Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Парамонов Дмитрий Вячеславович

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

5 класс

Тема: «Словосочетание»

Тип урока

Урок первичного усвоения нового материала

Цели

дать понятие «словосочетание», показать, как строятся словосочетания;

показать, в чём состоит отличие словосочетания от слова и предложения;

формировать у учащихся умение реализации новых способов действия;

развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать особенности словосочетаний, виды словосочетаний.

- уметь выделять словосочетания в предложении.

Личностные: 

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

- уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с  достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать,  ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД).

Основные понятия

Словосочетание, главное слово, зависимое слово, предложение.

Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство.

Этап урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей «О, мои подданные! - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее». Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем», - сказал он. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи стали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и  - о, чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в свои силы».

Приветственное слово.

Чтение притчи

Приветствуют учителя.

Слушают притчу.

Регулятивные УУД

самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества

Познавательные УУД

целеполагание

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 

Цели:

- через повторение пройденного  выйти на тему урока.

- Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистая

вода

Стройная

береза

Тихая

река

Зеленая

трава

Желтые

листья

Голубое

небо

Итак, определим тему и цели урока.

Организует повторение пройденного материала

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и записывают тему в тетради.

Регулятивные УУД

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

- выявить причину затруднения.

Информационный текст:

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета  – два.

1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).

5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.

6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).

7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. 

(А.С.Пушкин.)

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - есть вопросы

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосочетаниями записывают информацию во 2 столбик таблицы.

В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Познавательные УУД

Постановка и формулировка проблемы, выбор эффективных способов решения.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

IV. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

 

Цели:

- закрепить умение  находить и составлять словосочетания, выделять главное и зависимое слово

Выполнение упражнения 128.

1 ряд.

Составьте словосочетания. Укажите, как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании.

СВЕРКАЛИ В (ТРАВА)

НА (ЯСНЫЙ) НЕБЕ

РОДНОЙ (КРАЯ)

ДЕРЕВО (РАСКИДИСТЫЙ)

ШУМ (РЕКА)

(ЗОЛОТОЙ) ОСЕНЬ

ПОДОШЛИ К (РЕКА)

2 ряд.

Упражнение 129.

3 ряд.

Сухие листья тихо падают на землю.

Из данного предложения выписали все словосочетания. Найдите ошибки и объясните их.

сухие листья

 тихо падают  

 на землю

листья падают  

падают на землю 

- Слова каких частей речи могут составлять словосо-четание?

- Можно ли из двух  случайно взятых слов построить словосочетание?

Делают вывод о том, что не все слова могут сочетаться друг с другом по лексическому значению.

Организует деятельность учащихся.

Использование алгоритма выделения словосочетаний

Познавательные УУД

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные УУД

задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Регулятивные УУД

принимают и сохраняют учебную задачу.

V. Физкульт-минутка

Если словосочетание, то хлопаем в ладоши, если нет – приседаем.

Дни короче, проглядывает солнце, бордовые листья, медленно опадают, кустарники и травы,  шуршат под ногами, мягкий ковер, золотые и багряные, в разноцветных одеждах, перелетные птицы, птицы

улетают, в дальнюю дорогу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- проверить уровень усвоения темы.

Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

VIII.Домашнее задание.

§26, упр.134.

Записывают домашнее задание

IX.Рефлексия.

Работа с таблицей рефлексии

Направляет деятельность учеников

Заполняют таблицу краткими ответами

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: 

самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные: 

выражение своих мыслей точно и полно; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений


Информационный текст:

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета  – два.

1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).

5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.

6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).

7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

Задание группы 1

Составьте словосочетание. Укажите, как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании.

  • СВЕРКАЛИ В (ТРАВА)
  • НА (ЯСНЫЙ) НЕБЕ
  • РОДНОЙ (КРАЯ)
  • ДЕРЕВО (РАСКИДИСТЫЙ)
  • ШУМ (РЕКА)
  • (ЗОЛОТОЙ) ОСЕНЬ
  • ПОДОШЛИ К (РЕКА)


Информационный текст:

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета  – два.

1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).

5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.

6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).

7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)


Задание группы 2

Выполните упражнение 129


Информационный текст:

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета  – два.

1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).

5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.

6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).

7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)


Задание группы 3

Сухие листья тихо падают на землю.

        Из данного предложения выписали все словосочетания. Найдите ошибки и объясните их.

  • сухие листья
  •  тихо падают  
  •  на землю
  • листья падают  
  •  падают на землю 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме урока: Имя числительное.

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о числительномЗадачи урока: образовательные (п...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение по теме «Лексика»

Технологическая карта дана в помощь учителю русского языка и литературы. В ней даны задания, которые помогут обобщить знания учеников по теме "Лексика"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс

Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО...