«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы"
проект по русскому языку на тему

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы  в рамках внедрения ФГОС »

Автор проекта:

Загидуллина Г.Р., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Арская средняя школа №6» Арского муниципального района РТ,

Казань, 2018

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………… 3
  2. Анализ ситуации…………………………………………………………….3
  3. Актуальность проекта………………………………………………………4

     4 . Цель и задачи проекта…………………………………………………….. 4

     5. Целевая группа проекта…………………………………………………….5

     6. Проектное решение………………………………………………………… 5

     7. Жизненный цикл и этапы реализации проекта…………………………...11

     9.Заключение………………………………………………………………….. 13

    10. Список литературы……………………………………………………….  14

    11. Приложения…………………………………………………….................  15

Введение

                 Ежедневно мы являемся свидетелями динамично изменяющегося мира. Процессы ускорения, происходящие в разных частях планеты, сейчас влияют на нашу жизнь больше, чем когда-либо. Для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми придётся столкнуться нашим детям в новом изменённом мире, им необходимо овладеть многими ключевыми компетенциями.  Будучи учителями, мы прилагаем массу усилий для того, чтобы наши ученики стали успешными. Для этого мы должны не только снабжать их  теоретическими знаниями, но и обучать их тому, как применять эти знания в реальной жизни.

                 Для того чтобы наши ученики действительно стали успешными и внесли свой вклад в развитие общества, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Мы, учителя, должны создать ситуацию успеха для всех учащихся. Данный проект фокусируется на развитии коммуникативных компетенций в гармонии с углублённым изучением русского языка и литературы.

                                                        Анализ ситуации

               Нет ничего могущественней слова… К сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку. Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу; испытывают страх перед предстоящим  разговором. Такие учащиеся, как правило, избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии. В современной школе наблюдается недостаточное использование в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности. Общее снижение уровня культуры речи, низкий уровень коммуникативной компетентности современного школьника не соответствует запросам современного образования. По стандартам ФГОС ООО вопросу формирования коммуникативной компетенции следует уделить особое внимание.

                                                Актуальность проекта

               Актуальность проекта заключается в том, что в повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни школьников. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему нужно учить школьников, формируя коммуникативную компетентность. Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе.  На первое место ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений. Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.

Цель проекта:

Определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

- Изучить теоретический материал по теме: "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка»;

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития коммуникативной компетенции обучающихся;  

-  разработать систему формирования коммуникативной компетенции;

- создать задания, направленные на развитие уровня коммуникативной компетенции обучающихся и критериев к ним; внедрить в учебную деятельность комплект заданий;

- оценить уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся, диагностировать  сформированность  коммуникативных умений и навыков обучающихся;

- осмыслить результаты реализации проекта;

- выступить на МО учителей-предметников с отчётом о результатах проекта.

 Целевая группа проекта: учащиеся 5 класса.

Проектное решение

(основные идеи проекта, отражающие его новизну)

         В основе проекта лежит идея непрерывного, системного подхода к реализации  коммуникативного потенциала  детей  в процессе обучения русскому языку и литературе. Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка и литературы. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Что может сделать учитель, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? С чего начать?

Во-первых,  нужно изучить соответствующую литературу, чтобы понять, что такое коммуникативная компетентность.  

          Во-вторых, необходимо проанализировать возможности УМК по русскому языку и литературе в 5 классе. Также необходимо приобрести, изучить и систематизировать дидактический материал по развитию речи, в том числе и электронные ресурсы.

         На основе изученного материала создать собственный банк  заданий – дидактический материал. Этот банк периодически будет пополняться  как собственным авторским  материалом, так и из опыта работы педагогического сообщества.  

                 Следующий шаг – психолого-педагогическая диагностика учебных возможностей класса. Проводится анкетирование и мониторинг  учеников с целью выявления уровня коммуникативной компетентности в начале года. На этом этапе обязательно тесное сотрудничество с учителем начальных классов. Сохранение преемственности – обязательное условие достижения цели проекта. В результате вышеперечисленных мероприятий в классе создаются все условия, необходимые для повышения коммуникативной компетенции учащихся.           Теперь самый главный вопрос: как организовать работу  на уроках?  

 Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся: 

1. Формы и методы

Методы, ориентированные на устную коммуникацию 

  • Все виды пересказа 
  • Все формы учебного диалога 
  • Доклады и сообщения 
  • Ролевые и деловые игры 
  • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 
  • Обсуждение, дискуссия, диспут 
  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

  • Сочинения и изложения 
  • Подготовка заметок и статей в СМИ 
  • Телекоммуникационные тексты, сообщения 
  • Участие в конкурсах сочинений 

2. Современные образовательные технологии, используемые в работе:

  • игровые технологии
  • проектные технологии
  • технология развития критического мышления
  • театральная педагогика
  • проблемное обучение
  • коллективная система обучения

игровые технологии: игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждениястимулирования учащихся к учебной деятельности. Игры оживляют уроки, вносят элементы сознательности, позволяющей проявить себя, продемонстрировать свои умения.

проектная деятельность: погружение в проект, его планирование и выполнение, обобщение материалов, презентация и анализ достижения поставленной цели – развивает интерес к предмету, активизирует их познавательную активность, повышает самостоятельность. Защита проектной работы развивает коммуникативную компетентность.

технология развития критического мышления через чтение и письма позволяет повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; формировать навыки  написания текстов различных жанров; развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формировать коммуникативные навыки и ответственность за знание. Три этапа реализации технологии: вызов, осмысление, рефлексия.

театральная педагогика позволяет более глубоко проникнуть в суть произведения, почувствовать его, задуматься над проблемами, заключенными в произведении, правильно проанализировать и сделать выводы.

проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

коллективная система обучения - это такой способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе. КСО – это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив (все обучают каждого и каждый обучает всех).

3. Условия формирования коммуникативной компетенции

- создание на уроке ситуации общения, позволяющей каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы;

- опора на субъективный опыт обучающихся, максимальная связь обучения с жизнью;

- создание условий для саморазвития и самореализации личности ученика в процессе коммуникации; учёт индивидуальных способностей.

 4.Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 

Речь и речевое общение. 

Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.

Речевая деятельность. 

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст. 

Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.

Функциональные разновидности языка. 

Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

5. Принципы коммуникативной направленности обучения:

- речевая направленность (обучение через общение);

- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

- новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);

- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

- личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

          Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Необходимо строить учебный процесс  на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

6. Виды уроков:

- уроки с измененными способами организации: лекции, семинары, публичная защита знаний, мастерская, конференция;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут, эвристические беседы, творческие мастерские;

- уроки, имитирующие какие- либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, путешествие в прошлое, путешествие по стране, интервью, пресс-конференция, суд;

-   уроки – игры: дидактические, деловые, ролевые, состязательные,

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям,

-  уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создание собственных текстов.

 7. Использование обучающих структур сингапурской методики в формировании коммуникативной компетентности учащихся.

Особое место при реализации данного  педагогического проекта  мы уделяем совместному проекту МО и Н РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».  Ученики работают в группах, каждый вынужден высказать собственное мнение, поделиться собственным решением проблемы, «спрятаться за спины других» не удастся. Остановимся на некоторых структурах обучения.

Структура 1  «Inside-Outside Circle» (Внутренний и внешний круг). Учащиеся становятся в круг большой и малый. Учитель задаёт вопрос. Под музыку учащиеся малого круга движутся и останавливаются при остановке музыки. Каждый в образовавшейся паре должен ответить на поставленный учителем вопрос. Структура очень подходит к урокам литературы. Рассмотрим на примере. На последнем уроке изучения произведения В.Г.Короленко «Дурное общество» учащиеся должны подготовить ответ на вопрос : «Кто из героев произведения тебе понравился больше и почему?».   Оказавшись в паре, ученик высказывает своё мнение, а потом выслушивает мнение одноклассника. Такая структура даёт возможность научить не только высказать своё мнение, но и внимательно выслушать мнение собеседника.

Структура 2  «Corners» (углы).  При подготовке к уроку учитель заранее вывешивает в углы специальные вывески. Например, при изучении басен И.А.Крылова готовятся вывески «Волк и ягнёнок» (1-ый угол), «Свинья под дубом» (2-ой угол), «Волк на псарне» (3-ий угол) и «Осёл и Соловей» (4-ый угол). Каждый ученик идёт в тот угол, где название понравившейся ему басни. Таким образом, в одном углу оказывается группа учеников. Вместе они готовят ответ на вопрос: «Почему эта басня мне понравилась больше?»  Может быть и так, что в углу окажется только один ученик.

Структура  3 «Quiz-Quiz-Trade» (опроси-опроси-обменяйся карточками) Данная структура особенно удобна для закрепления знаний по изученной теме (произведению).  Учитель заранее готовит карточки (по количеству учеников в классе) с вопросом и ответом. Ответ загнут, его не видно. Например, на заключительном уроке по теме «Сказка» можно на карточках разместить вопросы по теории («Что такое сказка?», «Виды сказок», «Что такое зачин?» и другие); можно и по содержанию прочитанных сказок («Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?» и др.)  Подняв руки, ученики ищут себе пару, найдя её задают вопрос, слушают ответ, хвалят (если ответ верен), исправляют или дополняют. Потом обмениваются карточками и ищут новую пару. Такая структура даёт возможность не только повторить изученное, но и помогает не избегать общения.

Структура 4  «Round Robin» (раунд робин). Данная структура имеет несколько видов. Работа идёт за партами, в группах из четырёх человек. В течение определённого времени ученики читают свои ответы и выслушивают ответы одноклассников. Рассмотрим на примере. На обсуждении произведения «Заячьи лапы» К.Г.Пауствоского учитель задаёт вопрос: «Сколько положительных героев в этом рассказе?». Ученики по очереди отвечают на заданный вопрос в своём кругу (не учителю). По истечении времени один из участников команды формулирует ответ, к которому пришли все вместе.

Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:   август 2016 года - май 2017 года

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный – с августа 2016 года по 30 сентября  2016

2. Основной - с 1 октября 2016 года по 25 мая 2017 года

3. Заключительный -  25-31 мая 2017 года

Программа проектных мероприятий:

Комплекс мер

Место проведения

Срок

Ответственные

Этап 1

1.

Изучение литературы по теме проекта

школа

август

2016 г.

Руководитель проекта,

МО учителей русского языка и литературы

2.

Анализ дидактического материала по формированию коммуникативных компетенций и возможностей УМК

школа

август

2016 г

Руководитель проекта,

МО учителей русского языка и литературы

3.

Формирование банка  заданий

школа

в течение всего срока

Руководитель проекта,

МО учителей русского языка и литературы

4.

Беседа с учителем начальных классов

школа

август - сентябрь

2016 г.

Учителя русского языка

5.

Диагностика, мониторинг

школа

сентябрь

2016 г.

Руководитель проекта, учителя русского языка, педагог-психолог

Этап 2

1.

Организация  уроков с учётом формирования коммуникативных компетенций

школа

в течение всего проекта

Руководитель проекта, учителя русского языка

5.

Участие на школьном и муниципальном этапе конкурсов сочинений, научно-исследовательских работ, их защита.

школа, район

в течение всего проекта

Руководитель проекта,

МО учителей русского языка и литературы

Этап 3

1.

Создание и защита ученических проектов. Публичное выступление.

школа

май

2016 год

Руководитель проекта, МО учителей русского языка и литературы, учащиеся

2.

Анализ результатов на заседании МО

школа

май

2016 год

Руководитель проекта, МО учителей русского языка и литературы

3.

Планирование работы на будущее

школа

май

2016 год

МО учителей русского языка и литературы, администрация школы

             

Заключение

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в школе.

Именно формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова И.Г. Как научить пятиклассников общаться и познавать себя. Пособие для классного руководителя.// И.Г. Антонова – Ульяновск, 1998.
  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2011/0910-12.htm
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.– http://quality.petrsu.ru/file/
  4. Кругликов В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. - СПб. : П-2, 2010.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2010 г.
  6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: конвертация, 2010 г
  7. Петровская Л.А. Общение. Компетентность. Тренинг. – М.: Изд-во Смысл, 2013 г.
  8. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993/2008. – 64 с.
  9. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. – Спб., 2012.
  10. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. //Пр. МОР от 17 декабря 2010 г. №1897.
  11. Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации. Москва: Изд. «Экзамен», 2014.

                                                                         

  Приложение 1

Примеры  практических заданий

Раздел «Язык и общение»

1)Ваш друг из другого государства интересуется, труден ли русский язык. Напишите ему письмо о некоторых особенностях и трудностях русского языка.

2)Каким иностранным языком вы хотели бы овладеть? Мотивируйте свой ответ. Изложите основные положения своего ответа в письменной форме. (В форме тезисов, в форме кластера и т.д.)

3)Как вы считаете, что может побудить человека (не журналиста) взяться за перо? Напишите статью в газету о проблеме, взволновавшей вас.

4) Эссе по пословице. Предлагаются пословицы или афоризмы. Задание: как вы понимаете высказывание? Приведите примеры из жизни, к которым бы подходили данные пословицы.

- Лучше ногою запнуться, чем языком.

- Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа.

- Меньше говори, да больше делай.

- Не спеши языком, а спеши делом.

5) Подготовить сообщение на заданную (или выбранную) тему. Например: «Заимствования в русском языке». «Происхождение жаргонных слов» и т.д.

6) Предложен обучающимся в паре тезис и разные установки по отношению к нему. Например: тезис «Знание языков не столь важно в жизни».

Задание: предлагаются две позиции: «согласен», «не согласен», выберите для себя утверждение и убедите собеседника в вашей правоте. Такие задания могут перерастать в дискуссии.

Материал пословиц и афоризмов может служить для проведения дискуссий.

Раздел  «Синтаксис. Пунктуация и культура речи».

Составление текстов из слов, значения которых не связаны между собой. Например, даны слова собака, лёд, компьютер, помидор, лампа. Задание: составьте текст.

Сократи предложение до 4, 3, 2 слов.

Обыграйте название тем урока: «Дополнение», «Определение», «Обстоятельство». Почему они получили такое название? Свой ответ запишите.

Брат и сестра идут в школу. Составьте диалог ребят на одну из предложенных тем: «Их любимый мультик «Мадагаскар», «Дети опаздывают на контрольную по математике».

Составьте и разыграйте диалог между директором школы и учеником 5 класса после какого-либо происшествия.

Вы оказались в купе поезда с эстрадной звездой. Составьте и разыграйте диалог.

Раздел  «Фонетика».

1)Сочините миниатюру в прозе или в стихах на одну из тем: «Звонкое лето», «Весенняя капель», «Тишина». В тексте не должно употребляться ключевое слово, его надо услышать.

2)Составьте в группе алфавит из названий 1 группа- фруктов и овощей, 2 группа- из названий зверей. На какие буквы вы не смогли найти слова? Почему? (пользоваться словарём). Можно оформить книжку, в которой с каждая буквой алфавита были бы составлены предложения- монофон: Антилопа активно аплодировала африканскому артисту.

3)Каждый звук имеет свой характер. Например: Ш-тихий, медлительный, настороженный. Какие ощущения вызывают у вас другие звуки? Сочините фантастическую историю об одном из них.

4)Составьте монофон .

5)сочините фантастическую историю «Таинственная фонема», героем которой будет [Й].

Раздел «Лексика»

1) задания по подбору тематических групп слов:

-Мы условно поделили людей на следующие типы: человек-рыба, человек - колючка, человек-чемодан, человек-колокольчик. Составьте тематический словарь, который поможет охарактеризовать этих людей;

-Подберите тематическую группу слов, изображающих а) летний, б) весенний, в) осенний дождь (ветер, солнце)

2)Запишите в словарик слова, относящиеся к теме «Лексика», проверьте в паре, сможете ли вы объяснить их другому человеку так, чтобы он понял, что обозначают эти термины.

3)Составьте словарик на одну из тем (групповое задание): « Кошка», «Рука», «Нос», «Голова», в который войдут пословицы, крылатые выражения, в которых бы упоминались эти слова.

4)Прочитайте запись. Почему она вызывает улыбку? На какой языковой особенности построено такое толкование:

Пломбир - зубной врач.

Чернослив - отходы.

Переносица – женщина - грузчик.

Гусар – пасёт гусей. Придумайте свои примеры.

Раздел «Словообразование.Орфография».

1)Как вы понимаете высказывание М.Рыбниковой «Найти корень слова - значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же самое, что зажечь внутри фонаря огонёк». Напишите сочинение.

2)Напишите сочинение на одну из тем: «Жил -был корень», «Корень- родоначальник слова»

3)Составьте опорный конспект о правописании приставок на з и с. Объясните товарищу тему по составленной записи

4)Составьте диаграмму о сходстве и различии приставки и суффикса.

5)Объясните, почему пары слов являются этимологически родственными: жёсткий и жесть, решётка и решето, щётка и щетина. Как это отразилось в правописании?

Раздел «Морфология»

1)Произведите разбор предложения, определите части речи. (Л.ВЩерба) Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Составьте своё предложение. Нарисуйте иллюстрацию к этой фразе.

2)Нарисуйте карту города Морфология, обозначив названия улиц.

3)Сочините сказку «Улица имени (части речи)»

4)Сочинение на тему «Зачем имени существительному падеж?»

5)Подготовьте презентацию о части речи.

6)Подготовьте небольшое сообщение о происхождении какого-нибудь собственного имени существительного

7)Составьте синквейн на тему Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

8)Напишите сочинение на тему «В чём особенность существительных общего рода.

9)Напишите сочинение «В чём смысл частицы не перед глаголами?»

Все задания, особенно сочинения, важно предлагать писать с выбором роли и адресата, даже сказочных героев: от глагола мэру города Морфология, от существительных засоня и задира отцу Существительному и т.д.

Раздел «Культура речи»

Использование ролевых игр позволяет сформировать стойкую мотивацию, направленную на овладение языковыми универсальными учебными действиями. Например, при изучении тем по культуре речи предлагается обыграть ситуации « У кассы», «В магазине», «В кинотеатре» и т.д. Сначала вместе надо выяснить, какую форму общения им придется использовать, какие местоимения понадобятся, какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите попросить) и благодарности (спасибо, благодарю) можно будет применить. Затем две-три пары учеников представляют (в ролях) коммуникативную ситуацию. Учитель вместе с классом анализирует полученные диалоги, тексты, обращая внимание на средства речевого воздействия.

Задания при подготовке к сочинению, изложению, при изучении художественных произведений

Каждая группа получает задание по прочитанному произведению, тексту:

1)1группа - создать рисунок, в котором бы символично выражалась тема и идея произведения;

2группа - нарисовать план дома, квартала, где происходят события;

3группа - нарисовать карту, где происходят события;

4группа - семейное дерево героев произведения;

5группа – составить таблицу с фактами, событиями;

6группа - карточки с последовательностью событий.

2)обучающимся в паре предлагаются карточки с таблицами, информацией, причём у одного ученика информация неполная, в процессе диалога нужно восстановить недостающую информацию;

К нестандартным заданиям по формированию коммуникативной компетенции можно отнести:

диктанты «на засыпку»;

редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных речевыми ошибками;

подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;

угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.

интеллектуально-лингвистические упражнения;

работа с текстами-миниатюрами;

комплексная работа с текстом;

лингвостилистический анализ текста;

«самодиктанты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы содержит  информацию о работе с текстом на уроках русского языка и литературы, о формах и методах работы с текстом, рекомендации по развити...

Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, вы...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и...