Конспект урока русского языка в 5 классе "Безударные гласные в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тема «Безударные гласные в корне слова» — одна из центральных тем в 5 классе, при этом наибольшую трудность у учащихся вызывает подбор проверочных слов.Поэтому задача учителя: помочь учащимся научиться быстро проверять слова с сомнительной гласной в корне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Безударные гласные в корне слова
Цели урока:
- научить обучающихся правильно писать безударные гласные в корне слова;
- создать условия для усвоения способа проверки написания гласной буквы в безударном слоге, развивать умения подбирать проверочное слово.
Задачи:
- отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся.
Учебно-методическое обеспечение: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2023 год.
Ход урока
I.Оргмомент
-Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. А тему урока запишем позднее, её, я думаю, вы сможете сформулировать сами по ходу нашей работы.
II.Актуализация знаний
Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку, постарайтесь понять, о чем идет здесь разговор.
Сценка подготовлена заранее двумя учениками класса
-А, здравствуйте!
-Извините, я не А, я О.
-А голос у тебя совсем как у А.
-Стань на моё место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос.
-Что же у тебя за место такое?
-Периферия. Ты вот в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит? Я бы на твоем месте еще не так звучал!
-Стань под ударение – и звучи. Кто тебе мешает.
На доске запись: Периферия - удаленные от центра местности. (словарь С.И.Ожегова)
Слово учителя
-Итак, какие звуки участвовали в этой сценке? (два звука «О»)
-Почему звуки не узнали друг друга?
-Какой же вывод мы можем с вами сделать?
(Если звук находится в центре, то есть под ударением, он звучит четко, а если на периферии, то есть является безударным, произносится нечетко)
-И в этом мы еще раз убедимся, выполнив орфоэпический разбор одного слова. А слово вы узнаете, если отгадаете загадку:
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза:
-Очень длинная у девочки (коса).
Давайте произведем орфоэпический разбор этого слова.
КОСА [КАСА]
Один ученик выполняет задание у доски, остальные учащиеся в тетради.
-Почему произношение слова не совпадает с его написанием?
(В корне слова КОСА звук [о] слышится неотчетливо, так как стоит в безударном положении, здесь есть выбор букв О или А, то есть орфограмма).
-А какая это орфограмма? (ответы учащихся: безударная гласная в корне слова)
И тема нашего урока так и называется «Безударные гласные в корне слова»
Давайте запишем эту тему в тетрадь.
Эта тема для вас не новая. Вы её изучали в начальной школе.
-А как вы думаете, почему в 5 классе мы снова обращаемся к ней. (ответы учащихся: сложная, можно ошибиться)
Действительно, эта одна из самых сложных тем в русском языке, и слов с безударными гласными очень много. Поэтому нужно учиться в слове видеть орфограмму, то есть развивать орфографическую зоркость. И знать орфографическое правило.
-А какое орфографическое правило есть для правописания безударных гласных в корне слова? (ответы учащихся)
Но есть такие слова, в которых безударную гласную проверить нельзя. Как быть с такими словами? (ответы учащихся: запомнить или обратиться к орфографическому словарю)
III. Работа по учебнику
А сейчас задание: выписать из отрывка стихотворения А.Фета «Осенняя роза» слова с безударными гласными.
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Беседа по стихотворению:
-О чем говорится в этом стихотворении? (об осенней розе)
-Почему автор называет её царицей-розой? (она одна стойко переносит мороз и остается благоуханной и пышной)
-А почему Фет говорит, что осенью роза веет на него весною? (вспоминает о теплых весенних днях, она для него как символ неувядающей красоты)
-Как вы понимаете слово «чело»? Найдите толкование этого слова в толковом словаре. Какое из значений подходит к этому стихотворению?
-А как вы понимаете смысл 2-ой строчки стихотворения: «Сад обнажил своё чело». (Листья опали, сад стал насквозь просматриваться, открылся взору)
- Ребята, какие вы выписали слова с безударными гласными. (ответы учащихся)
-Молодцы, неплохо справились с этим заданием.
Я вам хочу предложить несколько способов запоминания словарных слов.
1 способ: при запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву. (показываю рисунки)
2 способ: звуковые ассоциации. Например, слово «момент». Созвучное ему слово «мокрый». Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится «Стал мокрым в один момент. (показываю рисунки)
IV. Рефлексия
-Итак, ребята, о какой орфограмме мы с вами говорили на уроке?
Давайте еще раз повторим орфографическое правило на безударную гласную в корне слова.
V. Домашнее задание на выбор:
1.Выполнить упр.410 по заданию.
2.Сначала представь, а потом нарисуй две придуманные тобой картинки:
-картинка с выделенной на ней запоминаемой буквой;
-подобрать к словарному слову такое созвучное ему слово, чтобы запоминаемая гласная была в нем под ударением.
VI. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Слова с буквосочетаниями ши - жи, ча - ща, чу - щу"
Слова с буквосочетаниями ШИ - ЖИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ...

План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...

Конспект урока русского языка на тему : «Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«.
laquo;Гласные в суффиксах существительных -ик-и-ек-«....

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...

Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов.
Русский язык. Задание. Безударные гласные в корне слов....
