План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Пронкина Ирина Борисовна

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания на  определение связи слов в словосочетании, преобразовывают словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; тренируются в правильном употреблении словосочетаний, связанных способом управления и согласования; дан теоретический материал о трудных случаях управления. На уроке учащиеся развивают мыслительную деятельность  путем использования в речи словосочетаний. В виде прверочной работы представлен ТЕСТ по теме урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

  « ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ»

       ( Синтаксис. Культура речи. План- конспект

                               урока в 11  классе.)

                                                          Подготовила и провела

                                                   учитель русского языка и  

                                                   литературы МБОУ Белоомутская

                                                   средняя общеобразовательная

                                                   школа №1

                                                  ПРОНКИНА ИРИНА БОРИСОВНА

                                                     -1-

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Типы связи

             слов в словосочетании»

Задачи:

А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;

Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;

Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.

                                          ХОД  УРОКА

  1. Орфографическая  пятиминутка.

(Правильному написанию данных ниже слов поможет знакомство с их историей, изменениями, происшедшими с ними,- смысловыми, фонетическими, в морфемном составе.)

Непреклонный ( от корня КЛОН- ПО-КЛОН; восходит к «преклонить перед

                               кем-то колени»);

Прекословить  ( от  СЛОВ-О; ПРЕКО восходит к «наперекор кому- либо»;

                              можно заменить синонимом ПЕРЕЧИТЬ);

Преследовать ( «настигать следом, гнаться по следу», «переходить от следа

                             к следу»)

  1. Запись темы урока на доске и в тетрадях.
  2. Вопрос классу:

- Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)

- Какие вы знаете два типа словосочетаний?

( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)

- Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?

* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)

* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около

    реки)

                                                       -2-

* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)

* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)

- Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?

( Согласование, управление , примыкание).

- Какой способ мы будем называть согласованием?

( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)

- Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

Определите грамматическое значение словосочетаний

                                          ( на интер. доске)

                                         СОГЛАСОВАНИЕ

Превосходный результат

Приближающаяся буря

Этого пристанища

Второе приглашение

Вывод:

Главное слово: существительное.

Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.

                                          УПРАВЛЕНИЕ

Приведение к знаменателю

Увидел привидение

Примчаться к тебе

Призадуматься над задачей

Вывод:

Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

                                                                -3-

Учитель:

Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

 В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).

                                       ПРИМЫКАНИЕ

Прибыть неожиданно

Нежно прикасаться

Очень небрежно

Спал сидя

Говорил улыбаясь

Вывод:

Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

  1. Учитель:

Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.

Прежде чем приступить к практической части урока, хотелось бы вам дать несколько практических советов по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний определенного типа:

  • Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры ( отвечающее на вопрос КАКОЙ?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
  • Поиск словосочетания с управлением- это поиск слова ( с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос ( кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного.
  • Найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.

                                                       -4-

Помните, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетания помогает вопрос.

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
  2. На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.

  1. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  2. На доске спроецировано предложение.

Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.

Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:

  1. Где бы ни странствовал
  2. Чувствовал себя лучше
  3. Сидя на месте
  4. Несравненно лучше

  1. Учитель

А сейчас обратите внимание на доску.

                  Трудные случаи управления.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
  2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
  3. Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).

      Обратите внимание на следующие конструкции :

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже:  согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

                                                       -5-

      Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие, посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т. д. .

       Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при обозначении действия, события, после которого что – либо совершается, происходит:  по прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в этом значении  конструкция по + существительное в дательном падеже: * по завершению работы.

        В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить бельё и т. п. .

        Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа и предлога: *плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?). Подобные  предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: плохая погода препятствует уборке урожая  или затягивает её.

5.Тренировочные упражнения.

1)Определите тип связи слов в словосочетаниях.

Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.

2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.

Оплатить  ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).

3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:

- счастливый

- решение

                                                -6-

                                             Т Е С Т

  1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. Заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

А. появиться в отдалении

Б. внезапно остановиться

В. Пошел и остановился

Г. перед штормом

  1. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».

А. чтение книги

Б. плавание брассом

В. Читать вслух

Г. идти к лесу

А. спуститься с горы

Б. бег трусцой

В. Легко преодолеть

Г. ходить по лесу

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

А. наречиями

Б. существительными

В. Прилагательными

Г. деепричастиями

Д. причастиями

Е. порядковыми числительными

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

А. глаголами

Б. существительными

В. Деепричастиями

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Д. наречиями

                                                        -7-

  1. В каких словосочетаниях слова связаны управлением.

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересоваться

В. Шел медленно

Г. присутствовать на митинге

  1. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием.

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. Поворот налево

Г. возвратиться из похода.

  1. Найдите ошибки в управлении.

А. скучаю по вас

Б.  оплата за проезд

В. Благодаря своей воле

Г. опираться на фактах

А. директор  магазина

Б. заведующий  аптеки

В. Верящий в победу

Г. уверенность в победу.

  1. Работа с текстом, спроецированным  через компьютер на интер. доске.

(1)Где бы Гоголь ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (2) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (3) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (4) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.

                                                                              (По В. Солоухину.)

Задания.

  1. Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 1).

  1. Определите способ связи в словосочетании НАБИРАЯСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ (предложение 2).

  1.  Какое сочетание слов из предложения 3 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.

                                                        -8-

  1. Был план
  2. План объехать
  3. Даже был                
  4. Располагались как правило.

  1. Определите способ связи в словосочетании У НЕГО БЫЛ (предложение 3).

  1. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  1. Какое сочетание слов из предложения 4 не является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
  1. В душе своей
  2. Как бы коллекцию
  3. Собирал в душе
  4. Коллекцию пейзажей

6.Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание.

Придумать и записать по 5 словосочетаний на каждый вид связи.  С любыми тремя составить сложносочиненные предложения.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»

  Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русски...

план-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Словосочетание"

Публикация содержит материал по изучению структуры словосочетаний типа "прил.+сущ.", а также задания, по усвоению норм построения и употребления данных словосочетаний....

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: "Части слова и орфограммы в них".

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.Способствовать развитию орфографической зоркости через...