Конспект урока русского языка в 5 классе "Безударные гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Кривощекова Елена Станиславовна

Тема «Безударные гласные в корне слова» — одна из центральных тем в 5 классе, при этом наибольшую трудность у учащихся вызывает подбор проверочных слов.Поэтому задача учителя: помочь учащимся научиться быстро проверять слова с сомнительной гласной в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_glasnye.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Безударные гласные в корне слова

Цели урока:

- научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;

- создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.

Задачи:

- отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся.

Учебно-методическое обеспечение: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  и др. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2023 год.  

 

Ход урока

I.Оргмомент

-Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. А тему урока запишем позднее, её, я думаю, вы сможете сформулировать сами по ходу нашей работы.

II.Актуализация знаний

Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку, постарайтесь понять, о чем идет здесь разговор.

Сценка подготовлена заранее двумя учениками класса

-А, здравствуйте!

-Извините, я не А, я О.

-А голос у тебя совсем как у А.

-Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.

-Что же у тебя за место такое?

-Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит? Я бы на твоем месте еще не так звучал!

-Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает.

На доске запись: Периферия - удаленные от центра местности. (словарь С.И.Ожегова)

Слово учителя

-Итак, какие звуки участвовали в этой сценке? (два звука «О»)

-Почему звуки не узнали друг друга?

-Какой же вывод мы можем с вами сделать?

 (Если звук находится в центре, то есть под ударением, он звучит четко, а если на периферии, то есть является безударным, произносится нечетко)

-И в этом мы еще раз убедимся, выполнив орфоэпический разбор одного слова. А слово вы узнаете, если отгадаете загадку:

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза:

-Очень длинная у девочки (коса).

Давайте произведем орфоэпический разбор этого слова.

КОСА     [КАСА]

Один ученик выполняет задание у доски, остальные  учащиеся в тетради.

-Почему произношение слова не совпадает с его написанием?

(В корне слова КОСА звук [о] слышится неотчетливо, так как стоит в безударном положении, здесь есть выбор букв О или А, то есть орфограмма).

-А какая это орфограмма? (ответы учащихся: безударная гласная в корне слова)

И тема нашего урока так и называется «Безударные гласные в корне слова»

Давайте запишем эту тему в тетрадь.

Эта тема для вас не новая. Вы её изучали в начальной школе.

-А как вы думаете, почему в 5 классе мы снова обращаемся к ней. (ответы учащихся: сложная, можно ошибиться)

Действительно, эта одна из самых сложных тем в русском языке, и слов с безударными гласными очень много. Поэтому нужно учиться в слове видеть орфограмму, то есть развивать орфографическую зоркость. И знать орфографическое правило.

-А какое орфографическое правило есть для правописания безударных гласных в корне слова? (ответы учащихся)

Но есть такие слова, в которых безударную гласную проверить нельзя. Как быть с такими словами? (ответы учащихся: запомнить или обратиться к орфографическому словарю)

III. Работа по учебнику

А сейчас задание: выписать из отрывка стихотворения А.Фета «Осенняя роза» слова с безударными гласными.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Беседа по стихотворению:

-О чем говорится в этом стихотворении? (об осенней розе)

-Почему автор называет её царицей-розой? (она одна стойко переносит мороз и остается благоуханной и пышной)

-А почему Фет говорит, что осенью роза веет на него весною? (вспоминает о теплых весенних днях, она для него как символ неувядающей красоты)

-Как вы понимаете слово «чело»? Найдите толкование этого слова в толковом словаре. Какое из значений подходит к этому стихотворению?

-А как вы понимаете смысл 2-ой строчки стихотворения: «Сад обнажил своё чело». (Листья опали, сад стал насквозь просматриваться, открылся взору)

- Ребята, какие вы выписали слова с безударными гласными. (ответы учащихся)

-Молодцы, неплохо справились с этим заданием.

Я вам хочу предложить несколько способов запоминания словарных слов.

1 способ: при запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. (показываю рисунки)

2 способ: звуковые ассоциации. Например, слово «момент». Созвучное ему слово «мокрый». Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится «Стал мокрым в один момент. (показываю рисунки)

IV. Рефлексия 

-Итак, ребята, о какой орфограмме мы с вами говорили на уроке?

Давайте еще раз повторим орфографическое правило на безударную гласную в корне слова.

V. Домашнее задание на выбор:

1.Выполнить упр.410 по заданию.

2.Сначала представь, а потом нарисуй две придуманные тобой картинки:

-картинка с выделенной на ней запоминаемой буквой;

-подобрать к словарному слову такое созвучное ему слово, чтобы запоминаемая гласная была в нем под ударением.

VI. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....