Главные вкладки

    План-конспект урока по физике (11 класс) по теме:
    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Семтина Татьяна Николаевна

     

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входит интерактивное задание по наблюдению законов фотоэффекта.  

    Организована индивидуальная работа на ПК.  

    Контроль знаний учащихся включает интерактивный тест из 10 задач разной степени сложности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                         «Фотоэффект Применение фотоэффекта.»

    ФИО (полностью)

    Семтина Татьяна Николаевна

    Место работы

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38», РМ, г. Саранск

    Должность

    учитель физики

    Предмет

    физика

    Класс

    11              

    Тема и номер урока в теме

    «Фотоэффект Применение фотоэффекта. »,  2 урок  по теме « Квантовая физика. Астрофизика», 25 часов .

    Базовый учебник

    Учебник Генденштейн Л.Э. и Дик Ю.И. «Физика-11» - М.: Дрофа.

    1. Цель  урока: формирование знаний о квантовой природе света на примере явления - фотоэффект.
    2. Задачи:

    - обучающие: формировать у учащихся понятие о  явлении фотоэффекта, познакомить с опытами по наблюдению фотоэффекта, его законов.

    - воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся.  

    -развивающие: способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Тип урока:   изложение нового материала

    1. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная

     12. Необходимое техническое оборудование: мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к  сети Интернет  

    13. Структура и ход  урока


     

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    0

    Организационный момент

    Проверяет готовность к уроку, приветствует

    Выполняют требования учителя

    1

    1

    Актуализация знаний.  

    Задает вопросы учащимся

    Отвечают на вопросы учителя

    4

    2

    Изучение нового материала

    №1 Информационный модуль посвящен теме "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  

     В презентации

    видеоролики позволяют провести демонстрацию опытов по фотоэффекту

    Воспринимают информацию, сообщаемую учителем,

     ведут записи в тетради

    20

    3

    Выполнение заданий учащимися








    №2

    В практический модуль входит интерактивное задание по наблюдению законов фотоэффекта

    Организует индивидуальную работу на ПК

     Делают выводы по наблюдениям

    8

    4

    Первичный контроль знаний учащихся

    Решение задач

     

    № 3 Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

    8

    Формулирует задание для выполнения учащимися

    Знакомятся с заданием, решают 10 задач на применение уравнения фотоэффекта

    6

    Итог урока

    Фиксирует выводы

    Формулируют выводы

    2

    7

    Домашнее задание

     

    Формулирует задание  

    Записывают

    2

    Конспект урока

    1. Актуализация знаний

    Устная работа и решение задач

    Вспомним ранее изученный материал:

    1.  Что такое свет?
    2. Какое явление вызвало противоречие меду теорией и практикой?
    3. Как испускают энергию атомы согласно гипотезе Планка?
    4. Запишите формулу энергии М.Планка?
    5. Чему равна постоянная Планка?
    6. Что скрывается за термином «Ультрафиолетовая катастрофа»?

      2.Введение нового материала

           В 1865 году Максвелл показал теоретически, что свет представляет собой электромагнитные волны порядка 400-800 нм. Теория Максвелла, подтвержденная опытами Генриха Герца, связывает  оптические, электрические и магнитные свойства вещества.  Однако по мере развития физики стали накапливаться и такие факты, которые не согласовывались не с классической теорией излучения, ни с волновыми представлениями о природе света.    Одно из таких явлений, фотоэффект,   был открыто Генрихом Герцем.  Фотоэффект - явление вырывания электронов из металла под действием света.     В  России исследованием этого явления занимался   Столетов.
     А теперь давайте выясним на опытах в чем суть этого явления. (Просматриваются видеоролики).  

    Выводы.

    1. Тело теряет заряд только в том случае, если оно заряжено отрицательно.
    2. Причиной ухода зарядов в цинковой пластине является свет, причём под действием квантов света выбиваются только электроны.
    3. Интенсивность выбивания электронов зависит от рода металла.

          3. Выполнение заданий учащимися 

      А сейчас нам предстоит узнать,  от чего зависит число вырванных светом с поверхности вещества фотоэлектронов, какова зависимость количества электронов от интенсивности световой волны.

         Я предлагаю  провести компьютерный эксперимент  и ответить на вопросы после его просмотра:

    1. Как двигаются фотоэлектроны.
    2. От чего зависит величина фототока.
    3. Какие лучи вызывают фотоэффект.
    4. От чего зависит кинетическая энергия фотоэлектронов.
    5. Что называется красной границей фотоэффекта.

             В результате фотоэффекта возникает ток, который называется фототоком.   Фототок – движение вырванных светом из катода электронов.

       Силу фототока измеряют миллиампером или гальванометром; напряжение между электродами измеряется вольтметром.
          С помощью такой установки можно измерить число ежесекундно вырванных светом электронов, а так же максимальную кинетическую энергию вырванных электронов.    
    Исследуя зависимость фототока от приложенного напряжения, А.Г. Столетов установил, что он не подчиняется закону Ома.  Из графика видно, что фототок сначала растёт, а затем при сравнительно не большом напряжении перестаёт расти.

    Максимальное значение фототока называют фототоком  насыщения.

              Если изменить полярность источника напряжения, то сила тока уменьшится и при не котором задерживающем напряжении она станет равной нулю. В этом случае электрический ток тормозит фотоэлектроны до полной остановки, а затем возвращает их на катод.
    Фотоэлектрон – электрон, вырванный светом из вещества.   

      И еще одно очень важное замечание, на которое я хочу обратить ваше внимание.
    Если электроны, вырванные светом, покидают вещество, то такой фотоэффект называют
    внешним.  

    Выводы

    Законы фотоэффекта

    1. Фототок насыщения прямо пропорционален интенсивности света , падающего на катод

    2. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов прямо пропорциональна

    частоте света и не зависит от его интенсивности

    3. Для каждого вещества существует минимальная частота света, называемая красной границей фотоэффекта, ниже которой фотоэффект невозможен.

      Объяснение законов фотоэффекта дал в 1905 году Альберт Эйнштейн на основе гипотезы Планка.

    1905 г. Эйнштейн – объяснил законы фотоэффекта

    Исходя из закона сохранения и превращения энергии, Эйнштейн математически записал уравнение для энергетического баланса при внешнем фотоэффекте:

    – энергия фотона, которая идет на работу выхода А электрона из металла и сообщение ему кинетической энергии.
    Работа выхода – минимальная работа, которую нужно совершить для выхода электрона из вещества.

    За уравнение для фотоэффекта в 1921 году Эйнштейну была присуждена Нобелевская премия.

       Квантовая теория дает следующие объяснения законам фотоэффекта.

    При увеличении интенсивности монохроматического излучения растет число поглощенных металлом квантов, а следовательно и число вылетающих из него электронов, поэтому фототок прямо пропорционален интенсивности излучения (1 закон).

      Из уравнения Эйнштейна видно, что кинетическая энергия вылетающих электронов зависит только от рода металла, состояния его поверхности и частоты (или длины волны) излучения, то есть величины энергии квантов и не зависит от интенсивности излучения (2 закон).   Если величина энергии квантов меньше работы выхода, то при любой интенсивности излучения электроны вылетать не будут (3 закон).

    Красной границей фотоэффекта называют минимальную частоту света, ниже которой фотоэффект не наблюдается:

    Эта граница для разных веществ различна, так как работа выхода зависит от рода вещества. При этом кинетическая энергия электронов равна нулю.
    А теперь вы выступите в роли А.Г.Столетова и самостоятельно исследуете законы фотоэффекта, использую компьютерную модель.  

    1. Первичный контроль знаний учащихся

     Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

    6.  Итог урока.

          Вопросы:   Что узнали?

                           Какую оценку  можете себе поставить.

    7. Домашнее задание: §§25 (3,2),26, задача 18.13, 18.24,18.31.

     

     

     

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    Фотоэффект

    И-тип

    Интерактивная лекция

     http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6fa82485-08e5-11dc-8314-0800200c9a66/view/


    2

     

    К-тип

    Интерактивная практическая работа

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7a7bd48-0191-423f-8f77-21b97e110148/kvant4.htm


    3

    Тесты по квантовой физике. Фотон. Фотоэффект

    Тестовое задание: 10 задач различной сложности. Максимальное количество баллов за тест - 100.

    http://www.afportal.ru/physics/test/online/optics6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План- конспект урока в 11 классе "Фотоэффект"

    Урок с применением ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект"для базового уровня старшей школы. В практический модуль входит интерактивное задание по наблюдению з...

    Презентация к уроку в 11 классе "Фотоэффект"

    Данная презентация содержит анимационные эксперименты по законам фотоэффекта и решению задач, что позволяет учащимся лучше понять и изучить тему "Световые кванты. Законы фотоэффекта"...

    Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ЭОР "Поэзия, опаленная войной"

    Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе,урок-презентация с применением ЭОР (электронных образовательных ресурсов) и групповой формы работы....

    Методическая разработка интегрированного урока в 11 классе с применением ИКТ и ЭОР "Поэзия, опаленная войной"

    Урок-презентация,интегрированный урок по литературе и историис применением ЭОР, ИКТ...

    Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

    Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

    План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

    Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

    Урок в 11 классе "Фотоэффект"

    Урок физики в 11 классе "Фотоэффект" с использованием ЭОР...