Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы
проект
Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и приемы организации работы учителя, применение современных образовательных технологий по развитию речи и коммуникативных навыков обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy_uchashchihsya.docx | 279.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«ФОМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
АВТОР: КИЯТКИНА МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ "МЕЛЬНИКОВСКАЯ СОШ"
ПРИОЗЕРСКОГО РАЙОНА
1. Введение: обоснование выбора темы педагогического проекта.
Одной из целей изучения русского языка и литературы, сформулированной в Концепции филологического образования, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования является формирование личности, владеющей русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей, сохранение нормативной речевой среды и культуры, утверждение в обществе представлений о ценности образцовой речи. Филологическое образование предполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира. Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть всеми возможностями родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации.
Следовательно, формирование речевой деятельности является одной из основных целей в работе учителя русского языка и литературы.
На реализацию поставленной цели направлено решение следующих задач:
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих формирование коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы.
2. Изучение и применение современных образовательных технологий, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
3. Разработка и применение методов и приемов, способствующих развитию коммуникативной компетенции.
Комплексный подход к реализации поставленной цели должен способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся, формированию способов коммуникации для успешной адаптации их в обществе, решению жизненных задач.
2. Требования к уровню сформированности коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенция - это умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.
3. Современные образовательные технологии, направленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Технология развития критического мышления - это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих
ТРКМ представляет собой структуру урока, состоящую из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
Первая стадия – вызов- позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова, «корзина идей», «верные - неверные утверждения»), позволяют учащимся увидеть собранную информацию, а структурирование высказанных идей выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска информации.
Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе учитель предлагает познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм.
Стадия рефлексии (размышления) позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Приемы, используемые в ТРКМ:
1. Прием «Инсерт». Прием осуществляется в несколько этапов. Знакомясь с новым материалом, учащиеся читают текст и маркируют его: «V» - уже знал, «+» - новое, «думал иначе», «?» - есть вопросы. После прочтения заполняется таблица, где значки станут заголовками таблиц. Учащиеся распределяют информацию по категориям. Для заполнения таблицы ребята снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение. Условные значки помогают читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками при запоминании материала. На этом этапе важно не забывать о поставленных учениками целях на стадии вызова, заданных вопросах, т.к. изучение нового материала накладывается на знания, опыт и вопросы, вызванные на первом этапе урока.
2. Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
-обмен первичной информацией;
-выявление противоречий;
-переосмысление полученных сведений;
-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. ( Приложение 1)
3. Кластер - это способ графической организации материала.
Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Суть этого приема –
- выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
- выделить главную смысловую единицу (тема);
- выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
- Конкретизировать фактами и мнениями.
- исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров.
Последовательность действий проста и логична:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. (Приложение 2)
4. Методы и приемы, способствующие развитию коммуникативной компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
1. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст. Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка. Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.
Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение,
Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.
Формы работы с текстом:
- синтаксическая пятиминутка;
- включи воображение;
- напиши подобно;
- через дополнительное задание к диктанту;
- составление таблицы.
Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения», а также «выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л.В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).
Об этом я говорю на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. К лингвистическому анализу текста сегодня обращаются многие методисты, преподаватели вузов, учителя школ (Т.В. Кузнецова, автор-составитель программы по лингвистическому анализу художественного текста для школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности; В.В. Бабайцева, Л.В. Лисоченко, предложившие типовую схему лингвистического анализа текста на уроках русского языка; много публикаций с предложениями всякого рода упражнений по лингвистическому анализу и образцов анализа того или иного художественного текста).
Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы ученики могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью.
Следующий этап – анализ текста. Здесь требуется «холодная голова».
Процесс понимания текста «по шагам»:
- эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации .
- интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.
- формулируется цель. Методически целесообраза регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.
Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят ученики в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.
Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.
Технология опыта.
Немецкий педагог Дистервег считал, что «хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить». Поэтому стараюсь воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска решения, ведущего к успеху. Приведу примеры практических заданий, которые не только интересны по форме и содержанию, но и направлены на развитие коммуникативной компетенции. Это помогает мне организовать работу на уроках на основе сотрудничества, воспитать у школьников внимание к слову, научить правильно, точно употреблять средства лексической выразительности в речи.
Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж.
5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные — стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
Пересказы художественного текста, воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.В. Колокольцев, М.Р. Львов, К.В. Мальцева, В.Я. Коровина, Л.Ф. Ни, Г.М. Первова, Э.А.Марцеленене, Н.И. Политова и др.). Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов.
Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:
1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.
2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.
3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ (например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки»).
4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.
Работа с лингвистическим текстом:
Чтобы добиться успеха в этом деле, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.
Ученики должны:
- понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- осознавать содержание текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного илиписьменного);
- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
- осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
- заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.
- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
Кроме этих, основных, умений, процесс чтения текста предполагает формирование и таких умений, как выразительно читать текст вслух; владеть разными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текстом), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержания текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное понимание текста — до 100% понимания информации); прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, подзаголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста (сноски, комментарий к тексту, таблицы, графики).
Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста я стала вести целенаправленную работ, в процессе которой текст поэтапно анализируется;
- уточняются тема и основная мысль;
- проводится словарная работа;
- составляется план текста;
- выразительное чтение текста;
- ответы на вопросы учителя;
- пересказ текста,
Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у учащихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей-справочников, в которые записываются все лингвистические термины, схемы.
Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации работаю с художественным текстом: определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.
Пристальное внимание я уделяю и развитию навыков говорения. Для развития этих навыков учебник предусматривает широкий материал—это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием, и образцы научного способа действия, и схемы грамматического разбора. Учить научной речи очень трудно, ведь для ребёнка является новым и лексика с её значительным объёмом терминов, грамматический строй речи и содержание высказывания. Постепенно пересказ текста становится доступным для учеников. Система заданий учебника побуждает к дискуссии, готовит к более сложным видам учебной деятельности - языковому анализу, размышления на лингвистические темы.
Для обучения культуре устного речевого общения я использую различные ситуации, создавая «схемы – образцы». Они помогают учащимся составить тексты.
Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решаю на своих уроках. Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей:
1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка.
2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста.
3. Предложены все виды разборов.
4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка.
5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.
Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Комплексный анализ текста
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Текст № 1
Но вот начинает смеркаться. На кухне опять трещит огонь, опять раздается дробный стук ножей: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки.
А солнце уж опускалось за лес; оно бросало несколько чуть–чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим, последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Предметы теряли свою форму; все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой–то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины, одна монотонно чирикала с промежутками, но все реже и реже, и та наконец свистнула слабо, незвучно, в последний раз, встрепенулась, слегка пошевелив листья вокруг себя… и заснула.
Все смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя и в ней вдруг плеснул кто–то еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких–то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто–то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит со своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли и когда… в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Вопросы и задания
1. Выразительно прочитайте текст. Из какого произведения он взят, кто автор?
2. Определите стилистическую принадлежность текста, докажите свою точку зрения.
3. Определите стилистическую роль однородных членов.
4. Найдите в тексте слова устаревшей лексики, подберите к ним синонимы из современного русского языка.
5. Какое состояние природы и человека передает автор, используя безличные предложения? Найдите в тексте и прокомментируйте их стилистическую роль.
6. Какие тропы использует автор для создания картины природы?
7. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Составьте его схему.
8. Расскажите о постановке точки с запятой в сложных предложениях.
9. Сделайте морфемный анализ наречий «взапуски», «наперекор».
10. Объясните все случаи дефисного написания слов в тексте.
11. Объясните написание суффиксов в глаголах «прорезывались», «почивают», «вспыхивает».
12. Найдите в тексте наречие с–НН–и объясните его написание.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют следующие упражнения:
Нестандартные задания по лексической стилистике
Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• необычные условия работы;
• активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).
- «Перевод» с русского на русский
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники заменяют указанные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.
К нестандартным заданиям этого типа относятся:
• «перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
• «перевод» текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу «глокойкуздры»;
• «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов–терминов);
• «перевод» (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).
У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием «Фывапролдж», написанная на несуществующем языке. Но, даже не зная его, вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?
ФывапролджИндякие:
ЛяпупаБутявкаНапушка. По–за напушкойбурдысья. На напушкесяпаетЛяпупа. У Ляпутыразбызеныклямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавшисяпатькузяво ли?
По напушкешаетсяБутявка.
Бутявка (бирит, не вазяЛяпупу). Фывапролдж. Фывапролдж. Ляпупа (вазитБутявку). О–по–по, смычь, Бутявищенекузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазившиЛяпупу, фьюросяпает с напушки в бурдысья). Фывапролдж. Фывапролдж. Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучиваетБутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы…ва! Про…пр… (лепещется у Ляпупы в клямсах). Ляпупа (трямкаяБутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр…
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявкилепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и – бздым! – отчучилосьполбутявки из Ляпупиныхклямс и усяпало.
- Лингвистические «угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода с русского на русский», они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд» (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:
• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
- Лингвистические «почемучки»
Это вопросы использую дляактивизация мыслительной деятельности учащихся. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.
К заданиям этой группы относятся:
• вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
• вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).
Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.
1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?
3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».
Задание 2. Дайте ответы на вопросы–шутки. Как можно проверить их правильность?
1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты «Московский комсомолец».)
- Микроисследования.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно–популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы – серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Наиболее типичны следующие:
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе – сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Задание 1. Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4.Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? 5.Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?
Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. – в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник по имени Йот. (Варианты:«Приключения Йота», «Где прячется Невидимка?».) 2. Портреты суффиксов (–чик – щик, – тель), приставок (пре– при–, раз– рас–, с–), корней–омонимов.
3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.) 5. История слов в истории города (о топонимах).
6. Пропала буква (детективное расследование).
- Задания «на засыпку»
Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем в традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
• диктанты «на засыпку»;
• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной – по принципу «кто больше?»;
• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Задание 1. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
- Лингвистический диктант
Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде… Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль…
- Литературоведческий диктант
Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Высшая точка в развитии действий. Литературное воровство.
- Использование в речи синонимов
Упражнение 1. В отрывке из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя выделите глаголы, выберите из их числа такие, которые синонимичны словам «беседовать», «говорить», «сказать». Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечание).
О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре – и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели – и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина – и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках – и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.
Примечание. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы. I. Беседовать – вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.
II. Говорить – 1) выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.).
Упражнение 3. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов). Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.
Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку употреблению выделенных слов, сравнивая их с возможными синонимами.
1. Евгений ждет: вот едет Ленский на тройке чахлых лошадей: давай обедать поскорей. 2. Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как–нибудь. 3. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? 4. На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый. Сбежалась челядь у ворот прощаться с барами… 5. Потише, сударь, ради бога потише! Проклятая клячонка моя не успевает за твоим долгоногим бесом.
Использование в речи антонимов
Упражнение 1. Определите стилистические функции антонимов и слов, получающих в контексте противоположный смысл.
1. Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! 2. Я все былое бросил в прах: мой рай, мой ад в твоих очах. 3. Мгновенно сердце молодое горит и гаснет. В нем любовь проходит и приходит вновь.
5. Вывод: результаты деятельности по формированию коммуникативной компетенции обучающихся.
Системный подход по формированию коммуникативной компетенции обучающихся дает положительный результат:
1. Ежегодно обучающиеся принимают участие и становятся победителями школьных, муниципальных, областных и всероссийских предметных олимпиад, творческих конкурсов, конкурсов исследовательских работ.
2. Качество обученности составляет более 35% при 100% успеваемости.
3. На государственной итоговой аттестации учащиеся показывают хорошие навыки в создании собственных текстов: сжатых изложений, сочинений-рассуждений; в анализе и понимании исходных текстов.
Список литературы
1. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. //Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. //Директор школы. – 2005. - № 4
3. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность.-2003.-№4
4. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. //Русский язык в школе. - 2009 .
5. Печенева Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников. //Русская словесность.-2004.-№
Приложение 1
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе
по теме: «В чем сила и слабость человека?»
(по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич»)
Комментарий к уроку: урок внеклассного чтения в 10 классе по теме: «В чем сила и слабость человека?» (по повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич сопровождается компьютерной презентацией.
Урок построен на материалах произведения коми писательницы Е.В. Габовой "Дуб Толик Сергеевич". Посредством анализа произведения, аналитической беседы, организации исследовательской работы по тексту, дискуссии в ходе урока были подняты проблемы, волнующие современных подростков: взаимоотношение отцов и детей; взаимоотношения с природой; влияния творчества на становление личности подростка; проблема истинной и мнимой дружбы; проблема воспитания; проблема воспитания терпимости к людям иной национальности (толерантности); проблема силы и слабости человека, духовной и физической. Обращение к опыту известных деятелей науки, искусства, духовных наставников (Л.Н. Толстой, Б.М. Бим-Бад, Конфуций, преподобный Макарий) позволяет осветить данные проблемы более широко, доступно и понятно для обучающихся.Урок строится на основе полилогового общения, организуется работа в группах. Позиция учителя – равноправный партнёр, организатор обмена мнениями.
«Не ищи любви в других к себе, а ищи ее а в себе, не только к ближним, но и к врагам».
Преподобный Макарий (1788-1860 гг.)
(Слайд 1)
Цель урока: создать условия для анализа произведения Е.В. Габовой.
Задачи:
- Образовательный аспект – познакомить обучающихся с творчеством Е.В.Габовой, обучать умению определять проблематику художественного произведения.
- Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память.
- Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысления поступков подростков, для духовного и нравственного развития и воспитания учащихся.
Оснащение урока: мультимедиа проектор, компьютерная презентация
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Целеполагание, подводящий диалог | - Мы с вами прочитали повесть Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? | Предлагают круг вопросов для обсуждения. |
- А какие основные проблемы поднимает автор этой повести, запишите их на листочках. | Работая в группах, обсуждают и записывают проблемы, поднятые автором. | |
- Как вы считаете, какова цель нашего урока? | Предлагают варианты формулировки цели урока. В результате обсуждения ставится цель: определить, какие проблемы современных подростков поднимает автор произведения Е.В. Габовой и как они решаются. | |
II. Актуализация субъективного опыта учащихся. 1. Знакомство с автором. | - «Школьные годы чудесные!»... Хорошо, если так. А если они сопровождаются незаслуженными обидами, насмешками, «бойкотами»? Да еще и учитель не пытается разобраться, а с легкой душой отдает девчонку или мальчишку на откуп того же детского коллектива. И получается: в школе не поняли, дома не помогли, приходится искать понимания... на улице. Но улица это все-таки... улица. И воспитателями на ней становятся далеко не дипломированные педагоги. Нередко ребенок бывает втянут в различные неприятные ситуации, ломается, уходит в себя, в придуманный справедливый мир, так непохожий на мир настоящий. А если еще и в самой семье неладно? Если взрослые играют в странные игры, но делают вид, что ничего не происходит. Дети в таких семьях остро чувствуют, что привычный мир распадается, но встать однозначно на сторону мамы или папы не могут – вот и не получается, порой, истории с хорошим концом. Совсем как в жизни. А если пришла первая любовь, но кто-то недобрый углядел, высмеял, разрушил ее? Глубокая рана бывает нанесена детям. И где в таких случаях вы – умные, всё понимающие Взрослые? Как легко вы разводите руками детские беды?... Да, жизнь выкрашена не в один розовый цвет даже в детстве, вернее, прежде всего в детстве… Так вечные проблемы детей-подростков находят свое отражение в произведениях Е.В. Габовой. Но сначала слово о писателе. | Сообщение ученика о Е.В. Габовой. (Слайды 2-7) Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. |
2. Аналитическая беседа по прочитанной повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». (Слайд 8) | - Конфуций говорил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели». Что вы понимаете под словом воспитание? | Учащиеся предлагают свои варианты определения слова воспитание. |
- Вот какое определение слову воспитание дается в толковом словаре: воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности. В. тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды — печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания. Основные виды В. — семейное, или домашнее, и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности. В. — всеобщая и необходимая категория общественной жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения, приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями обеспечиваются В. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека | Учащиеся сопоставляют свои варианты ответов с предложенным учителем, делают выводы. | |
- Как вы считаете, поднимает ли проблему воспитания в своей повести «Дуб Толик Сергеевич» Е. Габова? Что влияет на воспитание человека? | Предполагаемый ответ: автор поднимает проблему воспитания и семье, и в школе, и в обществе в целом. | |
- Кто оказал влияние на становление личности героини повести, Тамары Фоминой? | Предполагаемый ответ друзья, одноклассники, в частности Толик-Тормоз, поэт Валентин Привалов, учитель литературы Анжелика Юрьевна. | |
- Что для Тамары дружба? | Предполагаемый ответ: она стремится к встрече с одноклассниками после длинных летних каникул: «Я ТАК люблю своих дурных одноклассников. Я ТАК хочу с ними встретиться». Она ценит свою подругу Аню за то, что «она никогда не учит, не зудит, а просто подает пример», и всегда готова прийти на помощь. Она очень огорчена, что Толик отверг ее дружбу, листок дуба, «ладонь, протянутую для прощения», обидевшись на нее. Для нее очень важно, что Толик полез в драку, защищая ее. Неслучайно, что такая верная дружба переросла в любовь. «ТОМКА, Я ТАК ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!» – была надпись большими белыми буквами на дубе | |
- Почему стихи Валентина Привалова так затронули душу Тамары? | Предполагаемый ответ: в них была правда жизни, нескрытая личная трагедия. | |
- Б. Пастернак говорил: «Цель творчества – самоотдача». Как решается вопрос творчества в повести «Дуб Толик Сергеевич»? | Предполагаемый ответ:«Творчество – это тайна. Она необъяснима», - объясняет ребятам Анжелика Юрьевна. Тамара очень хочет узнать, «как он (Анатолий Привалов) писал ТЕ стихи, что предсказали будущее. Ей казалось это каким-то проявлением высшей силы. Бог? Мировой разум? Природа? Кто диктовал ему строки?» Стихи, Анатолия Привалова и Анжелики Юрьевны разбудили сердце девочки. | |
- Как вы считаете, важно ли взаимопонимание между родителями и детьми? Находит ли его в своей семье Тамара? | Предполагаемый ответ родители не всегда понимают, а поэтому одобряют поступки своих детей. Непонимание, порой жестокость порождают обиду, нежелание делиться проблемами, уход из семьи. Так произошло и с Тамарой. «И она разразилась…пересказывать про нее неохота. Словом, я оделась и ушла. И хлопнула дверью. Изо всей силы. Мама не только кричала… если б только кричала, то ладно…она меня за волосы…да. Схватила за волосы и таскала по всей прихожей. Весело было. Если б кто видел, вот бы посмеялся». | |
- Вспомните эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» «Встреча с дубом Андрея Болконского». Какую роль сыграла эта встреча в жизни героя? | Предполагаемый ответ: эта встреча показала герою, что жизнь не кончена, у него еще есть цели в жизни. | |
- Какую роль сыграла встреча с дубом в жизни героини повести Е. Габовой? | Предполагаемый ответ: дуб напомнил ей друга – Толика. Тамара поняла, что ей не нужен ключик, чтобы понять природу, т.к. рядом с дубом она поняла, что она тоже природа. | |
3. Дискуссия (продолжение обсуждения проблем, поднятых автором повести Е. Габовой). | - По мнению академика РАО Б.М. Бим-Бада, слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила - в великодушии и благородстве. Согласны ли вы с его мнением? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком? | Предполагаемый ответ: сильными духовно людьми можно назвать следующих героев повести: 1.Учителя литературы Анжелику Юрьевну, сумевшая найти те самые нужные слова, которые помогли ребятам открыть свой внутренний мир, проникнуть в мир творчества, сплотить коллектив класса. 2.Толика, который, несмотря на обиду, полез в драку, защищая девочку. 3.Тамару Фомину, сумевшую противостоять агрессии Сергея Виноградова, которая могла быть снисходительной к слабостям одноклассников. 4.Поэта Анатолия Привалова, который защитил Тамару от нападения отморозков, который приютил потерявшегося в жизни подростка, который не озлобился на людей, несмотря на гибель от рук бандитов сына-студента, который сохранил в своем сердце тепло и любовь к людям, выражая это, прежде всего, в своих стихах. Слабым духовно человеком в повести является Сергей Виноградов. Он не признает ничьего мнения. Он ненавидит людей другой национальности (он скинхед): - А тебе, что, их жалко? - Они – люди! - Не жалей. Они тебя не пожалеют, учти…Россия для русских, - сказал Серега жестко, как отрезал.- Одного азера убьют, тысячи уедут. Неча им тут делать! Обращаясь к Привалову, зло сощурив глаза, Сергей громко пообещал: «Я буду мстить за вашего сына!» Он жесток по отношению к людям, своим одноклассникам. Он способен оскорбить девочку. |
III. Подведение итогов по уроку, рефлексия(Слайд 9) | -Сегодня на уроке мы говорили о проблемах, которые поднимает в своей повести «Дуб Толик Сергеевич» Е.В. Габова. Сформулируем эти проблемы, сопоставьте их с теми проблемами, которые записали в начале урока. Удалось ли вам сформулировать проблемы самостоятельно? | Предполагаемый ответ: Проблемы: - взаимоотношение отцов и детей; - взаимоотношения с природой; - влияния творчества на становление личности подростка; - проблема истинной и мнимой дружбы; - проблема воспитания; - проблема воспитания терпимости к людям иной национальности (толерантности); - проблема духовной силы и слабости человека. |
IV. Домашнее задание. (Слайд 10) | -Обратимся к словам Преподобного Макария: «Не ищи любви в других к себе, а ищи ее а в себе, не только к ближним, но и к врагам». Как вы понимаете это высказывание? Напишите эссе по данному высказыванию. |
Список литературы:
- Габова Е.В. Новенький и Черепаха. Сыктывкар, 2011.
- Оптинский цветник/ Изречения преподобных старцев оптинских. М., 2008.
Интернет ресурсы: https://www.livelib.ru/
Выписки из сочинений обучающихся по теме:
«Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам». (Преподобный Макарий).
«Мы часто слышим Божескую заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». Взрослые говорят нам, что нужно уметь любить всех людей. Не только родных и близких. Это очень трудно. Но можно ли согласиться со словами Преподобного Макария, что в себе нужно искать любовь к врагам? Я думаю, что врагов надо уметь прощать, потому что нельзя копить в себе злость и злобу, так как от них мы сами становимся злыми, и даже можем потерять друзей, поссориться с ними».
Коновалов Данила
«Я думаю, что только сильный человек способен любить врага, прощать его. О таких людях говорится в повести Е.В. Габовой «Дуб Толик Сергеевич». Это Толик, Тамара Фомина, поэт Анатолий Привалов. Они добрые, отзывчивые, умеют прощать, и этом их сила».
Федоришина Евгения
«Сильный человек. Когда мы говорим о сильном человеке, мы представляем себе физически крепкого, спортивного вида и телосложения человека. Но сила бывает не только физическая, но и духовная. Именно о такой силе говорит Преподобный Макарий. Сильные духом люди совершают подвиги, помогают людям в трудную минуту, а еще они умеют прощать».
Козлов Лев
Приложение 2
Кластер по роману И.А. Гончарова "Обломов"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом
Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В 2014 году участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлены виды коммуникативной компетентности и примеры практической реализации ее формирования на уроках литературы....