Урок русского языка по теме: "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Вергазова Оксана Владимировна

       Урок  позволяет  обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся  по  теме "Словосочетание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klass_konkurs.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по  теме: «Словосочетание».

Тип урока: урок обобщения  и  систематизации  знаний.

Задачи урока:

образовательная – совершенствовать навыки отличия словосочетания от предложения  и  сочетания  слов;  учить  устанавливать  смысловую  и  грамматическую  связь  в  словосочетании.

 развивающая – развивать внимание, память, логическое  мышление.

 воспитательная -  воспитывать любовь  к  Родине   через  восприятие и  анализ  репродукции  П.Кончаловского  «Сирень  в  корзине»; воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, осуществлять  самоконтроль  и  взаимоконтроль.

Цель урока:

- обобщить  и систематизировать  знания  учащихся  по теме «Словосочетание».

Оборудование: интерактивная  доска; карточки с текстами; отрывки  из  произведений

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня  наш  урок  носит  обобщающий  характер, так  как  мы  с  вами  завершаем  работу  над  одной  из  единиц  синтаксиса – словосочетанием. Какие  цели  и  задачи  вы  для   себя  поставите?  Какие  из  них, по-вашему  мнению, будут  главными?

Итак, основной  целью  нашего  урока  является  обобщение   и  систематизация  знаний  по  теме  «Словосочетание». 

Наша  работа  на  уроке  будет  состоять  из  следующих  этапов (СЛАЙД 1).

План  урока:

  1. Проверка домашней работы.
  2. Фронтальный  опрос  в  форме кроссворда.
  3. Словарный  диктант.                                                                                                                                                
  4. Игра «Четвертое  лишнее».
  5. Работа  с  алгоритмом  разбора  СЛС.
  6. Распределительный  диктант («Слепая  таблица»).
  7. Физминутка.
  8. Выборочный  диктант.
  9. Творческая  мастерская.
  10. Игра «Да/Нет».
  11. Тест  «Проверь  себя».
  12. Подведение итогов.
  13. Домашнее задание    
  14. Рефлексия.

     2.  Проверка  домашнего  задания (СЛАЙД 2,   применение  утилиты  множественного  клонирования  к  проверке  упр. 126).

     3.   Запись  числа,  темы  урока. (  СЛАЙД 3).

     4.   Фронтальный  опрос. (  СЛАЙД 4).

                                                 Вопросы  к  кроссворду:

1) То, с  помощью  чего  связаны  слова  в  СЛС? (смысл)               

2) Одна  из  частей   СЛС? (главная)

3) Служебная  часть  речи, которая  не  может  устанавливать  связь  в  СЛС? (союз)   

4) То, с  помощью  чего  устанавливается  связь  в  СЛС? (вопрос)   

5) Тип  СЛС? (глагольное) 

6) То, без  чего  не  может  обойтись  предложение, но из  чего  не  может  состоять  СЛС? (основа)

7) Часть  речи, которая  входит  в  состав  именного  словосочетания? (местоимение)  

8) То, с  помощью  чего  выражается  грамматическая  связь  в  СЛС?(окончание)            

9) Тип  словосочетаний   уборка  класса,  мои  достижения (именное)

10)  Как  связаны  между  собой  слова  в  СЛС? (грамматически)      

11)  Единицей  какого  раздела  науки  о  языке  является  СЛС? (синтаксис)    

12)  Какая  связь  в  СЛС? (подчинительная)

13)  Часть  в  СЛС, к  которой  задается  вопрос? (зависимая)

14)   Служебная  часть  речи, которая  может  входить  в  состав  СЛС? (предлог)    

Ключевое  слово:  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

   5. Словарный  диктант   (  СЛАЙД 5) 

-  Ребята, вставьте  пропуски, обозначьте  орфограммы, подчеркните  «лишнюю»  запись.         

Праздничный  с…лют

…лимпиады  и  конкурсы

рап…рт   дежурного

т…ржественный  марш

прыгать  с  п…р…шютом

бр…шюра  о  зд…ровье.

  Самопроверка  ( СЛАЙД 6) 

- Почему  подчеркнутая  запись  является  «лишней»? (это  сочетание  слов  с  сочинительной  связью).

РАБОТА  С  НОВЫМИ  СЛОВАРНЫМИ  СЛОВАМИ: стремиться, беседовать, посетить, с.52.

( СЛАЙД 7,  анаграммы). 

Письменно  составляем  со  словарными  словами  3  распространенных  предложения

 6.  Игра  «Четвертое  лишнее». ( СЛАЙД 8  с  применением  анимации).

Речка играла
2) Лёд хрустальный
3) Как море
4) С камышом

– "Четвёртое лишнее" – лёд хрустальный, т.к. это – словосочетание. Что  же  называется словосочетанием?

1) Играла золотом
2) Гуляет грозно
3) Чистым серебром
4) Сверкает серебром

–"Четвёртое   лишнее" – чистым серебром, т.к. главное  слово  выражено  существительным (именное словосочетание, остальные – глагольные)

1) Грозно и сердито
2) Ведя, сверкая
3) Вьюга и пурга
4) Пышные луга

– "Четвёртое  лишнее" – пышные луга, т.к. остальные словосочетания  – сочинительные.

7.  Работа  с  алгоритмом  разбора  СЛС ( СЛАЙД  9, восстановить  последовательность  разбора)

8.  Работа  с  учебником (устно), упр. 132. (разбор  словосочетаний  по  алгоритму).

9. Распределительный  диктант ( СЛАЙД  10, заполнить  «слепую»  таблицу: «Глагольные  и   именные  СЛС», ВЗАИМОПРОВЕРКА  СЛАЙД  11).

Мелькает  лист,  желтый  лист,  на зелени дерев,  закончил  работу,  на нивах золотистых, покраснел  вдали,  ковер лугов,   зрелые плоды,  висят в садах, в  тенистых лугах.

10. ФИЗМИНУТКА   (СЛАЙД  12) .                                                                            

11.  Выборочный  диктант   (по  рядам) (СЛАЙД  13).

1 ряд – СЛС.

2 ряд – грамматические  основы.

3 ряд – сочетания  слов

Птицы  предугадывают,  задолго предугадывают,  перемену погоды,  часто бывает,  оглянулся  и  сказал , застигает  ураган, легкие  и  изящные,  деревья  и  травы,  перелетных странников,  вокруг  леса, вдруг застигает.

Самопроверка  (СЛАЙД  14).

- Какая  запись  осталась  невыбранной? Почему  (вокруг  леса, т.к.  это  слово  с  предлогом).

12.  Творческая  мастерская.  Работа  с  репродукцией  И.Э.Грабаря  «Февральская  лазурь»

 (СЛАЙД 14).

Составить  3  глагольных  и  3  именных  словосочетания  по  картине.

13. Игра  «Да/ Нет» (СЛАЙД  15).

14. Тест   «Проверь  себя» (СЛАЙД  16, использование  ЭОР).

15. Подведение  итогов.

16. Домашнее  задание (СЛАЙД  17).

17.  Рефлексия.

- Какую  цель  мы  поставили  в  начале  урока?

- Чему  учились  на  уроке?

- Что  было  для  вас  главным  на  уроке?

- Оцените  свою  настроение  по  окончании  урока  с  помощью  маркеров:

красный –  веселое,  мне  было  интересно    на  уроке, легко  справлялся (-лась)  с  заданиями.

синий – нет  ярко  выраженных  эмоций, с  работой  справился (-лась).

черный – грустное, испытывал(-а)  много  затруднений  при  выполнении  заданий.