Учитель. Что вы можете сказать о работе А.С. Пушкина над языком своих произведений?

Учитель поощряет учащихся в высказывании и отстаивании собственной точки зрения, но при этом следит за тем, чтобы периферийное высказывание не увело класс от основной темы диалога. Необычный ход – участником диалога, помогающим найти правильное решение, становится сам Пушкин.

Учителю важно получить эмоциональный и интеллектуальный отклик на высказывания Пушкина. От этого зависит динамика диалога.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод: у кого великий русский писатель А.С. Пушкин учился русскому языку? Как он совершенствовал язык своих произведений?

Четкая ориентация в способе действия («сделайте, пожалуйста, вывод»), подводящая к промежуточному выводу. При этом дети могут сделать не один, а несколько выводов.

Учитель. Как вы думаете, нужно ли современному человеку начала XXI века учиться русскому языку у А.С.Пушкина, жившего в первой трети XIX века, почти 200 лет назад?

Косвенное обращение – приглашение к размышлению, поиск готового ответа на поставленный вопрос.

За вопросом следуют развернутые высказывания учащихся, которые свидетельствуют о результативности учебного диалога. Все они, как правило, соответствуют его тематике.

Учитель. Вы правы. А ярчайшим доказательством ваших мыслей является то, что не только обыкновенные читатели учатся русскому языку по книгам А.С.Пушкина, но и прекрасные писатели последующих поколений. Вот как сказал об этом Алексей Николаевич Толстой: «Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка»; Михаил Михайлович Пришвин: «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем».

(В кн.: Симфония разума. М., 1977. С. 216, 219).

На дом учащиеся получают задание: подготовить устное сообщение на тему «Кого из русских писателей я могу назвать своим учителем русского языка и почему» (с примерами из его произведений).

Итак, мы познакомились с уроком-диалогом по русскому языку в 6-м классе, который организован с привлечением литературного материала. Этот материал заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ведь на таком уроке важно не только умение говорить, но и умение слушать, вникать в главные проблемы диалога. А поэтому материал должен быть понятным и интересным. Этими качествами, несомненно, обладают тексты А.С. Пушкина.

Кроме того, работая над текстами любимого с детства писателя, школьники учатся говорить понятно, точно и грамотно, избегая избыточной информации и невнятности в выражении мысли. Учитель помогает им, задавая вопросы, тактично отвергая периферийную информацию и подчеркивая главную для развития темы диалога.

Как мы уже сказали, структура урока-диалога может быть разной. Приведенный пример урока на тему «Произведения русских писателей – лучший учебник родного языка» демонстрирует организацию диалога со всем классом, что имеет свои преимущества: коллективная работа дает возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка, а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает интерес и вкус к слову. Учитель на таком уроке имеет возможность ярко и убедительно продемонстрировать богатство русского языка, научить школьников выражать на нем разные мысли и чувства.

Однако существуют и другие формы работы на уроке-диалоге. Рассмотрим пример такого урока. Урок проводился в 8-м классе по теме «Наша речь» и был нацелен не только на усвоение и передачу информации, но и на приобретение навыков диалогового общения в процессе освоения новых знаний.

Этот урок помогают вести ученики 11-го класса – члены лингвистической группы.

Учащиеся 8-го класса объединяются в пять малых групп. На уроке используются разного цвета треугольники, которые ребята получают в начале урока и прикалывают к одежде. В каждой малой группе оказываются ученики с четырьмя цветами треугольников.

После вступительного слова учителя ученики 11-го класса – ведущие приводят примеры из детской речи:

• четырехлетний Сережа говорит, надевая комбинезон: «Рукав я нашел, а ногав никак не найду…»;

• трехлетняя Ира спрашивает: «Ласточки зимуют в Африке, а веснуют где?»

Детская речь строится по схеме «производящее – производное», вызывая умиление у взрослых. Но совсем другие эмоции возникают, когда слышишь самые разные молодежные сленги. Учащимся предлагается перевести на литературный русский язык диалог «На дискотеке» с использованием лексики молодежного сленга, подготовленный ребятами из лингвистической группы. Эта работа выполняется в малых группах примерно в течение семи минут, после чего переводы озвучиваются, проводится промежуточная рефлексия.

Дальше восьмиклассники получают задание сделать рекламу для одного из предложенных словарей (Словарь современного русского литературного языка, Фразеологический словарь, Словарь иностранных слов, Словарь для работников радио и телевидения, Словарь «Трудности словоупотребления»). Сначала каждый на индивидуальных рабочих листочках записывает свой вариант, после чего они обсуждаются в групповом диалоге при создании рекламы выбранного словаря. Результаты бывают самыми неожиданными: кто-то разыгрывает сценку, кто-то сочиняет стихи…

Последний этап предполагает перегруппировку учеников так, что образуются четыре группы соответственно цветам треугольников. В каждую группу выдается листок с заданием.

1. Поставить ударение в словах.

Листок № 1: иконопись, каталог, кашлянуть, кладовая, коклюш, красивее, ненадолго, сливовый, патриархия.

Листок № 2: банты, блюда, ветеринария, кашлянуть, партер, памятуя, мельком, столяр, повторишь.

Листок № 3: пломбировать, позвонишь, понял, христианин, похороны, простыня, пуловер, новорожденный, о церквях.

Листок № 4: углубить, форзац, флюорография, ходатайство, цыган, шарфом, щавель, эксперт, обетованный.

2. Составить предложения, используя паронимы.

Листок № 1: абонент – абонемент, адресат – адресант.

Листок № 2: обидный – обидчивый, бережливый – бережный.

Листок № 3: глинистый – глиняный, мелкий – мелочный.

Листок № 4: скрытый – скрытный, соседний – соседский.

Эта работа сначала выполняется индивидуально, затем обсуждается в групповом диалоге, после чего проверку осуществляют члены лингвистической группы или она проводится в виде мини-диктантов.

Такие формы работы способствуют эмоциональному раскрепощению детей, так как в свободных диалогах, в процессе обсуждения тем среди своих друзей они чувствуют себя комфортно и спокойно, естественно и непринужденно, а это способствует повышению истинного интереса к предмету, основанного на коллективном творчестве.

Оценивание работы школьников в диалоге может осуществляться по нескольким критериям: 1) насколько их реплики соответствовали теме; 2) содержательность коммуникации; 3) грамотность; 4) соблюдение речевого этикета.

Рефлексия

 Одной из важных составляющих урока является рефлексивная работа.

  • Сегодня  я узнала (а)…
  •  Сегодня  я смогла (а)…
  •  Сегодня мне было  интересно…
  •  Сегодня мне было трудно…
  •  То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится… ( слайд 16)

«Делай великое, пока оно еще мало, потому что все

великое начинается с малого.»

            китайская мудрость( слайд 17)

  Эта китайская мудрость гласит о следующем: чем раньше мы научим ребёнка быть в ладу с окружающими и с самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.

    Давайте будем учить детей использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом – владеет ситуацией.

    Уважаемые коллеги, мы с вами  счастливые люди, потому что никогда не расстаемся с детством. Хочу пожелать вам, чтобы ваши ученики, были успешными и дружными.

  Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!

Библиографический список

1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. 148 с.

2. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы: по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Литература в школе, 2005, № 9. С. 37–40.

3. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

4. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5. С. 3–8.

5. Молодцова В.П. Обучающий диалог на уроках словесности (русский язык, литература, 8-й класс) // Инновации в учительском опыте: Зачетные работы слушателей годичных курсов «Инновационные педагогические технологии». СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1999. 148 с.

6. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка // Русский язык в школе, 2002, № 6. С.17–21.

Интернет-ресурсы

1. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах».

3. http://slka.diary.ru. Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и способы применения.

4. httl: // pedsovet.org/…option,com…viewlink/link_id…Itemid… Чекусова Н. Б.  «Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах».

6.  httl: // ru.wikipedia.org› Эвристическое обучение

7. httl: // www.ucheba.ru. Эвристическая беседа как метод познавательной активности учащихся.

8. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.

10. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.

11. httl:// e-lib.gasu.ru/eposobia/davydkina/ Урок-диспут.



Предварительный просмотр:

Сегодня  приоритетной  целью  современного  образования  является  формирование  коммуникативной  компетенции  обучающихся.  В  рамках  уроков  русского  языка  это  позволяют  делать  технологии  деятельностного  типа.  В  качестве  подобного  примера  в  данной  статье  рассматривается  диалоговая  технология,  использование  которой  позволяет  обучающимся  вступать  во  взаимодействие  не  только  с  учителем,  но  и  с  другим  учеником,  работать  сообща,  при  этом  овладевая  разнообразными  речевыми  средствами  в  различных  ситуациях  общения

Учебный  диалог  —  это  метод  обучения,  который  имеет  свою  структуру,  динамику  и  композицию.  Остановимся  на  закономерностях  диалоговой  технологии.

Выделяют  два  типа  диалога:  информационный,  который  можно  использовать  в  процессе  получения  участниками  диалога  новой  информации,  и  интерпретационный,  когда  в  ходе  диалога  можно  обмениваться  мнениями  по  известным  для  собеседников  фактам.

Не  следует  думать,  что  организация  диалогового  обучения  ограничивается  лишь  созданием  раскованного  общения  с  учениками,  свободным  обменом  мнениями.  Учителю  необходимо  учитывать  ряд  организационных  моментов:

1.Организация  учебного  пространства  кабинета.  Традиционная  расстановка  парт  при  диалоговой  технологии  неуместна.  Обучающиеся  должны  общаться  лицом  к  лицу.  Поэтому  такая  форма  работы,  как  групповая,  является  наиболее  оптимальной.

2.Содержание  учебного  диалога.  Учитель  должен  продумать:

·     тематику  диалога;

·     формулировку  вопросов  и  заданий;

·     материал  диалога,  который  должен  решать  задачи  урока;

·     учет  временных  ограничений;

·     состав  групп,  психологическую  атмосферу  в  группе,  так  как  каждый  участник  диалога  должен  стать  участником,  а  не  зрителем.  Сначала  научиться  вступать  в  диалог  с  собственным  «Я»,  затем  взаимодействовать  с  другими  («Я  и  другой»),  в  итоге  стать  участником  мультидиалога.

Что  же  такое  учебный  диалог  для  учителя  и  ученика?

Для  учителя  диалог  на  уроке  —  это,  прежде  всего,  уникальный  способ  соприкоснуться  с  личными  проблемами  и  размышлениями  ученика.  Для  обучающихся  это  ощущение  и  понимание  равенства  со  своим  собеседником,  что  обозначает  не  равенство  в  знании,  а  равные  права  на  ответственность  за  постановку  и  решение  своего  вопроса.  Поэтому  диалогичность  —  совместный  поиск  истины,  форма  и  способ  отношений,  где  главное  не  воспроизведение  информации,  а  размышление,  обсуждение  проблемы,  причем  в  рамках  законов  речевого  поведения:  взаимоуважения,  взаимопонимания  и  сотворчества.

Покажем  это  на  примере  фрагмента  урока  русского  языка  в  6  классе  «Подготовка  к  сжатому  изложению»  (см.  таблицу  1)

Таблица  1.

Технологическая  карта  урока  русского  языка

№  учебной  ситуации

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

1.Работа  с  понятиями

Что  означает  слово  «сжатие»?

Какие  способы  сжатия  текста  вам  известны?

(Учитель  фиксирует  на  доске)

Что  значит  «исключение»?

Что  мы  понимаем  под  «упрощением»?

Что  можно  обобщать  в  тексте?

Монологические  ответы  обучающихся  с  примерами.

2.Работа  с  текстом

Ставит  перед  обучающимися  задачу:

-  прочитать  выразительно  текст;

-  определить  тему  и  основную  мысль  текста.

Работа  в  группе  по  выполнению  задания

3.Проверка  результатов  работы  в  группе

Задает  вопросы  по  определению  способов  действия  обучающихся:

-  какими  способами  вы  определяли  тему  текста?

-  что  такое  основная  мысль  и  как  её  определить  в  тексте?

Объясняют  способы  своих  действий  и  выражают  свое  отношение  к  работе  других  групп.

4.Работа  с  текстом  по  способам  сжатия.

Организует  работу  над  сжатием  1  микротемы  текста  способом  «исключения».

-  Чтение  1  абзаца  текста.

-  Какую  информацию  в  предложениях  абзаца  можно  назвать  главной,  второстепенной?

-  Что  можно  исключить  из  данных  предложений?

-  Оформите  абзац,  применяя  способ  исключения.

Отвечают  на  вопросы  учителя.

Работают  в  группе  по  сжатию  способом  «исключения»  1  абзаца.

5.Работа  с  текстом  по  способам  сжатия

Предлагает  самостоятельно,  применяя  способ  «упрощения»,  сжать  2  абзац  текста

Работа  в  группе  по  выполнению  задания

6.Анализ  результатов  работы  групп

Организует  обсуждение  работы  групп:

-  Какую  информацию  в  предложениях  абзаца  можно  назвать  главной,  второстепенной?

-  Что  можно  упростить  в  данных  предложениях?

Выступления  групп,  оценка  деятельности  других  групп

7.Итоги  уроки.

Организует  рефлексию:

-  Какие  ключевые  слова  по  теме  сегодняшнего  урока  можно  выделить?

-  Что  сегодня  на  уроке  было  для  вас  наиболее  трудным?

-  Чему  научились?

Отвечают  на  вопросы  учителя,  оценивая  свою  деятельность.

8.Домашнее  задание

Поясняет  домашнее  задание:

Используя  способ  «обобщения»,  сжать  3  абзац  текста.

Таким  образом,  обобщая  все  вышеизложенное,  можно  выделить  преимущества  диалоговой  технологии  в  сравнении  с  традиционным  уроком.  Диалоговая  форма  обучения  способствует  глубокому  и  осознанному  пониманию  обучающимися  предметного  содержания,  умению  отделять  знание  от  незнания,  повышает  интерес  к  предмету,  основанный  на  коллективном  творчестве  в  психологически  комфортной  обстановке.  В  результате  чего  создаются  необходимые  условия  для  формирования  у  обучающихся  коммуникативной  компетенции.

Список  литературы:

  1. Белова    С.В.  Диалог  —  основа  профессии  педагога:  Учебно-методическое  пособие.  М.:  АПКиПРО,  2002.  —  148  с.
  2. Ожегов  С.И.  Толковый  словарь  русского  языка.  —  М.:  Азъ,  1991.  —  837  с.

Проектируем урок по новым стандартам.

Урок русского языка с использованием проблемно-диалоговой технологии


Приоритетная цель российского образования сегодня - полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно выделять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Поэтому сегодня важно не столько дать ученику как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – образовании, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно вооружить обучающихся такими универсальными способами действий, которые помогут им развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого должен быть изменён способ обучения.

Нам, учителям среднего звена (основной школы), которые через год начнут работу по новым образовательным стандартам, необходимо научиться строить учебный процесс так, чтобы он был нацелен на формирование метапредметных результатов.

К чему мы должны прийти?

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

Коммуникативные УУД:

  1. умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  2. владение всеми видами речевой деятельности;
  3. адекватное восприятие устной и письменной речи; владение разными видами чтения;
  4. умение точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  5. соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.

Познавательные УУД:

  1. умение формулировать проблему;
  2. умение выдвигать аргументы;
  3. умение строить логическую цепь рассуждения;
  4. способность находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  5. умение осуществлять библиографический поиск;
  6. способность извлекать необходимую информацию из различных источников;
  7. умение определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Регулятивные УУД:

  1. способность ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  2. умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  3. умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Каким должен быть современный урок, чтобы добиться таких результатов?

Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:

  • учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;
  • учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;
  • учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;
  • учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.

Поэтому самостоятельная деятельность обучающихся должна занимать более половины времени урока.

Мы рассмотрим одну из педагогических технологий, направленных на формирование метапредметных результатов, технологию проблемно–диалогического обучения. Она готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: они усваивают лучше то, что открыли сами в ходе учебного диалога «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - учитель». Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении, возможно, помогает учащимся подвести итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Как сам урок с использованием этой технологии, так и подготовка к нему может состоять из следующих этапов.

1. Определение нового. Прежде всего, учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п.

Рассмотрим данные этапы на примере урока русского языка в 6 классе по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных». Необходимо, чтобы обучающиеся сформулировали правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных, составили опорную схему или таблицу.

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать, например, следующими способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Создание проблемной ситуации «с удивлением», побуждающий к гипотезам диалог:

Учитель: Прочитайте слова (записаны на доске):
Осенний, искусственный, экскурсионный, овсяный, репетиционный, ветряной, ответственный; медленный, лебединый; лошадиный, гостиная, соловьиный, змеиный, коренной, торжественный, телефонный; кожаный, общественный, свиной.
Учитель: Какими частями речи являются записанные слова?
Учащиеся: Прилагательными.
Учитель (предъявляет факт): Выделите их суффиксы.
Учащиеся выделяют суффиксы, испытывают удивление – возникновение проблемной ситуации.
Учитель (побуждает к осознанию противоречия): Что интересного заметили?
Учащиеся (осознание противоречия): Среди этих прилагательных есть те, которые имеют в суффиксе Н, а есть те, которые имеют НН.
Учитель (побуждение к формулированию проблемы): Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему в одних суффиксах имён прилагательных пишется Н, а в других НН? (Учебная проблема как вопрос).
Учитель: Над какой темой будем работать?
Учащиеся (формулируют тему урока): Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

3. Планирование действий. После формулировки проблемы урока начинается основная его часть – коммуникация, общение, диалог. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен быть всегда готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения, т.к. «сценарий» урока теперь предлагает ученик. Поэтому работая над планом урока, следует продумать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

Учитель: Запишите тему урока. (Побуждение к выдвижению гипотез): Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН суффиксах прилагательных?
Учащиеся: Н пишется в относительных прилагательных (Ошибочная гипотеза 1).
Учитель: Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учитель: Все ли относительные прилагательные пишутся с Н? (Подсказка к контраргументу).
Учащиеся: Прилагательное экскурсионный – относительное, но пишется НН (контраргумент 1).
Учащиеся: Прилагательное лебединый – притяжательное, но пишется Н (контраргумент 2).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Какие ещё есть гипотезы?
Учащиеся: НН пишется на стыке корня и суффикса (гипотеза 2).
Учитель: С этой гипотезой все согласны? (Побуждение к устной проверке).
Учащиеся: В словах осенний, коренной и телефонный действительно НН пишется на стыке корня и суффикса, но в словах искусственный, экскурсионный, репетиционный, ответственный, медленный, торжественный, общественный – НН именно в суффиксе (контраргумент).
Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть?

4. Планирование решений.

Планируя решение проблемы, необходимо:

  • сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
  • выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.
  • спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.
  • составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать? (Подсказка 1 к решающей гипотезе).
Учащиеся: Н и НН. (Группируют слова).
Учитель: Какую закономерность заметили? (Подсказка 2 к решающей гипотезе).
Учащиеся: Н пишется в суффиксах –ин, –ан, –ян; НН – в суффиксах –енн, –онн, (Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с Н, а во второй – с НН и посмотрим на их суффиксы. (План проверки).
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Прилагательные первого столбика имеют суффиксы –ин, –ан, –ян, а прилагательные второго столбика – суффиксы –енн, –онн. Также во 2 столбике оказались прилагательные, у которых корень заканчивается на Н, и имеющие суффикс Н (аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишутся Н и НН?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): прилагательные с суффиксами–ин, –ан, –ян пишутся с Н, а прилагательные с суффиксами–енн, –онн - НН; НН пишется также в прилагательных, у которых корень заканчивается на Н, и имеющих суффикс Н.
Учитель: Попробуйте с помощью схемы или таблицы записать это правило.
Н НН
-ин
-ан
-ян -онн
-енн
н+н
или
-ин -онн
Н -ан НН -енн
-ян н+н
Учитель: А теперь обратите внимание на слова, написанные на доске: стеклянный, оловянный, деревянный. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся: Это прилагательные с суффиксами -ян у которых почему-то в суффиксе пишется НН.
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у прилагательных стеклянный, оловянный, деревянный пишется НН?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения)
Учитель: Мы с вами оказались в ситуации, когда для решения проблемы нам не хватает знаний. Поэтому предлагаю прочитать учебник и после этого объяснить причину такого необычного написания.
Учитель: Как же объяснить причину написания в словах стеклянный, оловянный, деревянный НН?
Учащиеся: Это исключения из правил.
Учитель: О какие ещё исключениях вы узнали?
Учащиеся: Ветреный пишется с Н, но в словах с приставкой будет писаться НН: безветренный, подветренный.
Учитель: Дополните схему (таблицу) исключениями.
5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное подведение промежуточного итога урока.
Учитель: Так как же мы решили проблему? (Рефлексия)

6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.[4]

Из этого следует, что

  • форма современного урока - преимущественно групповая и/или индивидуальная;
  • главная цель учителя на уроке - организовать деятельность обучающихся:
  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Таков в нашем понимании современный урок.

Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии дифференцированного обучения, модульной технологии, технологии продуктивного чтения и технологии оценивания учебных успехов. К наиболее актуальным педагогическим технологиям, на наш взгляд, которыми учитель должен овладеть в процессе подготовки к введению ФГОС, следует отнести технологию проблемного диалога

В заключении хочется ещё раз сказать: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по–новому готовиться к уроку, по–новому проводить урок, по–новому оценивать достижения обучающихся, по–новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Литература

  1. Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644) - Режим доступа: http://standart.edu.ru
  2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. - 112 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Вахрушев А. А, Данилов Д. Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. - Режим доступа: http://www.school2100.ru/
  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  6. Смирнова Н. С. ФГОС второго поколения: система работы по формированию УУД на уроках русского языка. - Режим доступа: http://rcwebroom.rusedu.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и...