Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»
материал по теме

Медведева Людмила Григорьевна

Творческий отчёт по проблеме

«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_pedsovet24.05.16g.docx25.34 КБ
Файл shevtsova_pedsovet_24.05.16.pptx92.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка

Творческий отчёт по проблеме

«Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС»

учителя русского языка и литературы

Шевцовой Л.Г.

24.05.2016г.

Сегодня мне хотелось бы начать с притчи
«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» 
Коллеги, как вы думаете, что именно сказал мудрец? 
(Ответы) 
А вот слова старца: 
«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? 
Во-первых, сама жизнь. 
Во-вторых, не спешите. 
В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. 
В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. 
В-пятых, не жалейте сил и энергии. 
И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». 

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. 
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? 
По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". 

Я расскажу  только о некоторых приёмах и методах, которые применяю на своих уроках.
Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения».

Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по изученной теме. Например, на уроке русского языка по теме «Грамматическая основа» на стадии вызова детям предлагается выполнить тест “Верные – неверные утверждения”: 
1. Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. (НЕТ) 
2. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. (НЕТ) 
3. Словосочетания изучает синтаксис( ДА) 
4. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого (ДА) 
5. Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (НЕТ) 
6. ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. (ДА) 
7. РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. (ДА) 
8. ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. (НЕТ) 
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”? 

Этот прием возможно использовать, опираясь на еще не изученный материал. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

«Прогнозирование».

 Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. 

Вообще  учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». 
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, на этапе постановки учебных задач на уроке литературы по теме «М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС СТИХОТВОРЕНИЯ» на доске вывешивается 1812 и др. слова: 
• Сражение 
• Стихотворение 
• Великая Отечественная война 
• Кутузов 
• Пушкин 
• Лермонтов 
• Наполеон 
• Отечественная война 
• Англичане 
• Французы 
• Русские 
• Поэт 
• Смелость 
• Трусость 
• Патриотизм 

Задаются вопросы: 
-Чем памятен для нашей истории 1812 год? 
-Какие слова потребуются для сегодняшнего урока? 
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? 

После прочтения стихотворения, дети с объяснением  добавляют или убирают слова.

Исследование транскрибированных текстовИспользование метода эксперимента.

В разных языках  слова пишутся не так, как произносятся. Благодаря транскрипции можно прочитать любое нужное слово. Транскрипция передает произношение, а не написание.

Прочитайте отрывки и найдите различие в произношении и написании  слов.

                

Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари.

  [й'а] [пражыл] [на [ острав'э] [ ужэ] [пач'т'и] [вас'имнацат'] [л'эт]

 [кагда ] [аднажды] [к [свай'иму] [ужасу] [на [пр'ибр'эжнам] [п'иск'э]  [ув'ид'ил]  [сл'эт] [голай' ]  [ч'илав'эч'искай']  [наг'и]

[й'а]  [и] [н'и [пр'итпалагал]  [што]  [на [остраф]  [пр'иплывут] [д'икар'и ] .

Обратите внимание, что записан этот  текст без знаков препинания,  строчными буквами.  Для записи этого текста буквами, надо знать правила.

Я предлагаю записать этот текст на доске и в тетрадях с комментариями, подбирая проверочные слова. То, что  дети объяснить не могут, мы записываем письмом с пропусками-окошками.

Вывод:

- Почему не все слова мы смогли записать грамотно?  ( Не все правила еще знаем.  Нужно  много учиться и получить больше знаний. )

- Сделайте вывод о нашей работе.

-В русском языке  много слов, которые пишутся не так, как слышатся.

При изучении темы «Фонетика» вводится такое понятие, как «фонема» (от греч. – «звук»)  – минимальная единица звукового строя языка. Необходимо  узнать, как фонемы являются смыслоразличителями.

Предлагаю провести наблюдение или эксперимент.

- Послушайте слова и определите, какие звуки обозначает буква «с»(дети определяют звук и место положение, делают вывод, что буква 1, а звуки разные,  после исследования учитель знакомит с понятием «сильная» и «слабая» позиции)

Сом, суп -  [с]              (сильная позиция перед гласным)

Сила, сеть -  [с' ]         (сильная позиция перед гласным)

Сдача, сброс,  -  [з] –   (Слабая позиция перед согласным)

Сделать, сдернуть -  [з' ]   (Слабая позиция перед согласным)

Бесшумный, сшить - [ш]   (Слабая позиция перед согласным)

Сжег, сжать - [ж]               (Слабая позиция перед согласным)

Вывод. Если звук, в котором выступает фонема, находится в сильной позиции, то орфографических трудностей не будет. В слабой позиции – это ошибкоопасное место.

Дальше предлагаю понаблюдать, сравнив   слова сом – сон.

Метод наблюдения помог детям  понять, что такое фонема и показал, что меняя 1 букву – могут получаться новые слова. Теперь они знают, что можно играть с фонемой.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого» Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. 

При работе в группах я использую  метод «Пила».

"...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником". 
Н.Ю. Пахомова 
Мы, учителя русского языка и литературы, как никто другой, развиваем интеллект, креативное мышление и творческие способности наших детей, формируем художественный вкус и эстетическое чувство, через сотворчество и сотрудничество способствуем созданию коллектива единомышленников. 

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме. 
Что главное в уроке? 
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Я же считаю главным то, что урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка Творческий отчёт по проблеме «Исследовательский метод как способ формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС» учителя русского языка и литературы Шевцовой Л.Г. 24.05.2016г.

Слайд 2

Верные-неверные утверждения 1.Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. (НЕТ) 2 . Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. (НЕТ) 3 . Словосочетания изучает синтаксис( ДА) 4 . Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого (ДА) 5 . Зависимое слово связывается с главным только по смыслу (НЕТ) 6 . ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч . (ДА) 7 . РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч . (ДА) 8 . ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч . (НЕТ)

Слайд 3

Прогнозирование. Составление кластера. Составление кластера - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

Слайд 4

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. СЛОВО О ПОЭТЕ. «БОРОДИНО». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА 1812г. •Сражение • Стихотворение • Великая Отечественная война • Кутузов • Пушкин • Лермонтов • Наполеон • Отечественная война • Англичане • Французы • Русские • Поэт • Смелость • Трусость • Патриотизм

Слайд 5

1812г. Сражение Стихотворение Кутузов Лермонтов Наполеон Отечественная война Смелость Французы Поэт Патриотизм Русские

Слайд 6

1812г. Сражение Стихотворение Кутузов Лермонтов Наполеон Отечественная война Смелость Французы Поэт Патриотизм Русские

Слайд 7

Метод эксперимента. Исследование транскрибированных текстов [ й'а ] [ пражыл ] [на [ острав'э ] [ ужэ ] [ пач'т'и ] [ вас'имнацат '] [ л'эт ] [ кагда ] [ аднажды ] [к [ свай'иму ] [ужасу] [на [ пр'ибр'эжнам ] [ п'иск'э ] [ ув'ид'ил ] [ сл'эт ] [ голай ' ] [ ч'илав'эч'искай '] [ наг'и ] [ й'а ] [и] [ н'и [ пр'итпалагал ] [ што ] [на [ остраф ] [ пр'иплывут ] [ д'икар'и ] . Я прожил на острове уже почти восемнадцать лет, когда однажды к своему ужасу на прибрежном песке увидел след голой человеческой ноги. Я и не предполагал, что на остров приплывают дикари.

Слайд 8

Сом, суп - [с] Сила, сеть - [с' ] Сдача, сброс, - [ з ] Сделать, сдернуть - [ з ' ] Бесшумный, сшить - [ ш ] Сжег , сжать - [ж] С ом – сон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...

«Использование интерактивных методов обучения для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»

Обобщение опыта работы «Использование интерактивных методов обучения для формирования  ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной д...

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

Формирование  ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы...