Главные вкладки

    Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

    Иштуганова Алёна Олеговна

    Что такое счастье? Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.

    Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.

    Подтверждение тому мы находим и в литературе, и в жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

    Конспект урока по теме:

    Проблема счастья в поэме

    Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Предмет: Литература

    Класс: 10 (16 лет)

    Автор: Иштуганова Алена Олеговна,

    преподаватель русского языка и литературы

    г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

    2014 г.


    Время реализации занятия: 45 минут

    Цель:

    • Учащиеся научатся анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными;
    • Учащиеся получат возможность через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

    Методическая цель: показать  формы работы по формированию ключевых компетенций

    Задачи: формирование и развитие компетенций

    • коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;
    • учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
    • социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;
    • информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.

    Форма организации познавательной деятельности учащихся:

    работа в группах

    Карта урока

    Комментарий хода урока

    Время (мин)

    Развитие личностных качеств и психических процессов

    Репродуктивные формы деятельности

    Продуктивные формы деятельности

    1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.

    1

    Внимание

    Мышление Любознательность

    1.1.        Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)

    7

    Внимание,

    точность

    Коммуникативная культура

    1.2.        Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом

    5

    Мышление

    Умение слушать и слышать;

    Воображение

    1.3.        Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

    9

    Память

    Ясность и точность речи;

    Глубина рассуждений;

    Аргументированность;

    Мышление

    2.        Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения

    1

    3.        Организация изучения учебного материала

    15

    Внимание,

    Память,

    Организованность

    Исследовательские,

    Культура работы,

    Наблюдательность; Самостоятельность;

    Коммуникативная культура 

    Умение пользоваться литературой

    Любознательность

    Гибкость

    Краткость

    Умение выделять главную мысль текста

    Анализ информации

    4.        Организация самооценивания, обобщение изученного

    3

    Внимание

    память

    Логичность, ясность речи,

    Глубина рассуждений

    5.        Итог урока (Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп)

    2

    Внимание

    Аргументированность Активное слушание

    6. Рефлексия – обобщение и анализ проделанной работы.

    1

    Внимание, Память

    Глубина рассуждений, Ясность речи

    Критичность

    Самоанализ

    7. Домашнее задание

    1

    Организованность

    Ответственность


     

    Ход урока:

    1. Организация демонстрации учащимся владения старым способом.

    - Посмотрите на формулировку темы и постарайтесь предположить цель этого урока. Как мы могли бы достичь этой цели?

    - Я предлагаю вам следующий план работы, в котором каждый условно обозначенный этап ограничен во времени.

    1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал):

    - Завершая на сегодняшнем уроке работу над поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ответьте на некоторые вопросы и заработайте баллы для группы («Своя игра» презентация):

    О писателе

    Как назывался первый сборник стихов?

    В каком городе оказался Некрасов в 16 лет и почему?

    Закончите название одного из стихотворений «Поэт и …»

    О поэме

    В какие годы работает поэт над поэмой?

    О чем идет речь: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишино …?

    После какого исторического события пишет Некрасов поэму?

    О героях поэмы

    О ком идет речь в отрывке: «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле; и сам на землю-матушку похож он…»

    Кто подсказал, где найти скатерть-самобранку?

    «…На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков: семь временнообязанных…». Что означает последнее слово?

    1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

    Счастье — понятие многостороннее, не поддающееся какой-то формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по-своему.

    Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать крохотное счастье.

    Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.

    Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы; писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько определений.

    - Попытайтесь и вы определить, что такое счастье? (можно совместно в группе, можно индивидуально)

    Составление кластера:

    Счастье

    Обсуждение полученных результатов

    Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.

    Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.

    Подтверждение тому мы находим в литературе и жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья. И опять главные герои, мужики, столкнулись с многоопределенностью счастья. Кого бы они ни встретили, у каждого из героев свое счастье.

    Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян — людей высшего света — счастье состоит из почета, богатства, покоя.

    1. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом:

    - Восстановите информацию о героях поэмы и расскажите об одном из них по предложенному плану (в таблице информация перепутана):

    Народный герой:

    Портрет:

    В чем его счастье?

    Яким Нагой

    Ермил Гирин

    Савелий – богатырь

    Трудовые основы крестьянской жизни

    Богатырство

    Могучую лесную стихию

    Картиночки (духовное богатство)

    Доверие народа

    Свободолюбивый дух

    1. Как зовут героя? Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
    2. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
    3. Каково представление героя о счастье?

    Мозговой штурм (современный образ счастливого)

    Ответьте на вопрос «Кому сегодня на Руси жить хорошо?»

    - Заполните таблицу

    Кому сегодня на Руси жить хорошо?

    Почему

    да

    нет

    - Группа читает свой вариант ответа, записанного в колонке «кому…», а две другие группы тут же предлагают свои версии для колонки «почему…»

    - Какая из всех предложенных версий была наиболее удачной?

    - А кто все-таки счастлив на Руси, по мнению Некрасова? Какой тип героев? (Гриша Добросклонов)

    1. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения.

    Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

    1. Организация изучения учебного материала:

    Содержание

    Методы работы

    Работа по новой теме:

    1.        С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?

    2.        Прочитайте песни Гриши: "Соленая", "Средь мира дольного...", "В минуты унынья, о Родина-мать...", "Русь". Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?

    3.        Каковы жизненные позиции Григория? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.

    4.        Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни "Русь"?

    5.        Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?

     Работа с материалом учебника стр. 186

    Вывод. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе с народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солив-щей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория:

    ...лет пятнадцати  
    Григорий твердо знал уже,  
    Что будет жить для счастия  
    Убогого и темного  
    Родного уголка. 

    Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

    Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

    Ему судьба готовила  
    Путь славный, имя громкое  
    Народного заступника,  
    Чахотку и Сибирь. 

    Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

    Рать подымается — 
    Неисчислимая, 
    Сила в ней скажется 
    Несокрушимая! 

    Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей России.

    Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и слачен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.  

    Обсуждение вопросов в группах, поиск ответов

    Вывод. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует образ последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи, семинарист, Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он  - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям  - главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо".

    1. Организация самооценивания, обобщение изученного:

    Проблемный вопрос урока: Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

    1. Итог урока:

    В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова  - человек, способный к самопожертвованию ради других.

    Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

    1. Рефлексия:

    Итак, семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье— это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

    И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

    Китайская мудрость: «Счастье – это когда есть кого любить, что делать и  на что надеяться».

    1. Домашнее задание: подготовиться к сочинению по творчеству Н. Некрасова


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Своя игра» по трем секторам Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Иштуганова А.О.

    Слайд 2

    Выберите сектор и номер вопроса О писателе О поэме О героях 1 1 1 2 2 2 3 3 3

    Слайд 3

    О писателе Как назывался первый сборник стихов?

    Слайд 4

    О писателе В каком городе оказался Некрасов в 16 лет и почему?

    Слайд 5

    О писателе Закончите название одного из стихотворений «Поэт и …»

    Слайд 6

    О поэме В какие годы работает поэт над поэмой?

    Слайд 7

    О поэме О чем идет речь: Заплатова , Дырявина , Разутова , Знобишино , …

    Слайд 8

    О поэме После какого исторического события пишет Некрасов поэму?

    Слайд 9

    О героях О ком идет речь в отрывке: «Грудь впалая; как вдавленный живот; у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле; и сам на землю-матушку похож он …»

    Слайд 10

    О героях Кто подсказал, где найти скатерть-самобранку?

    Слайд 11

    О героях «…На столбовой дороженьке сошлись семь мужиков; семь временнообязанных ». Что означает выделенное слово?

    Слайд 12

    Первый сборник «Мечты и звуки»

    Слайд 13

    В Петербурге Поехал учиться

    Слайд 14

    «Поэт и гражданин»

    Слайд 15

    1863 – 1877гг.

    Слайд 16

    Названия деревень

    Слайд 17

    После отмены крепостного права

    Слайд 18

    Яким Нагой

    Слайд 19

    Птичка

    Слайд 20

    За право пользования землей крестьяне были обязаны нести повинность в пользу своих бывших владельцев. Крестьяне считались «временнообязанными» до момента выкупа своей земли


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

    Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

    Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

    Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

    Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

    Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

    Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

    На уроке обучающиеся систематизируют знания по творчеству поэта, развивают навыки анализа художественного произведения, подбирают яркие цитаты, характеризующие героев поэмы, выясняют, как решается про...

    Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

    Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...