Междометия в предложении
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему

Монгуш Мария Арзылановна

Цели: Употребление междометий в значении других частей речи и отличать их от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия; использование междометий в устной речи и в художественных произведениях.Знаки препинания в предложениях с междометиями. Конструирование предложений с междометиями и расставлять в них знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_mezhdometiya_v_predlozheniyah.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Междометия в предложении

Цели: Употребление междометий в значении других частей речи и отличать их от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия; использование междометий в устной речи и в художественных произведениях.Знаки препинания в предложениях с междометиями. Конструирование предложений с междометиями и расставлять в них знаки препинания.

                                                       Ход урока

1.Организационный момент

2.Введение

-Сегодня главным лицом на уроке будет Буяна.А почему, вы сами догадаетесь после её выступления.

                                            Мне, - сказало Междометье, -

                                                  Интересно жить на свете.

                                                  Выражаю поощрение,

                                                  Похвалу, упрёк, запрет,

                                                  Благодарность, восхищенье,

                                                  Возмущение, привет…

                                                  Те, кого охватит страх,

                                                  Произносят слово АХ!

                                                  У кого тяжёлый вздох

                                                  Произносят слово ОХ!

                                                  Кто встречается с бедой,

                                                  Произносит слово ОЙ!

                                                  Кто отстанет от друзей,

                                                  Произносит слово ЭЙ!

                                                  У кого захватит дух,

                                                  Произносит слово УХ!

                                                  Интересно жить на свете,

                                                  Если знаешь междометья! (А.Тетивкин)

                                   Буяна в целях вовлечения всех присутствующих не сама должна произносить выделенные

                           В стихотворении слова, а жестом предложить присутствующим самим вместо него дополнить

                     текст.

             Итак, тема нашего урока?...(Междометия в предложениях)

              -Ребята, теперь давайте вспомним, что называется междометием?

              -Что оно выражает?

              -Какую роль в предложении может играть?

              -Чем отличается от самостоятельных и служебных частей речи?

               Постановка цели урока

                  -А теперь давайте определим цели урока.Вспомните какие цели мы ставили перед собой на предыдущих  уроках? (Научиться грамотно использовать в устной речи, правильно ставить выделительные знаки при письме).

                         Сообщение Буяны:

     

Междометие - неизменяемое слово, служащее для выражения эмоций и других реакций на речевые или неречевые стимулы.

От самостоятельных частей речи междометия отличаются прежде всего тем, что не обладают номинативной функцией, т.е. не называют чувства, а являются своеобразным языковым сигналом для быстрого выражения либо реакции человека на различные события, либо побуждения кого-либо к чему-либо. Тем не менее, за каждым междометием закреплено определенное содержание. Например,  междометие «Ой» может выражать испуг, удивление, радость, сожаление и т.д., междометие «Цыц» - приказ, требующий замолчать.

        От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не служат ни для связи, ни для выражения отношений между членами предложения или частями предложения.

        Междометия не изменяются, не являются членами предложения, на письме выделяются (отделяются) запятыми или восклицательным знаком. Они характерны для разговорного и художественного стилей речи.

Иногда междометия могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться при этом членами предложения: Люблю я парадоксы ваши, и «ха-ха-ха» и «хи-хи-хи»… (М. Лермонтов).

                  Этот термин появился в XVIII веке. Буквально междометие

 значит «брошенное между полнозначными словами».

     

Работа по учебнику.

Задание 394

                                      Ах,как мне хотелось, мальчишке,

                                     Проехаться на велосипеде.

                                    Не детском,не трёхколёсном,-

                                    Взрослом велосипеде!..

                                     Ох, как мне хочется, взрослому,

                                    Потрогать пальцами книжку

                                    И прочесть на обложке фамилию;

                                    Не чью –нибудь, а мою!..          

 Сообщение Буяны «Классификация междометий»

        По значению междометия делятся на три основных разряда: эмоциональные, императивные, междометия речевого этикета.

        Эмоциональные междометия выражают различные чувства: неудовольствие, злость, иронию, презрение, отвращение и т.д. У-у-у! Э-эх! Фи! Фу! Тьфу! Ай-яй-яй! И др. 1. У-у-у…иезуит, Магомет, мучитель мой! (А.Чехов). 2. А знаешь, как ее зовут? Уилька Чарльзовна Тфайс! Тьфу! И не выговоришь! (А.Чехов).

        Большая часть эмоциональных междометий отличается многозначностью. Значение таких междометий может быть понято только из контекста: 1. А лошадь сверху, молодая, ругает бедного коня за каждый шаг: «Ай! Конь хваленый, то-то диво1. Смотрите: лепится как рак… (И.Крылов). 2. Вот то-то мне и духу придает, что я,  совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: « Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!» (И.Крылов).

        Императивные ( от лат.- повелительный) междометия выражают различные волеизъявления:

приказ, повеление: Цыц! Вон! Брысь!Чу! Тсс! Айда! Ну! И др. 1. Слухать не даешь,  цыц! (М.Шолохов). 2. «Вон!!!» - вдруг гаркнул Персиков так страшно, что пианино в гостиной издало звук на тонких клавишах (М.Булгаков);

призыв откликнуться: Ау! Алло! Эй! и др. Данные междометия являются средством привлечения внимания: 1. Эй, ты, спичку! (М.Шолохов). 2. Только  и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау» Обернулись они – а Снегурочки нет, стали они кликать ее: «Ау, ау, Снегурочка!» (Русская народная сказка».

Междометия речевого этикета служат для выражения приветствия, прощания, просьбы, благодарности, вежливого обращения и т.д.: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините и т.д. 1.Здравствуйте, господин профессор (М.Булгаков). 2. Не плачьте, пожалуйста (В.Драгунский). 3. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, не грусти и не печаль бровей (С.Есенин).

-Записываем междометия по рядам

(СЛАЙД)

Эмоциональные междометия

Императивные междометия

Междометия речевого этикета

Работа по учебнику. Задание 392

Сообщение Буяны «Происхождение междометий»

По происхождению: междометия делятся на  непроизводные и производные.

Непроизводные (первообразные) не образованы ни от каких других частей речи, состоят  обычно из одного, двух или трех звуков: О! Ах! Ой! Фи! Эй! Увы! Угу! и др.

Производные междометия образованы от других частей речи: «Караул!», «Батюшки!» (от существительного), «Здравствуйте!» (от глагола), «Полно!» (от наречия), «Спасибо!» (от словосочетания «спаси Бог») и т.д.

Первообразные междометия

Непервообразные междометия

Эмоциональные выкрики

Звукоподражания

Непервообразные междометия представляют собой группу слов, в разной степени соотносительных со словами или формами той или иной знаменательной части речи.

а, ааа, ага, ай, ай да, алле, ату, ау, ах, ба,  брр, брысь, ого, огого, ой, оппа, караул, кис-кис, мм, ну и ну, ой-ой-ой, ох,   то-то, тьфу, уау, улю-лю, ура, ух, фи,

Агу, бряк, бух, брр, бум, гав-гав, гм, грох, дзинь-дзинь, ек, иго-го, карр-карр, кхе-кхе, кудах-тахтах, крох, 

 кап-кап,  мыу, му-у, тра-та-та, трах-тах-тах, тпру, тьфу, тук ха-ха-ха, хи-хи-хи, хо-хо-хо, хлоп, уа-уа, фррк, фырк.

Имя существительное

батюшки, боже, владыко, господи, дьявол, матушки

Глагол

брось, будет, вишь, (из видишь), здравствуй (те), извини (те), ишь (из видишь),  поди-тка  подумаешь, подумать только, пожалуйста, помилуйте, скажите,

Местоименные слова, наречия, частицы, союзы

Вона, то-то, эка, вон, долой, полно, прочь; тс, тщ, цс, ш-ш, тише; уже,  однако, да уж, ну уж, ну да, ой-ли.

 Работа с учебником. Задание 391

Сообщение  Буяны

Ожеговские междометия    Сколько же в словаре С.И.Ожегова – в самом большом однотомном толковом словаре русского языка, в котором более 90тысяч слов и фразеологических выражений, междометий? Я посчитала: всего в словаре С.И.Ожегова 53 междометия. (См. Приложение2 )

 Ату - Крик собакам на охоте в значении лови, хватай (зверя). Ату его!

 Ау-1.Восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга.2.Конечно, пропало (разг.). Теперь-то уж ау, не догонишь его!

Слайд

 В предложении «Ах! Но одного аха недостаточно»(А.Чехов) второе ах стоит в родительном падеже.Значит ли это, что междометия можно склонять?

Ответ: Междометие здесь выступает в роли существительного.

Задание.Класс делится на 3 команды, представители которых делают у доски синтаксический разбор предложений, определяя, какими членами предложения являются междометия:

1.Далече грянуло «ура». (А.С.Пушкин)

2.От «ура» дрожали стены.

3.Из спасиба шубу не сошьёшь. (Пословица)

4.Охи и ахи послышались со всех сторон.

5.Гонорар-увы и ах! (А. Чехов)

6.Громкое кукареку донеслось из сарая.

Рефлексия

Урок наш прошёл на «ура». О, сколько интересного мы узнали о междометиях:

Эмоциональные- У-у-у! Э-эх! Фи! Фу! Тьфу! Ай-яй-яй!

Императивные- Цыц! Вон! Брысь! Чу!

Закончим урок междометиями  речевого этикета - спасибо, до свидания

Удачи во всём! До свидания!

Сообщение Буяны

Междометия в произведении А.С.Пушкина «Дубровский».

Недавно на уроке литературы, мы изучили роман А.С.Пушкина «Дубровский». И убедились в том, что А.С.Пушкин использует междометия в основном в диалогах, что еще раз подчеркивает, междометия – слова разговорные. 

-Здорово, как бишь тебя зовут, - сказал Троекуров.

-Эх, барин, слышали так и мы.

-Ах, батюшка Владимир Андреевич, - отвечал старик, задыхаясь.

-Ах, Владимир Андреевич, это вы, - отвечал Архип пошепту.

-Господь помилуй и спаси!

-Ахти, - жалобно закричала Егоровна.

-Молчи! - сказал Дубровский.

-Эге! – прервал Кирилла Петрович.

-Эк, беда, ты, мусье, по-русски еще не выучился.

-Эх, братец, - прервал Кирилла Петрович.

-Здравствуй, Саша, - сказала она.

-Гей, привести сюда мальчишку пойманного.

-Слава Богу, это исправник.

-Слава Богу, ваше превосходство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Междометия в предложениях

Урок  русского  языка  в  8  клссе  по  учебнику  Тростенцовой  и  Ладыженской.На  уроке  проводится  лингвистическая  разминка, ...

Презентация"Междометия в предложении"

Эта презентация поможет при подготвке и прведении урока по теме "Междомете в предложении"...

Тема урока: Междометия в предложении

Употребление междометий в значении других частей речи и отличать их от других частей речи; различать производные и непроизводные междометия; использование междометий в устной речи и в художественных п...

Презентация "Междометия в предложении" 8 класс

В презентации даются основные признаки междометия и знаки препинания при междметиии....

Междометия в предложении

Презентация предназначена для уроков русского языка в 8 кл....