Урок русского языка 5 класс "Синонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Буруцкая Ольга Ивановна

      Презентация к уроку даёт детям чёткое определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли; о синонимических рядах и выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания, о синонимической доминанте.  Поможет  научить учащихся подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи с целью её обогащения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Синонимы 

Цели:

Образовательная: помочь детям понять определение синонимов; знать о различии синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; о роли синонимов в создании точности, выразительности мысли; о синонимических рядах и выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания, о синонимической доминанте.

Развивающая: научить учащихся подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи с целью её обогащения.

Воспитывающая: продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация Power Point, раздаточный материал.

Этапы урока

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

№ слайдов

1, 2

Знания

Умения

1.Организационный

момент

Подготовка учащихся к работе

Организация внимания

Умение организоваться

Словесный

Коллективная

Деятельность учителя

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку, объявление целей урока.

Деятельность учащихся

Включение в работу, знакомство с целями урока.

2. Словарно-орфографическая работа

Цель этапа

Знакомство с происхождением слова синонимы

Компетенции

Методы

Формы

№ слайдов

3

Знания

Значение, этимология слова – синонимы

Умения

Уметь использовать синонимы в речи

Словесный

Коллективная

Деятельность учителя

Запись слова на доске, объяснение значения слова

Деятельность учащихся

Работа в тетради, запоминание значения слова

3.Усвоение новых знаний

Цель этапа:

помочь учащимся научиться находить синонимы в тексте, составлять синонимические ряды, работать со словарём синонимов, обогащать свою речь, используя синонимы

Компетенции

Методы

Частично-поисковый,

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Формы

Коллективная , индивидуальная, диалоговая, словесная

№ слайдов

Знания:

Различать оттенки значений синонимов, синонимический ряд, синонимическая доминанта, градация

Умения:

Находить синонимы в тексте, составлять синонимические

ряды, выделять доминантное слово, находить контекстуальные синонимы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа с определением значения

Наблюдение 1.

Учащиеся записывают предложения в тетрадь и рассматривают иллюстрации.

В лесу мы увидели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся

 – Укажите слова, которые обозначают один и тот же предмет?

 – Подумайте, почему лося называют ещё сохатым?

 – Какое из этих слов чаще встречается в письменной речи, а какое – в устной?

Запись предложений в тетрадь. Нахождение синонимов.

Чтение определения по учебнику.

Вывод 1.

Синонимы различаются сферой их употребления в речи.

4,5

Работа над значением различии синонимов оттенками значений  

Наблюдение 2.

Рассматриваем предметы, обозначенные словами

Лодка

ладья

чёлн

челнок

и делаем вывод

Учащиеся делают

Вывод 2

Учащиеся записывают слова

Лодка

ладья

чёлн

челнок

и делают вывод

Синонимы различаются оттенками значений.

6,7,8,9

Работа над понятием  синонимический ряд и выбор из него слова в соответствии со стилем высказывания, синонимическая доминанта.

Наблюдение 3.

Слово учителя

Русский язык богат синонимами, они составляют одну из главных особенностей русского языка. Многие слова имеют не один синоним, а несколько. В этом случае они составляют синонимический ряд.

Первое слово называется доминантой и имеет общее значение для всех слов в синонимическом ряду.

Учащиеся рассматривают картинки и образуют имена прилагательные, обозначающие цвет и делают вывод.

Вывод 3

В каждом синонимическом ряду есть главное (стержневое) слово.

Это слово является стилистически-нейтральным. В синонимическом ряду оно стоит первым.

10,11.12,13,14,15,16,17,18,19,20

21,22,23

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка

Наблюдение 4.

Предлагаем детям рассмотреть сайды и записать слова

Большой

громадный

огромный

гигантский

исполинский

колоссальный

 и сообщаем учащимся, что такое расположение слов является изобразительно-выразительным средством и называется градация

 

 Учащиеся рассматривают картинки и образуют имена прилагательные, обозначающие размер предмета –

большой

громадный

огромный

гигантский

исполинский

колоссальный

и делают вывод.

 Вывод 4.

Учащиеся делают вывод, что синонимы можно расположить в порядке увеличения или уменьшения признака.

Запоминание значения термина –

градация

24,25,26,27,28, 29, 30

Работа над  ролью синонимов в создании точности, выразительности мысли 

Наблюдение 5.

Записываем диктант

Петух

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Он разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на его жёлтых сапожках – горело, сверкало, переливалось.

 – Найдите в тексте синонимы

 – Понаблюдаем, как изменяется смысл и звучание последнего предложения, если опустить сначала синоним переливалось, а затем сверкало.

Записывают предложения, находят синонимы, переконструируют предложения и делают вывод.

Вывод 5.

 Употребляя два-три синонима рядом, можно усилить их общее основное значение, более полно охарактеризовать предмет, более завершено выразить мысль.

31,32

Работа над термином – контекстуальные  синонимы

Наблюдение 6.

Работа с текстом. У каждого ребёнка карточка с текстом.

Задание:

Выписать слова, которыми автор называет медведя.

  Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя. На ярком фоне снега отчётливо была видна его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычайной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.

  Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.

 – Являются ли эти слова синонимами эти слова вне текста?

Такие слова, которые являются синонимами только в тексте, называются контекстуальными синонимами.

 Учащиеся выписывают слова – медведь, туша, зверь, мишка, косолапый, топтыгин.

Вывод 6.

Есть слова, которые являются синонимами только в тексте.

В тексте они являются сцепляющими словами.

33, 34

Зрительный диктант.

Лазурь небесная смеётся, ночной омытая росой.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти

35

Добавить в синонимический ряд имён  прилагательных доминантное слово:

 – Травяной, изумрудный, малахитовый.

 – Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.

 – Золотой, янтарный, шафранный, лимонный, канареечный, соломенный, яичный, горчичный.

 – Стальной, мышиный, пепельный, дымчатый, шаровый.

 – Кубовый, васильковый, индиговый, ультрамариновый, сапфировый.

 

Учащиеся определяют значение слов в синонимическом ряду и добавляют доминантное слово:

1. Зеленый

2. Голубой

3. Желтый

4. Серый

5. Синий

Отвечают на вопрос

 –  Как называются эти слова в синонимическом ряду?

36, 37

Изложение-миниатюра      Синонимы – наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления.

   



Предварительный просмотр:

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
  2. Выпишите из текста слова, которыми автор называет медведя.

  Приятная встреча ожидала нас в пути. Спустившись в лощину, мы увидели медведя. На ярком фоне снега отчётливо была видна его чёрная туша. Зверь стоял как бы задумавшись. Малейшего движения было достаточно, чтобы испугать мишку. С необычайной лёгкостью метнулся косолапый в сторону и, вытягиваясь, быстро умчался.

  Несколько мгновений мы наблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный топтыгин, и, довольные приятной встречей, бодро двинулись дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...