Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Рыжова Светлана Станиславовна

Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии и монологического ответа на поставленный вопрос, умение находить в тексте лексические средства выразительности особенно актуально в настоящий момент, так как темой сочинения на лингвистическую тему при ГИА в 9 классе является объяснение высказывания Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует о том, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе

«Лексика. Синонимы и антонимы, их роль в речи».

Ход урока.

  1. Орг. момент (подготовка тетрадей, учебников, конспектов, дневников).
  2. Объявление темы урока.
  3. Постановка целей: выяснить, какова роль в речи синонимов и антонимов; научиться подбирать к словам синонимы и антонимы, учитывая их лексическое значение; научиться правильно использовать лексические средства выразительности, уметь находить их в тексте.
  4. Фронтальный опрос:

- Что такое лексика? (Лексика – словарный состав языка).

- Что мы знаем о словах? (Слова имеют лексическое и грамматическое значение, бывают однозначными и многозначными, употребляются в прямом и переносном значении. В переносном значении слова образуют художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры).

- Что такое синонимы и антонимы?

       5.   Выбор эпитета к теме урока.

  • Проверка домашнего задания: высказывания о русском языке и роли слов.
  • Чтение эпиграфа, предложенного учителем, запись второго абзаца в тетради.

« С русским языком можно творить чудеса.

Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов, мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г.Паустовский)»

                             *Индивидуальная работа: во время записи эпиграфа один ученик по памяти записывает на доске высказывание о языке, подготовленное дома, выделяет орфограммы и рассказывает о лексике.

  1. Наблюдение над эпиграфом.

- Какие из перечисленных лексических явлений есть в приведенном

высказывании? (антонимы: сложных – простых).

- Что такое антонимы?

        7.  Выполнение задания «Доскажи пословицу»:

1) Корень учения горек, а плод…

2) Ученье – свет, а неученье…

3) Мягко стелет, да…

4) Не бойся врага умного, а бойся друга…

5) Знай больше, говори…

6) Лучшая вещь – новая, лучший друг - …

7) Легко сказать, да…

  • Запись 2-3 пословиц в тетрадь.
  1. Вывод: для чего нужны антонимы?
  •  придают речи легкость, выразительность;
  •  являются одним из способов толкования лексического значения слова

(в качестве дополнительной характеристики, когда слово имеет чёткий антоним)

         9.  Объяснительный диктант.

   Был прекрасный, чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные сосульки сверкали, переливались всеми цветами радуги. Небо сияло чистейшей голубизной.

              - Орфографический разбор (выделение орфограмм).

              - Наблюдение над синонимами.

         10.  Вывод: какова роль синонимов в речи?

  • подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова;
  • синонимы помогают избежать ненужного повторения слов, речевых недочетов;
  • являются одним из лексических средств выразительности.

                  *Индивидуальная работа : один из учеников во время следующего задания пишет на доске по памяти миниатюру, выделяя орфограммы.

         11.  Лингвистическая минутка.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем всё …(антракт).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим …. (передышку).

После урока непременно нужна ребятам …(перемена).

На время что-то прекратив, мы объявляем …(перерыв).

           12.   Игра «Третье лишнее»

                   1) огонь, осень, пламя

                   2) алфавит, азбука, чистописание

                   3) прыгать, бросать, кидать

                   4) ураган, дождь, пурга

                   5) колосс, малыш, гигант

                   6) отважный, дерзкий, храбрый

                   7) вьюга, холод, стужа

              13.   Наблюдение над художественными средствами.

     Синонимы и антонимы являются лексическими средствами выразительности. Какие ещё художественные средства вы знаете?

Проверка домашнего задания: примеры эпитетов, олицетворений и метафор из стихотворений Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, К.Бальмонта, анализируемых на уроке литературы (попутное повторение).

             14. Анализ текста. 

   В уставшем зимнем лесу неожиданно донесся запах подснежника!

Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас - украшение жизни.

   Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.

                                                                  Г.Троепольский

Задание

  •  Найти синонимы и антонимы.
  •  Объясните, как вы понимаете смысл 3 абзаца. О каких людях говорит автор?

Какие слова употреблены в переносном значении?

  • Являются ли слова «скромные», «незаметные», «маленькие» синонимами? – понятие о контекстных синонимах.
  • Приведите примеры художественных средств, используемых автором (эпитеты «чистое сердце», «огромная душа» и др.;  олицетворение «стоит цветок», метафоры «цветок – крохотная капля голубого неба», «цветок – первовестник радости и счастья», «подснежник – капелька неба на земле».

             - С какой целью эти средства используются? Что они придают тексту?

             15. Итоги урока.

Примечание.

Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии и монологического ответа на поставленный вопрос, умение находить в тексте лексические средства выразительности особенно актуально в настоящий момент, так как темой сочинения на лингвистическую тему при ГИА  в 9 классе является объяснение высказывания Г.Степанова: «Словарь языка свидетельствует о том, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

В технологической карте урока прослеживается деятельность учителя и обучающихся на всем протяжении урока. Обучающиеся с опорой на ранее полученные знания изучают тему  " Синонимы", а затем закреп...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

    Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в с...

Урок русского языка 5 класс "Синонимы"

Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс....

Урок русского языка на тему "Глаголы и их роль в речи"

Урок русского языка в 6 классе на тему "Глаголы и их роль в речи" учителя русского языка и литературы Панковой Юлии Ришадовны...