Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Злобина.Е.В.

Данный урок будет незаменимым при изучении раздела "Лексика",5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Синонимы»

Тема урока: Синонимы.

Цели:

обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, словарь синонимов, елка, снежинки, еловые шишки, учебник.


Ход урока. 

  1. Организационный момент.  Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок.
Начался урок. Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.

Учитель: О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Ребята, какой раздел русского языка мы с вами изучаем? Сегодня мы будем говорить еще об одном понятии лексики, догадайтесь, о каком.

В стране русского языка
Не всё известно вам пока,
Но путешествовать начнёте
И сами до всего дойдёте.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. И цели, которые стоят перед нами. Я вам в этом помогу, будьте внимательны!

2.Игровой  этап урока

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Имена не схожи, но

Их значение равно.

Погляди: гиппопотам

Головой кивает нам.

Где? Там только бегемот

Из болот сюда идёт!

Подожди-ка, не кричи,

Здесь для спора нет причин:

Пусть слова не схожи, но

Их значение равно –

Верная примета,

Что синоним это!

Правильно, ребята, мы будем говорить о синонимах.

3. Повторение сведений о синонимах

-А что вы знаете о синонимах? (повторение) слайд.

4.Этимологический фрагмент урока

«Сино» обозначает- одинаковое значение. Слайд.


5.Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.


Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске?

Бегемот, гиппопотам (употреблением в речи, гиппопотам употребляется в научном стиле),

Разговор, болтовня (болтовня употребляется в разговорном стиле),

красный, алый(оттенками лексического значения) ,

бежать, мчаться (означает бежать с большой скоростью).

 Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы ?

(существительными, прилагательными, глаголами ).

-Ребята, давайте посмотрим, какие оттенки имеет красный цвет. Слайды.

6.Объяснение материала

Красный, алый, багровый, багряный, гранатовый, кумачовый, рубиновый, пунцовый, коралловый, огненный, малиновый, вишневый, пурпурный, рдяный, пламенный. Итак, у нас получился синонимический ряд. Слайд.

Синонимический ряд-группа синонимов, состоящая из двух и более слов.

В синонимическом ряду один из синонимов

является главным. Это доминанта. Доминанта (главное слово в ряду синонимов)- красный. Слайд.

-А теперь , выразительно прочитаем стихотворение о любимой вами перемене. Слайд.

Что случилось в пятом классе?

Что за шум здесь, что за гам?

Скачут Таня, Витя, Саша,

Прыгают Наташа с Машей.

Засмеялись Толя с Пашей,

Прыснули от смеха Даши,

Захихикал и Захар.

Мимо парт несётся Сонька,

А за ней бежит Алёнка,

Мчатся, никого не видя,

Женька, Оля, Надя, Дима,

И летят во весь опор

Лена, Галя и Егор.

А в сторонке, у окошка,

Очень тихо, про себя,

Учит правило, наверно,

Ученик – отличник Гена.

Что же здесь произошло?

Это просто ПЕРЕМЕНА!

Словом, всё здесь хорошо!

- А сейчас выпишите из текста стихотворения все синонимы.

Случилось – произошло;

шум – гам;

скачут – прыгают;

засмеялись – прыснули – захихикал;

несётся – бежит – мчатся – летят;

очень тихо - про себя.

- А теперь и мы с вами отдохнем, сделаем перемену. Под музыку песни «Валенки».

7.Физминутка


Мы из леса выбегаем,

Валенки все обметаем.

Рукавички отряхнем.

Разогреемся немножко,

А теперь взглянём в окошко.

Ох, и зимушка-зима

Нам сугробы намела.

Глазками все поморгаем

И работать продолжаем.

8.Словарная работа.

Ребята, поищите по словарю синонимы к слову перемена.

Словарь синонимов.

Перемена, перерыв, передышка (разг.)

8.Составление синквейна

-Теперь составим СИНКВЕЙН к слову перемена

1строка-существительное(перемена)

2строка-2 прилагательных, раскрывающих тему (веселая, быстрая)

3строка-3 глагола(бегать, шутить, отдыхать)

4предложение.отношение к теме(Я очень ждал перемену)

5строка синоним темы :передышка


Градация –синонимический ряд с постепенным усилением или ослаблением значения.

- А теперь поработаем в группах.

Задания для 1 группы

  1. Расположите синонимы в порядке усиления признака

Подчеркните главное слово синонимического ряда


малый, небольшой, крохотный, маленький


Составьте возможные словосочетания


Серым, пасмурным (днем, костюмом)


Задания для 2 группы

  1. Расположите синонимы в порядке усиления признака

Подчеркните главное слово синонимического ряда


Великолепный, красивый, привлекательный, бесподобный


Составьте возможные словосочетания


О мокром, сыром (луге, воздухе)


Задания для 3 группы

  1. Расположите синонимы в порядке усиления признака

Подчеркните главное слово синонимического ряда


Забавный, нескучный, увлекательный, интересный


Составьте возможные словосочетания


Коричневые, карие (глаза, носки)


9.
Работа с учебником

Поработаем с учебником. Выполним упражнение 366 из учебника. Прочитайте данный текст. Понравился ли он вам? Почему? В тексте очень много неоправданных повторов. Давайте попытаемся заменить повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте получившийся текст. Какой текст звучит лучше, который был предложен или тот, который создали вы.

С помощью чего оказались связаны предложения в тексте?

Ребята поднимались на крутой холм. Взбираться было трудно, и они устали. Когда влезли на вершину холма, сели отдохнуть и полюбоваться окрестностью. Слайд.


10.
Итоги урока

Итак, подведем итоги. Для чего нужны синонимы? Слайд.

1.Помогают избежать повторов.

2. Помогают передать мысль более точно, ясно.

3.Служат для связи предложений в тексте.

4.Делают речь эмоциональной, выразительной, красивой.

11.Рефлексия

-Ребята, я вам сейчас включу расслабляющую музыку. Какие бы  вы синонимы к ней подобрали?


-Таким образом, синонимы необходимы в речи. Они наши друзья, так как помогают нам точно и образно выражать свои мысли, делают нашу речь яркой . выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов.

11.Самооценка учащихся

-Вы хорошо поработали, ребята. А теперь на листах самооценки выполните проверочную работу.

Лист самооценки

Вариант 1

задание

баллы

1

Подчеркни лишнее слово: загрустить, затужить, печаль, закручиниться

2

Допишите синоним, определив основной цвет ряда: лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный

3

Запишите синонимы в порядке усиления действия: восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять

4

Восстановите пропущенное слово: зной,………, пекло

5

Какая фигура речи использована в предложении: Море волнуется, бушует, ревет.


Ответы. 1. Печаль. 2. Голубой. 3. Одобрять, хвалить, восхищаться, превозносить. 4. Жара. 5. Градация.

Лист самооценки

Вариант 2

задание

баллы

1

Подчеркни лишнее слово: бесконечный, бескрайний, простор, беспредельный

2

Допишите синоним, определив основной цвет ряда: васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый

3

Запишите синонимы в порядке усиления действия: шептать, кричать, сказать, воскликнуть

4

Восстановите пропущенное слово: дело, ………, работа

5

Какая фигура речи использована в предложении: Я победил его, разгромил, уничтожил.


Ответы. 1. Простор. 2. Синий. 3. Шептать, сказать, воскликнуть, кричать. 4. Труд. 5. Градация.

За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Набрали 5 баллов- «5»,

4 балла- «4», 3 балла- «3».

12.Домашнее задание. Читать п. 68. Выполнить упр. 360 или 361.

- Мне было интересно с вами работать, ребята. Спасибо за урок! До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...