План-конспект урока русского языка по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лебедева Елена Николаевна

    Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский

    Урок призван развить у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы с информацией, что очень актуально, поскольку дети в процессе работы с текстом учатся выбирать главное и систематизировать изученный материал.

   Содержание занятия направлено на формирование логического мышления, умения систематизировать материал, а также развивать речевые способности.

   В основе организации деятельности учащихся на уроке лежит системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_lebedeva.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской обл.

Методическая разработка урока русского языка  

План-конспект урока русского языка по теме

 «Словосочетание»

                                                                           

                                                                                Автор:   

                                                                      Лебедева Елена Николаевна,  

                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                                МБОУ «Троицкая средняя

                                                                                общеобразовательная школа»

2013г.

Методическая разработка урока русского языка  

Данная методическая разработка урока русского языка для 5 класса ориентирована на обучение школьников по УМК «Русский язык» Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский

Урок призван развить у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы с информацией, что очень актуально, поскольку дети в процессе работы с текстом учатся выбирать главное и систематизировать изученный материал.

Содержание занятия направлено на формирование логического мышления, умения систематизировать материал, а также развивать речевые способности.

В основе организации деятельности учащихся на уроке лежит системно-деятельностный подход.

План-конспект урока русского языка по теме

 «Словосочетание»

Класс: 5.

Урок:  № 33.

Цель: дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения.

Задачи:        1) образовательная:

  • показать, как строятся словосочетания;
  • формировать у учащихся умение реализации новых способов действия;
  •  развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме;
  • работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

2) развивающая: расширить словарный запас;

                3)воспитательная: продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.

Речевая деятельность:

Аудирование. Адекватно понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать учебную деятельность.

Говорение. Строить небольшое по объёму устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведённого языкового анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи.

Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы организации учебной деятельности обучающихся: метод критического мышления, метод стимулирования.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: информационно-коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Базовый УМК: Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.


ХОД УРОКА

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Цель

Методы, формы

Время

1.

Организационный

Доброе утро, ребята.

Чтение стихотворения С.Смирнова

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

целеполагание (Р)

Создать положительную эмоциональную атмосферу

Словесный метод

1 мин.

2

 Проверка домашнего задания.

Организует взаимопроверку учащимися домашней работы

Проводят взаимопроверку домашнего задания

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном (Р).

Проверить усвоение прошлой темы

Практический метод

6 мин.

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал.

* Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

* Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

* Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Организует работу в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2.  Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

Рассматривают фотографии.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цели урока

Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Практический метод, групповая работа, работа в парах

10мин

4

 Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога  Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосоч. Записывают информацию во 2 столбик таблицы.

В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Смысловое чтение (П);

Определение основной и второстепенной информации (П);

Моделирование (П);

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Зафиксировать преодоление затруднения.

Метод критического мышления

10мин

5

 Первичное закрепление во внешней речи.

1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали.

2. Выполните упр. 130.

                               

                                  129.

Проговаривают теоретические сведения.

Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосоч.)

(Читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения)

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Дифференцирован-ный подход.

Индивидуальный подход

10мин

6

 Рефлексия

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)

Учет разных мнений (К)

Оценить результаты собственной деятельности

  1. Я….
  2. Мы..
  3. Дело ..

3мин

7

Домашнее задание

Выучить информационный текст

Выполнить упр. 132, 134, 135, 137 – по выбору любые 2

3мин

Используемая литература:

  1. Богдановой  Г.А.  Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение,2009
  2. Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2009 г.
  3. Костяевой Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 класс.
  4. Ладыженская Т, А. Баранов М.Т., Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Научный редактор – акад. РАО Н.М.Шанский.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме :" Словосочетание"

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса .Цель данного урока:выявить творческие способности учащихся ,активность на уроке, проверить практические знания учащихся....

Урок русского языка по теме: "Словосочетание"

Урок  позволяет  обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся  по  теме "Словосочетание"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Урок русского языка по теме СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Цель урока: обобщение и закрепление изученного материала Задачи: формировать у обучающихся языковую, исследовательскую, коммуникативную компетенции; развивать умение детей самостоятельно получать зн...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс...

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»...