Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Варапаева Ольга Григорьевна

Урок изучения нового материала в 5 классе "Антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе

Тема: «Антонимы».

Цели:1.Познавательная  – ознакомление с антонимами, их ролью в языке.

2. Практическая – формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определёнными целями.

3. Общепредметная – развитие умения группировать изучаемые явления.

4. Воспитательная – прививать любовь к малой родине, родному языку, труду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: дидактический материал, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки «Синонимы», «Антонимы», словари, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

А вы были когда–нибудь в музее? Какие музеи есть в вашем городе?

( Показ слайдов).

На свете очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «Лексика». На уроке познакомимся с новым разделом лексики «Антонимы» и создадим экспозицию этих слов. Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об антонимах, их употреблении в речи.

Запишем тему урока в тетрадь.

  1. ПОВТОРЕНИЕ.
  1. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним другой раздел «Лексики», который вам уже известен, «Синонимы».

                     (На доске надпись «Синонимы»).

Оценивать сегодня буду специальными карточками: красного и синего цветов. Некоторым ребятам раздам карточки для индивидуальной работы.

Итак, что мы называем лексикой?

Какие слова называем синонимами? Приведите примеры.

Для чего употребляем синонимы в речи?

Давайте подберём синонимы к словам              

Добрый

Злой

Бросать

Враг

(Картинки вывешиваются в разделе «Синонимы»).

  1. ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (на проекторе и в дидактическом материале).
  1. Огонь, дым, пламя.
  2. Алфавит, азбука, чистописание.
  3. Лошадь, конница, кавалерия.
  4. Бросать, кидать, ловить.
  5. Ураган, дождь, буря.
  6. Шалун, тихоня, озорник.

Ребята, мы ещё раз убедились, что это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, это синонимы.

3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На доске: Маленькое дело лучше большого безделья.

Какой жанр УНТ представляет это выражение? (Пословица).

О чём она? Какова главная тема?

Эта пословица посвящена труду. Пословицы метко выражают мысли народа, отражают его жизненный опыт.

Ребята, найдите в пословице слова противопоставленные друг другу.

Маленькое – большое.

Дело – безделье.

Чем отличаются эти слова? Каков смысл  каждого из них?

Какова роль таких пар слов в речи?

Слова, противоположные по смыслу, ярче подчёркивают мысль, выраженную в пословице, создавая контраст. Благодаря этим парам слов внимание обращается на самое главное в пословице, что позволяет правильно понять её смысл. В этом заключается роль таких пар слов в речи. Эти слова, противоположные по смыслу, называются антонимами.

Как понять выражение по «смыслу»? Смысл, то есть то, что обозначает слово, является его лексическим значением.

Значит, антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.

От лат. «анти» - против,

             «онима» - имя.

Что же общего в словах каждой пары? (Грамматическое значение).

Как надо дополнить определение антонимов?(Это слова одной и той же части речи).

Вывод: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Они служат для точного, меткого выражения мыслей в речи.

Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать лексический запас, свой лексикон. Этому поможет использование различных словарей. Где можно узнать лексическое толкование слова? В «Толковых словарях». Вы уже знаете, что есть специальные словари синонимов. А также есть и словари антонимов.

Здесь представлены различные пары слов антонимов. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи; необходимо, чтобы стало привычкой обращение к различным словарям.

                  (Показ словарей).

4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Давайте найдём определение антонимов.

Для чего нужны антонимы?

(Ученики находят в учебнике ответы и читают).

5. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. Антонимы мы часто употребляем в своей речи. Давайте подберём антонимы, обозначающие

А) время (на картинке день – ночь,

                                       Зима – лето,

                                        Рано – поздно

                                         Утро – вечер

Б) качество, свойства предметов, живых существ

Чистый – грязный

Белый – чёрный

Толстый – тонкий

Жарко – холодно

В) чувства человека, его настроение, черты характера

Умный – глупый

Грустный – радостный

Добрый – злой.

Итак, антонимы можно группировать по общему смысловому признаку.

2.Физкультминутка

3. В художественной речи антонимы употребляются для яркого противопоставления явлений, понятий. Например, пословицы.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Также антонимы употребляются и в поэтической речи.

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную. (М. Цветаева).

Полушка – медная монета в четверть копейки.

  1. Антонимы делят по форме образования.

Чтение учебника.

На доске: весна – лето, друг – недруг.

ЗАДАНИЕ: К словам левого столбика подберите антонимы с другими корнями, к словам правого – с тем же корнем.

Например: счастье – горе(беда), счастье – несчастье.

Правда – ложь                                  правда – неправда

Мягкий – твёрдый                           красивый – некрасивый

Тепло – холодно                               порядок – беспорядок

Итак, на этих примерах мы убедились, что пара антонимов может иметь один корень, а может и разные.

5.Самостоятельная работа.

Учитель проверяет карточки.

Допиши пословицы, вставляя вместо точек антонимы.

1. ……. дело лучше ………………..безделья.

2. ………………. сторона – мать, …………………. – мачеха.

3. ……………….земля ……………….рук не любит.

4. У мудрого человека ………………. уши и ………………. язык.

 Для справок: длинный – короткий

Родной – чужой

Маленький – большой

Чёрный – белый.

6.Молодцы, ребята! Вы показали хорошее знание русских пословиц. Мы с вами живём на Кубани, и большая часть кубанцев говорит на кубанском говоре. Кубанская речь богата пословицами и поговорками. В них тоже встречаются антонимы. Найдите их в следующих пословицах.

  1. Рання птычка носык прочищае, а позня – очи продырае.
  2.  Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу.

  1. Графический диктант.
  1. Холодный – горячий
  2. Противник – враг
  3. Правда – неправда
  4. Большой – огромный.
  5. Быстрый – медленный.
  6. Пропуск – прогул.
  7. Друг – приятель.
  8. Зной – прохлада.

Взаимопроверка.

  1. Составить устно предложения с антонимами.

Шум – тишина

Война – мир

Старт – финиш.

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Итак, ребята, в чём же заключается особенность антонимов?

Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться вами при изучении других разделов курса.

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Он с нетерпеньем ждёт гостей!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...