Семтина Татьяна Николаевна

Семтина Татьяна Николаевна

Сайт учителя физики

Сила знаний - есть масса знаний учителя помноженная на ускорение усердия ученика!

Профессия: учитель физики

Профессиональные интересы: ИКТ технологии

Увлечения: Живопись

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/semtina-tatyana-nikolaevna
В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.
Максим Звонарев

 

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием ИКТ работают все дети без исключения.. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

 

О себе

Семтина Татьяна Николаевна - учитель физики ВКК, МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38", городского округа Саранск, Республики Мордовия. Стаж работы 22 года из которых 21 проработала в МОУ СОШ №38. Почетный работник народного образования, Соросовский учитель, победитель республиканского конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений.

Мой взгляд на мир

«Каждый удар человеческого сердца — это целая вселенная возможностей»

Моё портфолио

 

Представление собственного

инновационного педагогического опыта

Модернизация образования сегодня невозможна   без  создания творческого пространства для развития  способностей детей, их  личностных возможностей.

В своем Послании Госсобранию Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин отмечал, что:  "… всем нам исключительно важно понять, что в мире жесточайшей конкуренции олимпиадное движение в школах - это чуть ли не единственная возможность формирования будущей элиты, которая сможет задать тон в инновационных процессах и обеспечит конкурентоспособность общества". Тем более, что первоочередной задачей «Технопарка-Мордовия» является создание наукоемких производств.

Участие в Российском открытом заочном интеллектуально-творческий конкурсе «Познание и творчество»,  межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде «Авангард» , муниципальной  и республиканской олимпиаде по предмету. а так же тесное сотрудничество с кафедрой теоретической физики института физики и химии МГУ им. Огарева вот те ступеньки развития творческого потенциала учеников которые ежегодно преодолеваются нашими учениками.

Физика – наука экспериментальная. Наблюдения, опыты являются источником знаний о природе физических явлений. Наблюдения, измерения и анализ полученных результатов, которые производят учащиеся на практических занятиях, являются по существу воспроизведением основных методов физики как науки.  Создание  и внедрение в практику авторских элективных курсов«Экспериментальные задачи по физике»9 кл., «Отдельные темы курса физики» 10 кл. и «Колебания. Волны. Кванты», 11 кл.  позволяют достигнуть высокой степени активности и самостоятельности школьников, выработать умения и навыки обработки результатов наблюдений и измерений, а кроме того дают возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся.

При всей важности олимпиадного движения в работе с одаренными детьми и подростками в настоящее время необходимо использование таких методов как проектно-исследовательская деятельность, качественно расширяющая дополнительное образование, а так же наличие в школе проектов, имеющих гражданское, общественное значение и т.д. В этом контексте перед учителями физики стоит сложная задача, как ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных для выбора будущей профессиональной деятельности в условиях нашего региона. Одним из способов решения этой проблемы мне видится разработка и внедрение учебного проекта «Региональный компонент в обучении физики»,авторами которого являются Игошина С. Н.– учитель физики МОУ «Гимназия №29» и Семтина Т. Н.– учитель физики    МОУ «СОШ с   углубленным изучением отдельных предметов № 38». Данный  проект апробировался в течение двух лет в этих учебных заведениях. Кстати проект стал победителем ярмарки педагогических инноваций «Новой школе-новые идеи» в 2011г и призером в республиканском конкурсе «Новое в образовании».

Работа над проектом позволила выделить следующие 3 модели регионального компонента школьного образования: Первая модель – диффузно-урочная. Предполагаетсявключение материала региональной направленности в содержание дисциплин федерального компонента. Модель наполняется сведениями из истории науки физики в регионе; экологическими, оценочными знаниями; вопросами прикладного характера. Данная модель предполагает изучение регионального содержания в базовом курсе. Она позволяет большую часть регионального материала включать диффузно в содержание учебного предмета физики, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента программ. Региональный материал используется для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания физического образования .

Вторая модель – внеурочная. Предполагается практическое знакомство учащихся с применением физических знаний на различных промышленных объектах, предприятиях, учреждениях Республики.

На региональный компонент в базисном учебном плане (2004 г.) отводится 10% учебного времени (7 часов в год). Эти часы можно использовать для проведения экскурсий, которые дополняют теоретическое обучение, дают учащимся ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве.

 

Третья модель – курсовая. Предполагается углубленное изучение регионального содержания на специально отводимых занятиях.

Часы для специально отводимых занятий выделяются из вариативной части базисного учебного плана. Региональный компонент должен ориентировать учащихся на более подробное и глубокое изучение разделов курса, особенно важных для выбора будущей профессиональной деятельности в условиях данной местности. Примером реализации данной модели может стать предпрофильный курс по выбору «Региональный компонент в содержании физического образования» для учащихся 9 классов.

Каждая из моделей регионального компонента школьного физического образования представлена с учетом следующей структуры: цель образования; содержание образования; образовательные технологии; участники образовательной деятельности; предполагаемый результат.

В традициях системного подходацельвыступает системообразующим элементом модели, которая позволяет проникать в подлинное ее содержание, видеть ее внутреннюю сущность. Целью разработки моделей регионального компонента школьного физического образования является повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы. Данные модели синтезируются и обогащаются технологиями проблемного, развивающего и личностно ориентированного обучения на основе совокупности подходов: системного, компетентностного, деятельностного.

Основной целью педагогического эксперимента ставилась оценка влияния разработанной методики реализации моделей НРК на повышение качества обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы.

В МОУ «Гимназия №29» (9А класс) и МОУ «СОШ №38» (9Б класс) апробировалась первая модель – диффузно-урочная: включение материала региональной направленности в содержание дисциплин федерального компонента. В МОУ «Гимназия №29» (9Б класс) и МОУ «СОШ №38» (9В класс) апробировалась вторая модель – внеурочная: разработка регионального содержания школьного физического образования в рамках отведенных часов в ГОС (10% учебного времени). В МОУ «Гимназия №29» (9В класс) и МОУ «СОШ №38» (9А класс) апробировалась третья модель – курсовая: углубленное изучение регионального содержания школьного физического образования

Из отчетов учителей, участвующих в апробации НРК, и из анализа результатов анкетирования учащихся был сделан следующий вывод: у школьников повысился интерес к физике, благодаря внедрению содержания регионального компонента в процесс обучения физике.

Интерес к физике более всего повысился у тех учащихся, которые обучались по первой и третьей модели НРК школьного физического образования. Это связано с тем, что на методику реализации данных моделей отводилось больше времени; использовались различные формы организации учебных занятий (экскурсии, конференции и т.д.); учащиеся были вовлечены в различные виды деятельности: проектную, аналитическую, экспертную, рефлексивную и т.д. Включение материала региональной направленности в учебный процесс позволило учащимся этих школ увидеть значимость физики в жизни, быту, на производстве и осознать экологические проблемы нашего региона.

Повышение эффективности образования невозможно сегодня без использования ИКТ.

Необходимо  отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.

Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Целью моей работы и является помочь педагогам включиться в этот уже необратимый процесс информатизации образования.

В нашей школе создана хорошая материально-техническая база. Благодаря полученному гранту в рамках национального проекта "Образование", были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и компьютеры. Все это создало предпосылки для активного внедрения ИКТ в процесс обучения.

Накопленный опыт проведения уроков с использованием ИКТ позволяет сформулировать методические рекомендации по их проектированию.

На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах:

Объяснение нового материала.

Основными формами деятельности являются:

 подбор текстового и графического материала по теме урока;

 создание учебно-дидактической презентации;

 создание наглядного раздаточного материала;

 создание мульмедийных пособий.

Контроль усвоения пройденного материала

Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов.

Дополнительное образование

Организация проектной деятельности учащихся. Повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам. Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

Внеклассная работа

Создание социальных проектов «Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы» и «Мы против».

Закрепление материала.

Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

На своих уроках я использую электронные ресурсы, которые поступили во все библиотеки района: «Открытая физика», «Живая физика», «Полный интерактивный курс физики», «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика» и другие.

Но, основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.

Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками и на опыт опрошенных педагогов, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

• излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

Поэтому учителю, имеющему возможность использовать мультимедийное оборудование, приходится создавать и собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов, заканчивая flash - анимацией и созданием собственных сайтов.

Свою работу по обоснованию целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, соответствующих его методике преподавания, я завершила исследованием эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективность урока повысится по всем показателям, если учитель будет использовать на уроке разработанные им информационно-компьютерные учебно-методические материалы. В качестве показателей эффективности урока рассматривались следующие параметры:

 учебная мотивация учащихся,

 затраты учебного времени на выполнение учебных заданий,

 затраты на подготовку учителя к уроку,

 качество обучения в классе.

Для проведения формирующего эксперимента, подтверждающего выдвинутую гипотезу, были разработаны и проведены мультимедийные уроки по физике в 9 «В» классе. В качестве контрольной группы эксперимента рассматривался 9 «А» класс. В констатирующем эксперименте были зафиксированы однородные значения замеряемых показателей. Эксперимент проводился в четвертой, итоговой четверти учебного года.

Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования.

Анкетирование учащихся проводилось по следующему опросному листу:

 ты с интересом работал весь урок

 ты с интересом выполнял самостоятельные задания

 ты познакомился с дополнительными материалами

 ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового

 оцени свою усталость после урока

Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:

Статистическая обработка опросных листов экспериментального (9В) и контрольного (9А) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся. Ниже приведено табличное представление полученных данных, обработка которых производилась в программе Microsoft Excel. Что позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем на 1 балл выше традиционного урока.

Зафиксированные в формирующем эксперименте затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (40 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением — 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.

 

 

Мои публикации:

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио