Урок русского языка в 5 классе "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Антонимы».
Цели:1.Познавательная – ознакомление с антонимами, их ролью в языке.
2. Практическая – формирование умений подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определёнными целями.
3. Общепредметная – развитие умения группировать изучаемые явления.
4. Воспитательная – прививать любовь к малой родине, родному языку, труду.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: дидактический материал, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки «Синонимы», «Антонимы», словари, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- ОРГМОМЕНТ.
Здравствуйте, ребята!
А вы были когда–нибудь в музее? Какие музеи есть в вашем городе?
( Показ слайдов).
На свете очень много разных музеев, и у нас с вами тоже будет свой музей – музей русского языка. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея, работающими в зале «Лексика». На уроке познакомимся с новым разделом лексики «Антонимы» и создадим экспозицию этих слов. Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об антонимах, их употреблении в речи.
Запишем тему урока в тетрадь.
- ПОВТОРЕНИЕ.
- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним другой раздел «Лексики», который вам уже известен, «Синонимы».
(На доске надпись «Синонимы»).
Оценивать сегодня буду специальными карточками: красного и синего цветов. Некоторым ребятам раздам карточки для индивидуальной работы.
Итак, что мы называем лексикой?
Какие слова называем синонимами? Приведите примеры.
Для чего употребляем синонимы в речи?
Давайте подберём синонимы к словам
Добрый
Злой
Бросать
Враг
(Картинки вывешиваются в разделе «Синонимы»).
- ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (на проекторе и в дидактическом материале).
- Огонь, дым, пламя.
- Алфавит, азбука, чистописание.
- Лошадь, конница, кавалерия.
- Бросать, кидать, ловить.
- Ураган, дождь, буря.
- Шалун, тихоня, озорник.
Ребята, мы ещё раз убедились, что это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, это синонимы.
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На доске: Маленькое дело лучше большого безделья.
Какой жанр УНТ представляет это выражение? (Пословица).
О чём она? Какова главная тема?
Эта пословица посвящена труду. Пословицы метко выражают мысли народа, отражают его жизненный опыт.
Ребята, найдите в пословице слова противопоставленные друг другу.
Маленькое – большое.
Дело – безделье.
Чем отличаются эти слова? Каков смысл каждого из них?
Какова роль таких пар слов в речи?
Слова, противоположные по смыслу, ярче подчёркивают мысль, выраженную в пословице, создавая контраст. Благодаря этим парам слов внимание обращается на самое главное в пословице, что позволяет правильно понять её смысл. В этом заключается роль таких пар слов в речи. Эти слова, противоположные по смыслу, называются антонимами.
Как понять выражение по «смыслу»? Смысл, то есть то, что обозначает слово, является его лексическим значением.
Значит, антонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
От лат. «анти» - против,
«онима» - имя.
Что же общего в словах каждой пары? (Грамматическое значение).
Как надо дополнить определение антонимов?(Это слова одной и той же части речи).
Вывод: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Они служат для точного, меткого выражения мыслей в речи.
Чтобы речь становилась богаче и выразительнее, нужно постоянно увеличивать лексический запас, свой лексикон. Этому поможет использование различных словарей. Где можно узнать лексическое толкование слова? В «Толковых словарях». Вы уже знаете, что есть специальные словари синонимов. А также есть и словари антонимов.
Здесь представлены различные пары слов антонимов. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи; необходимо, чтобы стало привычкой обращение к различным словарям.
(Показ словарей).
4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Давайте найдём определение антонимов.
Для чего нужны антонимы?
(Ученики находят в учебнике ответы и читают).
5. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
1. Антонимы мы часто употребляем в своей речи. Давайте подберём антонимы, обозначающие
А) время (на картинке день – ночь,
Зима – лето,
Рано – поздно
Утро – вечер
Б) качество, свойства предметов, живых существ
Чистый – грязный
Белый – чёрный
Толстый – тонкий
Жарко – холодно
В) чувства человека, его настроение, черты характера
Умный – глупый
Грустный – радостный
Добрый – злой.
Итак, антонимы можно группировать по общему смысловому признаку.
2.Физкультминутка
3. В художественной речи антонимы употребляются для яркого противопоставления явлений, понятий. Например, пословицы.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Также антонимы употребляются и в поэтической речи.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную. (М. Цветаева).
Полушка – медная монета в четверть копейки.
- Антонимы делят по форме образования.
Чтение учебника.
На доске: весна – лето, друг – недруг.
ЗАДАНИЕ: К словам левого столбика подберите антонимы с другими корнями, к словам правого – с тем же корнем.
Например: счастье – горе(беда), счастье – несчастье.
Правда – ложь правда – неправда
Мягкий – твёрдый красивый – некрасивый
Тепло – холодно порядок – беспорядок
Итак, на этих примерах мы убедились, что пара антонимов может иметь один корень, а может и разные.
5.Самостоятельная работа.
Учитель проверяет карточки.
Допиши пословицы, вставляя вместо точек антонимы.
1. ……. дело лучше ………………..безделья.
2. ………………. сторона – мать, …………………. – мачеха.
3. ……………….земля ……………….рук не любит.
4. У мудрого человека ………………. уши и ………………. язык.
Для справок: длинный – короткий
Родной – чужой
Маленький – большой
Чёрный – белый.
6.Молодцы, ребята! Вы показали хорошее знание русских пословиц. Мы с вами живём на Кубани, и большая часть кубанцев говорит на кубанском говоре. Кубанская речь богата пословицами и поговорками. В них тоже встречаются антонимы. Найдите их в следующих пословицах.
- Рання птычка носык прочищае, а позня – очи продырае.
- Хороший хозяин робыть литом санки, а зимою – телегу.
- Графический диктант.
- Холодный – горячий
- Противник – враг
- Правда – неправда
- Большой – огромный.
- Быстрый – медленный.
- Пропуск – прогул.
- Друг – приятель.
- Зной – прохлада.
Взаимопроверка.
- Составить устно предложения с антонимами.
Шум – тишина
Война – мир
Старт – финиш.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Итак, ребята, в чём же заключается особенность антонимов?
Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться вами при изучении других разделов курса.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Он с нетерпеньем ждёт гостей!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187569-1359042439.jpg)
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-954704-1507461513.jpg)
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1013983-1542604924.png)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...