ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Бровченко Наталья Анатольевна

 

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip8.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения.

Сегодня представляется важным не только понятийно-фактологическое обновление содержания образования, но и практико — ориентированная направленность. По мнению ряда отечественных ученых, смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере.

Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и памяти, стимулирования  познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40— 50 %. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа .

Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности . В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  • ключевые или межпредметные компетенции (самые общие понятия);
  • общепредметные (касающиеся нескольких предметов);
  • предметные (касающиеся одного предмета) компетенции.

В Государственном стандарте по русскому языку и литературе определены основные задачи курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Информатизация всё более осознаётся как важнейший педагогический ресурс. В своей практике я применяю различные электронные мультимедийные пособия.

Во-первых, это электронные уроки и тестыМультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, разработанные в соответствии с Государственным стандартом образования, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы, тесты. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями.

Используем уроки Кирилла и Мефодия и на литературе. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений, иллюстраций они содержат еще и фрагменты мультфильмов и кинофильмов, аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников.

При подготовке к ЕГЭ на уроках и самостоятельно обучающиеся активно пользуются репетиторами Кирилла и Мефодия, которые максимально приближены к экзаменационным. Необходимо также написание сочинения. Пособие даёт образец выполнения части С.

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений. Заранее созданная презентация заменяет классную доску для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях при объяснении нового материала или, наоборот, как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций учителю предоставляется возможность организовать индивидуальный контроль в рамках одного урока.

Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала). Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом. 

На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, красочных таблиц, иллюстраций к произведениям. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру.

Огромная помощь учителю и ученику — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика.

Наиболее актуальной в последнее время становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint. Выполняя проект, обучающиеся  должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Проектная деятельность формирует у обучающихся учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Литература

  1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Офиц. сайт. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
  2.  Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -  2003. -  № 2 - С.58 - 66.
  3.  Примерная  программа среднего (полного) общего образования.
  4. Краснова Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. — № 5 (15). — С. 91—94. (Информатика и информатизация образования)
  5. Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования [Текст] / О. В. Крючкова. — Минск: Красико-Принт, 2006. –– 176 с.
  6. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
  7. Ткаченко И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. — № 5 (15). — С. 165—166. (Информатика и информатизация образования)
  8. Шитов С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. — Мир образования — образование в мире. 2001. — № 4.
  9. URL: http://verhspas.68edu.ru/Romanzova/pervaj.htm.