ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рыжкова Елена Константиновна

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения: мультимедийные уроки виртуальной школы и репетиторы Кирилла и Мефодия, электронное учебное издание «Библиотека школьника», презентации, «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»,«1 С: Репетитор», программно – методический комплекс «Семейный наставник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для сборника (Томск, 2010)21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Рыжкова Елена Константиновна, учитель русского языка и литературы 

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, преподавание литературы

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ.

Задачи:

  • создать комплект информационных дидактических материалов по русскому языку и литературе;
  • сформировать ключевые компетенции обучающихся и информационную культуру обучающихся.

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным не только его понятийно-фактологическое обновление, но и практико-ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых (В. П. Беспалько, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.), смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.[7]

Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики управления образованием Ставропольского государственного университета, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. Применительно к школьникам ключевые компетенции – это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и др.).[5]

 Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические информационные средства: персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.[3]

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии, по мнению Е. И. Машбица и М. В. Монахова, кандидатов педагогических наук,  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования  познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа.  Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. [3] Психологи утверждают: «Длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения».

Проблема компетенции и компетентности занимает особое место в научной литературе. По мнению  С. В. Степанова, компетентность выступает как вообще осведомленность, знание. В конкретной научной области, например, в филологии компетентность трактуется как «грамотность».

Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. [5]  В словаре В. М. Полонского дается следующее определение: «Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы». [4]

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях.

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  • ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);
  • общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
  • предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всестороннеразвитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. [1]

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов.

Следующий тип компетенций – лингвистическая, которая обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная, которая  предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. [8]

Формирование всех выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы.

«Действительно жить – это значит жить, располагая информацией». Это высказывание Н. Винера особенно актуально в наше время, когда на каждого человека, а на ученика тем более, обрушивается масса информации из различных источников. Информатизация все более осознается как важнейший педагогический ресурс. Стали очевидными требования современной действительности уметь пользоваться образовательной или другой необходимой информацией, т.е. добывать ее, воспринимать, применять на практике.

В своей практике мы применяем различные электронные мультимедийные пособия.

Во – первых, это электронные уроки и тесты.

Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.

Такие уроки обучающиеся имеют и в личном пользовании, чтобы при самостоятельной домашней работе или при отсутствии на уроке при изучении данной темы обратиться к ним в случае затруднения.

Используем уроки Кирилла и Мефодия и на литературе в 7 – 8 классах. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

Не секрет, что в наше время многие дети не любят читать, приходят на урок неподготовленными из – за отсутствия текстов художественных произведений в библиотеке. Поэтому часто используем электронное учебное издание «Библиотека школьника» (Мир книги «Олма», Директмедиа Паблишинг, 2006), где представлено 455 литературных произведений. Использование такой хрестоматии дает определенный эффект.

При подготовке к ЕГЭ на уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие дает образец выполнения части С.Такие электронные образовательные издания позволяют:

1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;

2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;

3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и получить их оценку экспертами ЕГЭ по «Критериям оценки выполнения заданий»;

4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ.

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений. [6] Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют  решению задач конкретного урока. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких – либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков (см. приложение № 1). С помощью презентаций учителю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока. Например, при закреплении темы «Правописание суффиксов причастий» в 7 классе используем тест, составленный,  учителем МОУ «Педагогический лицей» г. Великие Луки Псковской области Котыновой Е. Ю., опубликованный на сайте в сети Интернет (см. приложение № 2).

Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала). Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом.  Используя возможности интерактивной доски,  данную работу следует разнообразить: либо это будет устное проговаривание пропущенных орфограмм (что значительно экономит время), либо будет появляться заранее приготовленный правильный ответ, либо с помощью ручки или маркера во время демонстрации слайда будет вписываться ответ. Попутно есть возможность расширять  знания о родном крае: истории освоения Сибири, населенных пунктов, первых жителях, архитектуре, полезных ископаемых, растительном и животном мире (см. приложение № 3)

На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, красочных таблиц. Они могут состоять и из иллюстраций к произведениям. Такие материалы подготовлены по сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок», былине «Илья Муромец и Соловей разбойник». Они могут быть использованы и при закреплении понятия «сюжет».

А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру. Например, по сказочной  повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», проведенной в форме «Своей игры» (См. http://festival.1september.ru/2008_2009 . Преподавание литературы. Обобщающий урок по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» <533737>).

        Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Конкретно-наглядная  основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

Создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя продумывания хода урока, учета специфики конкретного класса, учебной темы.

В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы, актуальные статистические данные по странам мира и регионам России, иллюстративные исторические хроники.

Пособие знакомит  пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно – орфографической работе. Кроме толкования лексического значения слова энциклопедия предоставляет еще и красочные иллюстрации.

На некоторых уроках с целью расширения  знаний обучающихся об окружающем мире используем  кратковременные видеосюжеты, служащие своеобразной иллюстрацией некоторых упражнений в целом или отдельных предложений.

На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, фрагменты из некоторых произведений, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов. Так, в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» говорится: «Литавры грянули, – и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные кучи запорожцев». Наши учащиеся никогда не видели описываемого музыкального инструмента и не слышали его. А «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» такую возможность предоставляет. Можно услышать также живой голос поэта или писателя, а также их произведения в исполнении мастеров слова (см. приложение № 4)

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированных программных средств, таких как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (Гуру  Софт, 2004); «1 С: Репетитор», программно – методический комплекс «Семейный наставник» (НП ООО «ИНИС-СОФТ, 2004»).  С помощью цифровых образовательных ресурсов учащиеся получают возможность работать в различных режимах. Благодаря «Семейному наставнику» организуем  диагностическое и коррекционное тестирование.

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. С этой целью используем на уроках в 5 - 9-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. В его арсенале весь программный материал.  Входя в программу, учащиеся регистрируются, выбирают номер класса, темы, вариант. При необходимости они могут воспользоваться подсказкой, а если ответ неправильный, то компьютер сам выдаст окно с правилом, которое следует еще раз повторить и обдумать вариант ответа. В конце работы обучающиеся видят результат своей деятельности: количество тестовых вопросов, правильных и неправильных ответов, отметку.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ:  экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимися остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

 В процессе работы с программами – тренажерами «Фраза», «Семейный наставник» осуществляется дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

Конечно, компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля, но для многих учащихся работа с ними будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса, так как может стать средством самоутверждения.

Программа «1С: Репетитор» предназначена в основном для старшеклассников, но ее можно использовать и для среднего звена. Она содержит теоретический материал по орфографии и пунктуации, тестовые задания по всем разделам русского языка. При правильном ответе на задание появляется окно со словами одобрения, при неверном ответе выделяется ошибка и предлагается подумать еще. При завершении работы указывается, сколько процентов правильных ответов. Возможна работа над ошибками.

При проведении тренажера «1С: Репетитор» решаются следующие задачи: формируются умения работать с информацией, развиваются коммуникативные способности, идет подготовка к жизни в информационном обществе.

Программа содержит также сведения об ученых-лингвистах. Этот материал используют обучающиеся старших классов при подготовке сообщений, рефератов, проектов. Таким образом, формируются лингвистические компетенции.

Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru  для  свободного пользования в целях образования.  Организация  образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика. [3] Активное использование интерактивных наглядных пособий в виде таблиц, выполненных в программе Flash  разнообразит работу на уроке, решает проблему наглядности,  позволяет экономить время на написание.

Ресурсы Интернет в последнее время стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал. Актуальна еще и другая задача: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять ее достоверность.

 Нами создан банк  данных образовательных ресурсов Интернет по русскому языку и литературе. Он включает в себя уроки-презентации по русскому языку и литературе, интерактивные таблицы, дополнительный справочный материал по творчеству писателей.

 Наиболее актуальной в последнее время в школе становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint, которая выполняет различные функции. В исследовательских работах – это иллюстрация к публичному выступлению на конференции. В творческих проектах важна и информация, и возможность воздействовать на зрителя с помощью музыки, изображения, озвучивания, дополнительных эффектов анимации. [2]

Выполняя проект, обучающиеся  должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, сканировать, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками,  структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Проектная деятельность обучающихся с использованием ИКТ формирует у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. В данном случае формируются учебно – познавательные компетенции. Учителю проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Проекты способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования: овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Коммуникативная компетенция заключается в приобретении навыков работы в группе, овладении различными ролями в коллективе, умении устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационная компетенция выражается во владении современными информационными технологиями, умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.[2]

В итоге достигнуты следующие результаты:

  1. Создан  электронный дидактический материал:
  • диски по творчеству А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова;
  • презентации к урокам русского языка и литературы;
  1. Победитель областного конкурса творческих работ «Нас связала молодость», посвященного 90 – летию со дня рождения ВЛКСМ, 65 – летию со дня образования Кемеровской области и году Семьи в России (медаль «Надежда Кузбасса», Благодарственное  письмо Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области ).
  2. Участие во II Международной научно – практической конференции «Информационные технологии в образовании» («ИТО – Сибирь - 2008») 25 – 27 сентября 2008г. (сертификат участника).
  3. Публикация статьи  «Активизация познавательного процесса через применение информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка, литературы, мировой художественной культуры» в «Вестнике Московского городского педагогического университета» (№ 5 (15), 2008 г. Москва – Томск).
  4. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и публикация исследовательской работы «От самопознания к саморазвитию» (диплом).
  5. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» и публикация разработки «Обобщающий урок по произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (диплом и сертификат).

Исходя из изложенного выше, можно сказать, что сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки, а также  формировать у обучающихся образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.

 

Список литературы

  1. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
  2. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 91 – 94. (Информатика и информатизация образования)
  3. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 176с.
  4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/  В. М. Полонский. -  М.: Высшая школа, 2004.
  5. Степанов, С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
  6. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова  // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2008. - №5 (15). – С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
  7. Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. – Мир образования – образование в мире. – 2001. - №4
  8. http://verhspas.68edu.ru/Romanzova/pervaj.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их ...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Творческий отчёт по проблеме«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...