Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

ОЖГИХИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения. Но отсутствие в методическом арсенале обучения русскому языку приемов устойчивого формирования коммуникативной компетенции школьников, достаточно глубоко продуманной системы непрерывного речевого тренинга в непростом искусстве общения привело к мысли о создании своего методического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_-noveyshiy.docx55.32 КБ

Предварительный просмотр:

Ожгихина Наталья Владимировна

Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Старооскольский институт развития образования»

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка  в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Ожгихина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы, муниципальное бюджетное обще-образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №36»

Старый Оскол

2016

Содержание:

1. Информация об опыте………………………………………………………..3

2. Технология опыта……………………………………………………………..6

3. Результативность опыта………………………………………………………17

4. Библиографический список…………………………………………………..19

5. Приложение к опыту …………………………………………………………20

Раздел I.

Информация об опыте

Тема «Формирование коммуникативной  компетенции  учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения»

          Условия возникновения, становления опыта. В муниципальном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 36» для разработки этой темы созданы все условия. Район железнодорожного вокзала – исторический центр города, и поэтому в школе обучаются дети из соседних и отдаленных  микрорайонов, сельских поселений. Социальная среда, в которой они родились и воспитываются, неоднородна: большинство обучающихся из рабочих семей со средним достатком (30%), однако есть дети  из семей бюджетников(25%),железнодорожников(40%),бизнесменов(5%), много детей из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей

 Для выявления исходного уровня сформированности коммуникативной компетенции в ходе учебно-познавательной деятельности проведена первичная диагностика по методике Л. Торлина[13]. По результатам диагностики оказалось, что только 15% учащихся имели высокий, творческий уровень указанных умений и навыков, 38% учащихся находились на среднем уровне формирования данной компетенции, 47% - на низком уровне. Это говорило о недостаточном умении школьников работать с информацией, грамотно выстраивать устные и письменные высказывания, вести диалог, редактировать тексты своих работ, мыслить критически, пользоваться богатствами выразительной речи. Результаты диагностических исследований показали наличие серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Был отмечен низкий уровень сформированности у школьников индивидуально-личностных оснований для развития коммуникативной компетенции и коммуникативного контроля (диагностика М.Шнайдера) [14], что негативно отражалось на результатах и качестве их практических, грамматических и речевых умений и способностей к конструктивному диалогу.

          Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении. В процессе преподавания предмета были выявлены следующие    противоречия:

  • между традиционной организацией обучения и воспитания школьников и инновационными подходами к процессу преподавания предмета русский язык;
  • между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовить их к взрослой жизни вне стен школы;
  • между растущим объемом изучаемого материала и возможностями школьников в его усвоении;
  • между стремлением личности к творчеству, самовыражению и обязательным единым планом и режимом образовательной школы.

 В течение пяти лет педагог работает над устранением этих противоречий. Наблюдая за учащимися, учитель пришел к выводу, что усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения. Но отсутствие в методическом арсенале обучения русскому языку приемов устойчивого формирования коммуникативной компетенции школьников, достаточно глубоко продуманной системы непрерывного речевого тренинга в непростом искусстве общения привело к мысли о создании своего методического опыта.

          Ведущей педагогической идеей опыта  является создание необходимых условий для формирования коммуникативной  компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных методов обучения.

         

          Длительность работы над опытом.

I этап.  Сентябрь 2012г.- октябрь 2013г. – направлен на определение проблемы, подбор дидактических методик с целью выявления уровня формирования коммуникативной компетенции учащихся.

II этап. Ноябрь 2013- октябрь 2014г.- разработка системы упражнений и апробация нетрадиционных методов обучения.

III этап. С октября 2014г. по февраль 2015г. – анализ результатов опыта и подведение итогов работы

          Диапазон опыта   представлен единой системой   русского языка

          Теоретическая база опыта. В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского[12], среди которых выделяются коммуникативная компетенции.

А.В. Хуторской [12] отмечает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним».  М.К.Кабардов и Е.В.Арцишевская [2], Л.А.Петровская [9] под коммуникативной компетенцией понимают  умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом личностных характеристик адресата и стиля общения: делового, научного, разговорного.  

Коммуникативная компетенция обеспечивает:

  • совершенствование умений и способностей общения в учебно – научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения;
  • овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности;
  • развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
  • совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.

В вопросах выбора образовательных технологий учитель ориентировался на труды Г.К. Селевко[10]. 

В последнее время проблема формирования коммуникативной компетенции исследуется такими учеными, как К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, Д.А.Иванов[8], В.И.Чернышёв[13]. Рассмотрением проблемы внедрения нестандартных методов обучения занимались такие педагоги,  как Н.М.Божко, М.И.Кирсанова[1]. Учителем были рассмотрены теоретические и практические работы С.А. Котельниковой[3], М.И. Крупенникова[4], П.Г.Кулагина [5], Т.П.Лакоцениной, Е.Е.Алимовой [6], М.И.Лукьяновой, Н.А.Разиной [7].

Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий, в создании системы применения нетрадиционных методов и приемов, нацеленных на формирование коммуникативной  компетенции.

 

Условия реализации опыта. 

Опыт может быть применен в общеобразовательном учреждении любого типа, использован преподавателями в классах с изучением русского языка любого профиля.


Раздел II.

Технология опыта

Цель: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка.

Задачами исследования стали:

1. Сформировать  у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: слушание, чтение, говорение, письмо.

2. Развить творчества в коммуникативной деятельности учащихся, проявление самостоятельной активности в языковом  творчестве.

3.Воспитать у школьников свободного владения языковыми и коммуникативными компетенциями на уровне  гражданской и общекультурной ценности. Выявить уровень проявления в речевой культуре сформированности социальных компетенций учащихся.

4. Разработать серию нетрадиционных практических заданий и уроков русского языка с целью развития  коммуникативной компетенции.

Анализ педагогической литературы позволил педагогу выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Учителем разработаны группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая  игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки публичных форм общения: пресс-конференция, выставка, урок- памятка, аукцион знаний, телепередача, диалог, устный журнал.

4. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-творчества, урок- творческий отчёт.

5. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

6.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Практически все способы задают проблемные вопросы и создают проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. Учитель в своей практике наиболее удачно использует несколько нетрадиционных форм урока: деловая игра, аукцион, КВН, практикум, викторина, исследование, диалог на основе проблемной ситуации, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываются возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Методика разработки деловых игр.
   Этапы:

-обоснование требований  к проведению игры;

-составление плана её разработки;

-написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

-отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку;

-уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

-разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
   
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
   На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
   Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
   В деловой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Урок - исследование

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

- выбор текстов;

- составление плана анализа текста;

- предварительная работа с произведением;

- создание творческих групп;

- дифференцированное распределение отрывков;

- исследование художественного текста под

«лингвистическим микроскопом»;

- подготовка группы к «защите» исследования;

- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

- лингвистический анализ отрывка;

- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

- подведение итогов урока;

- оценивание работы учащихся;

- объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста (нескольких текстов) «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком учитель знакомит  ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Урок КВН.

Методика проведения урока КВН

-подготовка за 2-3 дня («Домашнее задание») ;

- выбор структуры урока;

- распределение ролей и обязанностей между учителями и учащимися;

- подбор и критерии оценки учебных материалов;

- методику оценки деятельности учащихся;

- анализ урока.

Цель: повторение тем или разделов.

Организация урока:

  1. Разминка. Могут быть предложены загадки по данной теме.
  2. «Домашнее задание» (готовится за 2-3 дня до урока).Это может быть сценка, в которой необходимо отобразить основное содержание темы или раздела.
  3. Решение и выполнение различных заданий.
  4. Конкурс «Угадай-ка». Один ученик выходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намёками показывают понятие или явление, входящее в тему, которое должен угадать ученик.
  5. Конкурс «артистов» и «художников». В каждой команде выбираются «артисты» и «художники». «Художник» команды выходит из класса, команда выбирает карточку, на которой записано какое-либо явление или понятие по заданной теме. Когда «художник» возвращается в класс, для него «артист» показывает «пантомиму» по выбранной карточке. «Художник» должен узнать и изобразить всё рисунком.

Аналогично этому заданию может быть проведён следующий конкурс: команды выбирают карточки с заданиями. Даётся время на подготовку, потом команда показывает пантомиму, соперник отгадывает.

  1. Подведение итогов.

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развивают умение выделять различные признаки явлений. Закрепляют знания учащимися понятий.

Урок – эстафета

Цель: повторение изученного материала по теме или разделу.

Подготовительный этап:

Учитель сообщает тему следующего урока и даёт учащимся задание придумать вопросы по заданной теме или разделу.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме.
  2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.
  3. Названный ученик отвечает на поставленный вопрос и задаёт свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом и учителем.
  4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.

При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль – со стороны учителя  и со стороны класса.

Урок – аукцион

Его цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока такова:

-приветствие;

-повторение во время опроса основных вопросов темы;

-объяснение правил аукциона;

- «продажа» предметов;

-музыкальная пауза;

-продолжение "продажи"

-музыкальный финал;

-итоги.

До урока-аукциона в классе идет подготовительная работа. Дети повторяют учебный материал, ищут дополнительные и интересные сведения по тем грамматическим категориям, которые будут представлены на «аукционе знаний», рисуют красочные плакаты по подобранным материалам, составляют ребусы, готовят сценки, песни, стихи, пантомиму, частушки.

Класс оформляется: организуется выставка лучших творческих работ детей по русскому языку, пишутся цитаты известных деятелей о русском языке, вывешиваются плакаты.

Учащиеся делятся на две команды, в каждой команде выбирается капитан.

Возможно деление на четыре команды. Тогда «аукцион» проводится в три этапа:

1. играют две команды, две другие являются болельщиками;

2. команды меняются местами: те, кто играли, становятся болельщиками, а

болельщики - игроками;

3. играют команды-победительницы первых двух этапов.

(Этот вариант дает возможность большему количеству детей принять участие в диалоге «на торгах», так как все действие проходит очень динамично).

Итак, ребята выбрали для «продажи» несколько «предметов» («вещей») – грамматических категорий:

1. имя существительное;

2. имя прилагательное;

3. глагол;

4. безударные гласные;

5. корень слова и однокоренные слова;

6. знаки препинания;

7. предложение;

8. однородные члены предложения.

Любую из этих «вещей» из области знаний русского языка команда-участница

сможет «купить», «заплатив» за нее знаниями по данной грамматической категории.

В диалоге «на торгах» в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на одно высказывание, по очереди сменяя другую команду.

Дети на урок-аукцион приглашают гостей-родителей, могут присутствовать и другие учителя.

1. Вступительное слово ведущего (учителя):

- Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни нашего класса мероприятие - «Аукцион знаний по русскому языку».

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

- На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут

вести подсчет баллов).

1. Предварительный залог-задание.

Учитель: Прежде чем прозвучит гонг (юла), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

На столе ведущего лежат два листа бумаги (формат A3) с заданиями.

 2. Капитаны выбирают задания, и команды приступают к выполнению. Время ограничено - 30 секунд.

Задание состоит из двух частей, например:

1. Расположить буквы в алфавитном порядке.

2. Используя все буквы, составить слово-название своей команды:

ОТКИЗНА РЕГМИОТА (Крупно написать на листе слово и поместить лист на доску, все прочтут название команды.)

Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог «на торгах».

- Итак, команды получили названия и доказали свою «состоятельность» для

участия в аукционе.

- В аукционе знаний участвуют (прошу встать команды): команда «Знатоки» и

команда «Грамотеи» (эмблемы на столах команд заготовить заранее).

3. Открытие аукциона знаний.

Звучит удар гонга.

Ведущий: Внести первую «вещь» на продажу! Ассистенты вносят табличку «Имя прилагательное» (красочно оформленную).

- Начальная цена 10 баллов (на табло устанавливается цифра).

- За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.

- Торги начались!

Примерный диалог: «Грамотеи» (Гр.): Это часть речи.

«Знатоки» (Зн.):Обозначает признак предмета.

Гр: Отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?

Зн.: Изменяется по родам, числам, падежам.

Гр.: В предложении - второстепенный член.

Зн.: Согласуется с существительным.

Гр.: В словосочетании с существительным является зависимым словом.

Зн.: Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет» (за это

команда получает 4 балла).

Гр.: В переводе с латинского - «прибавленное», «приложенное».

Зн.: Бывает кратким (пример).

Игра проходит азартно. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнение.

4.Табло показывает окончательный счет команд. «Вещь» продана команде, набравшей большее количество очков и давшей последний ответ.

Если количество очков одинаковое, командам дается дополнительное задание по этой же категории (выполнить грамматическое задание, отгадать ребус).

С болельщиками в это время проводится игра на внимание, смекалку.

Наконец победитель первых торгов определен. Проданная «вещь» устанавливается на столе команды, «купившей» ее. С команды, проигравшей «торги», взимается «комиссионный сбор». Участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, частушку, стихотворение, танец, пантомиму, сценку.

Ведущий: Торги продолжаются (звучит гонг)!

Вносят следующую «вещь» - «Знаки препинания».

Далее следует диалог команд, счет меняется очень быстро. Ассистенты только

успевают переворачивать цифры. И так до тех пор, пока не будут проданы все «вещи».

Кроме командного счета, можно учитывать индивидуальный вклад каждого

участника аукциона, чтобы при подведении итогов отметить наиболее активных ребят.

5. Подведение итогов аукциона.

Ведущий: все «вещи» проданы. Аукцион завершается.

Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку» (Красиво оформленные заранее дипломы вручаются учащимся).

Аукцион знаний помогает оживить учебный процесс, сделать его интересным, даже азартным, полным коллективных чувств и переживаний.

      "Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв[13].  Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам  контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

     Для развития речи учащихся учитель использует  «сочинение-развлечение» (миниатюры, подражания), которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 6-ом классе при изучении имени прилагательного пишут сочинение о зиме. Ставится задача - создать образ зимы- снежной, морозной, лютой, долгой, румяной волшебницы, кружевницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для шестиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читают несколько работ, обсуждают прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописывают или переписывают работы дома.

Параллельно повторяют выразительные средства языка: эпитет, метафору, гиперболу, сравнение.

     На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагается ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

     Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Одна из тем урока-зачета «Словообразование и орфография». Очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возможность проявить себя и в роли учителя, и в роли ученика. Организовывается эта работа в парах или группах.

Этапы подготовки и проведения урока-зачета

1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и внесение корректив.

Заранее учащиеся знакомятся с контрольными вопросами учебника по данной теме. Им предлагается (каждому) подготовить карточку – зачёт. Она так и будет называться:

Карточка - зачет по теме:

«Словообразование и орфография»

В карточку – зачёт входит:

1) теоретический вопрос (любой из контрольных вопросов учебника или дети придумывают свой вопрос сами, но согласуют с учителем);

2) текст, в котором должно быть не менее 3-4 орфограмм, связанных с теоретическим вопросом. Текст выписывается из художественных произведений обязательно с указанием фамилии автора;

3) грамматический разбор любого слова из подобранного учащимися текста. Например, карточка – зачёт по такой теме может выглядеть так:

Карточка – зачет № 1 по теме:

«Словообразование и орфография»

I. Как различать на письме гласные в приставках пре- и при-?

II. Рано появились в этом году грибы. Мы пригласили друзей поехать с нами в воскресенье в лес. День был прекрасный. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солнце, приятно продувал ветерок.

                                                           (В. М. Песков)

III. Приближались.

Ученики с удовольствием красиво, красочно оформляют такие карточки, делают рисунки к ним, каждый из них знает, что получит оценку уже только за создание карточки.

Подбирая текст, дети совершенствуют свою орфографическую зоркость, навыки правильного письма, да и перечитывание мастеров художественного слова даёт возможность запоминать авторские конструкции, учиться правильно говорить.

С такими карточками шестиклассники приходят на урок - зачёт.

Работают в парах, обмениваются карточками. Каждый ученик работает с материалом карточки в тетрадях (карточки все потом сдают в том виде, в котором они принесли их из дома).

Повторяется правило, выписывается текст в тетрадь, делается разбор. Затем каждый (в паре) выслушивает по очереди друг друга. К тем, кто закончил работу (выслушал и поставил оценку) подходит учитель, осуществляет контроль (устно и частично письменно). Более слабую пару приглашает к доске. Затем подводятся итоги урока-зачёта.

     Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.

Дидактическая игра от игры отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?”

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.

Тема урока: Повторение ранее изученного.

Игра «Знаете ли вы?»

  • Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Профессионалы» и «Лексиконики» записываются на доске (названия соответствуют теме урока).
  • Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (учащиеся поднимают руки).
  • За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
  • В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
  • Все учащиеся получают оценки в журнале (чья команда набрала больше жетонов «5», у кого меньше «4»)

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составить  слово из цифр:

13,

6,

12,

19,

10,

12,

16,

13,

16,

4,

10,

33.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

 Конкурс «Лицедеи»

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках.

Не находить места.

Прикусить язык.

Намылить шею.

Попасть не в бровь, а в глаз.

Зарубить на носу.

Ломать голову.

В рот воды набрал.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока

           Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

-творческая работа;

-лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

-рисование обложек к литературным произведениям;

-художественное чтение;

-инсценировка художественного произведения;

-создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

-продолжение неоконченных произведений;

-наблюдение за природой;

-подготовка словарных диктантов;

-составление вопросника к зачету по теме;

составление конспекта, опорных таблиц;

-письмо по памяти.

Необычные домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме

Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Раздел III.

Результативность опыта

Опыт работы по данной теме показывает, что исследовательская деятельность дает положительные результаты формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Посредством диагностики знаний учащихся, опроса, анализа показателей успешности участия в исследовательской деятельности определен 100% уровень  обученности в классах, качество знаний – 75 %.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции в ходе учебно-познавательной деятельности учитель использовал метод диагностики по изучению уровня коммуникативной компетентности по методике Л. Торлина.

                          Учебный год

Уровень  сформированности коммуникативной  компетенции (диагностика  Л.Торлина)

2012-2013

2013-2014

2014-2015

низкий

47%

37%

22%

средний

38%

43%

53%

высокий

15%

20%

25%

Диагностическое изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 5-9 классов МБОУ «ООШ № 36» показало: в 2015 году уровень детей с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетенции, с выраженным преобладанием познавательной мотивации к учению и положительным эмоциональным отношением к нему вырос на 13%;  уровень школьников,  соответствующих 2 группе – на 5%. Количество учащихся со средним уровнем с несколько сниженной коммуникативной компетентностью  уменьшилось на 10%; со сниженной компетентностью, отрицательным эмоциональным отношением к учению - на 11%.

Практика работы в данном направлении убедительно доказала, что созданные условия для развития интеллектуальной, творчески одаренной, нравственной личности способствуют формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка каждого обучающегося, который становится способным к общению в любом культурном пространстве, проявляя самостоятельную активность в языковом творчестве. На уроках преобладают доверительные, доброжелательные отношения и положительный эмоциональный климат. Подростки не только овладевают навыками общения, развивают творческую активность, но и достигают социально-психологического единства с коллективом, безбоязненно вступают в дискуссии, более реально ощущая себя в сложной системе человеческих взаимоотношений.                

Наши наблюдения подтвердили, что без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языкового анализа текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки свободного общения на культурном уровне: слушание, чтение, говорение, письмо, соответствующие государственным образовательным стандартам по учебному предмету  «Русский язык».

Библиографический список

1. Божко Н.М., Кирсанова М.И. Литература. Нестандартные  уроки. -Учитель.-Волгоград.-2009.

2. Кабардов,  М.К., Арцишевская,  Е.В. Типы языковых коммуникативных  способностей и компетенции // Вопросы психологии. - 1996. - №1. – с. 34-49

3.Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26.

4. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13.

5. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1980.

6.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современные уроки. Часть 5./ Инновационные уроки.- Учитель.- Ростов.- 2007.

7.Лукьянова М.И., Разина Н.А. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика.- М.- 2006.

8. Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Иванов Д.А.,  «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий».- М., АПК и ППРО, 2005.

9.   Петровская, Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ, 1989.- 216с.

10.Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / / Школьные технологии. -1996. - N3.

11.Торлин Л. Диагностика сформированности коммуникативной компетенции.

12. Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

13. Чернышёв В.И. «Правильность и чистота русской речи».-М.,1911

14.Шнайдер М., Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.120-121.

Приложение

1.Приложение №1 – План-конспект урока русского языка в 9 классе на тему: «Речевой этикет и бизнес». (Урок с элементами деловой игры) 

2.Приложение №2 - План-конспект урока русского языка в 6 классе на                        тему:  «Повторение по теме «Лексика. Фразеология». ( Урок-игра)

3. Приложение №3 - План-конспект урока русского языка в 6 классе на                        тему: «Н – НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных». ( Урок-исследование)

4.Приложение №4 – Статья «Формирование коммуникативной компетенции в культурной речевой среде»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы содержит  информацию о работе с текстом на уроках русского языка и литературы, о формах и методах работы с текстом, рекомендации по развити...

Опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка с осуществлением/ на основе применения личностно-ориентированного подхода»

Мною выстроена системная работа, в результате которой развитие коммуникативных навыков осуществляется через общую коммуникативную направленность урочного взаимодействия с осуществлением во внеурочной ...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

В статье представлен опыт работы по подготовке к сдаче ормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русс...