Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Трубалко Ольга Васильевна

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  

ТЕМА.
Лексика. Синонимы и антонимы.

Цели урока: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке, познакомить учащихся с  градацией, научить определять роль синонимов, антонимов,  в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся; воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  интерактивная презентация « Путешествие по стране «Лексика», словари ,учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Ладыженской Т.А.

Презентация к уроку prezentaciya-k-uroku-po-leksike-5-klass.rar [1.29 Mb]

Тип урока – комбинированный урок.

Программное обеспечение: Word, Power Point 

Словарная работа: «антракт»,  «градация»,

На доске: тема урока. 

Ход урока.
I. Организационный момент
II . Слово учителя
Слайд 1
 - Сегодня у нас немного необычный урок


Учитель. Ребята, мы  совершим морское путешествие к берегам удивительной страны ЛЕКСИКА . Компасом будут служить ваши знания. 

ПРОВЕРКА Д/З № 348
-Какие слова называются омонимами?

 -Путешествовать мы будем на корабле.

Слайд 2
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет, 
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

Учитель. Но наш корабль  начнет свой путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, о лексике. Итак,  Что такое лексика?  

Слайд 3
(Лексика (от греч. “лексис” - слова, выражения, оборот)- весь словарный состав языка , совокупность всех слов русского языка). 
Учитель

- Как называется раздел лингвистики, изучающий лексический состав языка? (лексикология) (гр. lexicos – словарный + logos -учение).

- Как называется наука о языке?( Лингвистика) . Ну а теперь начинаем путешествие.                   

Слайд 4

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране далекой Лексике
Ищите те пути, 
Которые вас к знаниям
Помогут привести.

Слайд 5
Учитель. - Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотвотный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

Ветер весело шумит, 
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
(
Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности ).

Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?
(
Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов.) 

Учитель. В чем отличие? 
(
Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.)

Учитель. Вот мы и встретили первых жителей волшебной страны- синонимов.

Слайд 6 
Учитель. Что же такое синонимы? (Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию). 

Слайд 7 (работа на интерактивной доске(со шторкой))

УЧИТЕЛЬ.
Прослушайте стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).      

*Ученик из толкового словаря  зачитывает  значение слова ,ребята записывают слово в тетрадь.

Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку)    
- Каково значение этого слова? (непродолжительный перерыв)

После урока непременно нужна ребятам… (перемена)-  перерыв между уроками
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.

-
Какое слово является  носителем главного значения ( перерыв)
*
Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа).

- Запишите это слово в тетради 
-
Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове? ( оглушение согласной на конце слова) Затранскрибируем это слово ( учащийся работает у доски).
Учитель. Составьте предложение с прямой речью, используя слово перерыв ПЕРЕРЫВ.
     (Работа у доски и в тетради, схема.)     ДОСКА
Слайд 8 Виды синонимов


Слайд 9 ( работа на интерактивной доске: лист с текстом , шторка, соотнесение терминов со стихотворным отрывком)
-
Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить ,какие виды синонимов вы  знаете? (Лексические синонимы-слова одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения;

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления;

Синтаксические синонимы- имеют разное построение, но совпадают по своему значению;

Контекстуальные синонимы – являются синонимами только в данном тексте.)
   

Учитель. 2. Следующий рубеж для эрудитов!
Определите, какой вид синонимов встретился вам в следующих  отрывках и запишите их:
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает..» 

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

Ей нездоровится сегодня…

Она болеет, говорят…

Слайд 10

Учитель. 3.Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой? 
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.

Слайд 11

 Учитель. Перед вами пример градации.

-
Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется градацией. Запишите это слово и определение к нему в тетрадь.

 
Учитель. (Задание по рядам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения ( слова записаны на доске, ученики записывают в тетради, проверка у доски ,расставить цифры)

2Свирепый,3 лютый,1 злой (враг)- 1 ряд.           ДОСКА
2
Торопиться ,3 лететь,2 бежать - 2 ряд


Учитель. Мы миновали царство синонимов, пора двигаться дальше.
 Мы должны преодолеть еще одно королевство.

Слайд 12

 - Посмотрите на данные слова, какие значения они имеют?( ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ) ( жара- горячий, сильно нагретый воздух, зной; холод- воздух низкой температуры). 
Слайд 13
Учитель. Как  называется данное королевство? Правильно, королевство Антонимов.

 Слайд 14

- А что такое антонимы? ( антонимы(греч. Анти- против, оним-имя)- слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

                                               ФИЗМИНУТКА

Учитель.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ

Слайд 15
Учитель. Ребята, очень часто антонимы встречаются в произведениях устного народного творчества: загадках, поговорках, пословицах.  Следующее задание -доскажи пословицу:

- Корень учения горек, а плод его …сладок
- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает
- Ученье – свет, а неученье - …тьма
- Мягко стелет, да жестко … спать
- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого
- Знай больше, говори …меньше.
- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый
-Легко сказать, да…трудно доказать
- Правой рукой строит, а левой…разрушает

Учитель. Разберите слова « строит» и « разрушает» по составу. Один ученик разбирает на доске, остальные в тетради.           ДОСКА 

                   ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ


Слайд 16
Учитель . Следующее испытание (самостоятельная работа по вариантам: подобрать к следующим словосочетаниям синонимы, затем антонимы. Ответы записать в тетрадь.

1 вариант: Легкий рюкзак (пустой, полный), легкая задача(простая, сложная), легкий( слабый, сильный ) мороз;
2 вариант: большие дети ( взрослые, маленькие), большой успех( крупный, незначительный),большой вопрос( важный, неважный, незначительный, маловажный)
                                   ПРОВЕРКА

Слайд 17 Кораблик
УЧИТЕЛЬ. Наше путешествие подходит к концу.
                               
- Ребята, по какой стране мы сегодня путешествовали? (Лексика.) 
- Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.) 
- Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.
- Что нового узнали?

Учитель Пока наш корабль движется к родным берегам, вы записываете домашнее задание на выбор ( на слайде 18): 

Дифференциация
1. Написать рассказ , используя синонимы, градацию, антонимы .
2.Выполнить тестирование
 

Слайд19

Молодцы , ребята! Вы отлично поработали! Оценки за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Синонимы". Урок для 6 класса.

Урок русского языка для 6 класса по теме Синонимы....

урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

презентация анимирована, насыщена иллюстрациями, отражает психологию детей младшего среднего возраста....

Урок русского языка "В гостях у антонимов"

В основе урока русского языка "В гостях у антонимов" лежит технология АМО и модерации, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока, обеспечивает выс...

Урок русского языка "В гостях у антонимов"

В основе урока русского языка "В гостях у антонимов" лежит технология АМО и модерации, которая позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, обеспечивает выс...

Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"

Урок изучения нового материала в 5 классе "Антонимы"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Антонимы"

Презентация к уроку русского языка на тему "Антонимы" содержит определение антонима, наглядный материал по теме, даёт понятие о видах антонимов.Закрепить полученные знания учащиеся могут с помощью вып...