Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему

Монгуш Мария Арзылановна

   Цели урока:

 Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах;  продолжить формировать умение определять общее лексическое значение  синонимов

 Развивающие: формировать умение6 употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

Воспитательные: воспитание любви к Родине, чувство гордости за неё

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_rodine.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.

   Цели урока:

 Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах;  продолжить формировать умение определять общее лексическое значение  синонимов

 Развивающие: формировать умение6 употреблять нужный синоним в зависимости от разных

целей.

Воспитательные: воспитание любви к Родине, чувство гордости за неё

Форма урока: урок-диалог

                                         Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока (Интрига к уроку)

 Учитель: Семилетняя девочка написала первое в жизни стихотворение. Давайте запишем его в тетради красиво, ясно, каллиграфично.

Слышу песенку ручья-

Это Родина моя

Слышу голос соловья-

Это Родина моя.

Голос матери своей,

Шум лесов и шум полей-

                                                                          Песни Родины моей

 --О чём у нас пойдёт речь на уроке?

3.  Основная часть

 -Выразительно прочитайте текст, какое настроение передают эти стихи?

 -Из каких понятий складывается образ Родины в сознании юного поэта?

 Назовём их ключевыми словами в тексте и подчеркнём.

(Ручья, соловья, матери, лесов, полей)

-Чем достигается выразительность этого стихотворения?

 (В 1-й части повтор: слышу…- это Родина моя; во 2-й части однородные члены обобщены словами песни Родины моей, т.е.  перечисленное в стихотворении подытожено. И во всех строках логическое ударение падает на слова Родина моя, мы усиливаем звуком произнесение этих слов. Музыкальность стихотворения налицо.)

  Девочка начала свой жизненный путь и, может быть, поэтическую биографию с самых главных слов в жизни человека: мама и Родина, и выразить свои чувства ей помог русский язык.

  Движение темы.

  1. А вот как великий русский педагог и учёный Константин Дмитриевич Ушинский начинает одну из статей. Запишем. Обратим внимание на «ошибкоопасные» места.

Наше отечЕство, наша Родина- матушка РоССия.

-Кто из вас помнит, поему в предложении нужна запятая? Подчёркиваем главные члены и объясняем необходимость тире перед сказуемым.

-Какой однокоренной синоним к слову  отечество вы знаете?  (Отчизна)

- От какого слова эти синонимы произошли?  (Отец)  Каким способом?

Понимание слов-синонимов, умение ими пользоваться очень важно. Послушаем как толкует учёный близкие по смыслу понятия:

   Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши, Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

  (По кн.прот.Артемия Владимирова «Учебник жизни»)

   -Запишем последнюю мысль текста. Какие буквы вы вставите и почему?

 Как мать, она защ..ща..т и бер..ж..т нас.

  1. В одной из книг священник Артемий  Владимиров обращается к детям с проповедью. Подумаем над её смыслом и запишем её начало.

Обратим же наши сердечные очи к любимой всеми Отчизне, Родине, Руси.

- Есть ли для вас незнакомые слова в предложении? Что означает выражение сердечные очи?

  (Очи- глаза, значит, внутренний взор, душу обратим к Отчизне, пропустив через сердце красоту её природы, историю, культуру.  Будем жить её заботами.)

- Почему три последних слова мы написали с большой буквы?

- Как проверить согласный  т  в слове Отчизна?

  Продолжаем устно:

   Вглядись, дитя, и научись у Волги- матушки или Москвы-реки, Пахры, Десны нежности, мягкости, гибкости характера. Нехорошо быть жестоким, напористым, настырным человеком, человек- это не гидроэлектростанция…Кто-то бросил, метнул в вас резкое, грубое, обидное слово, дети именуют его «обзыванием»,- если душа твоя глубока, как полноводная река, то она не съежится от такого оскорбления, а посмотрит только человек чистым, ясным, глубоким взором на оскорбителя и скажет: «Бог тебя простит».

- Какой урок, по мнению священника, дают нам реки России?

- Вспомним проповедь и ответим на вопрос: «Какие черты характера воспитывает в нас родная природа?»  Проверим свою грамотность.

Словарный диктант (дополним по смыслу ряд положительных черт).

  НежнОс ть, мяГкость, гиБкость,добрОта,вЕликодушие, но жЕстокость, напорИстость,реЗкость.

 -На каком принципе строится наш словарный диктант по тексту?

 Итог урока

 У нас получился интересный урок- своеобразный «круглый стол», на котором присутствовала семилетняя поэтесса, педагог К.Ушинский, священник А.Владимиров и мы. Тема нашего разговора и общения- наша Родина, Россия. Мы говорили о самом главном в жизни человека, и в этом нам помогал великий русский язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...

Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии ...

Урок русского языка в 5 классе. Синонимы.

Опираясь  на  знания  о  синонимах, полученные  в  начальной  школе,  необходимо  учить  различать  оттенки  значений    и  п...

Тема: Русский язык гимн Родине слагает. Синонимы.

Образовательные: закрепить знания учащихся о синонимах;  продолжить формировать умение определять общее лексическое значение  синонимов Развивающие: формировать умение6 употреблят...