Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Большакова Надежда Юрьевна

Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка технологической карты урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Большакова Н.Ю.

Место работы

МБОУ СОШ №8

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс 

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

№23 (по теме «Словосочетание - №3)

Тема урока 

Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:  1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему)

Универсальные учебные действия: высказывать предположение на основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы (Регулятивные)

Познавательные: выделять главное, преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметные: определять способы связи слов в словосочетаниях, конструировать словосочетания, повторить и обобщить знания об их строении и значении, синонимичных словосочетаниях; уметь строить схемы.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Открытие нового, кластер, самостоятельный поиск, исследование

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Урок изучения типов подчинительной связи в словосочетании, содержит задания по формированию функциональной грамотности обучающихся 8 класса, будет полезен при подготовке к ОГЭ. Применяется презентация, индивидуальные карточки, схемы и таблицы.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Можно рассказать (дать прочитать) грамматическую сказку «О том, как части речи себе пары выбирали» - по содержанию сказки обучающиеся должны увидеть, что некоторые слова «в парах» как бы добровольно соглашаются выполнять некую общую работу, в некоторых «парах» одно слово из двух «использует» другое – управляет им, иногда с помощью служебной части речи; третьи «пары» выполняют одну работу рядом, но «не общаются».

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Повторить глагольные, именные, наречные словосочетания: выполнить карточку, в которой необходимо определить вид словосочетания, провести взаимопроверку в парах, потом проверить по слайду

Повторить признаки частей речи (морфологический разбор) – возможно, через проверку домашней работы

Этап 1.3. Целеполагание

- На уроке вы научитесь (совместно формулируем цели) определять способ связи слов в словосочетании, конструировать словосочетания разным способом, подбирать синонимичные словосочетания, построенные разными способами.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  1. Предположить (построить гипотезу), почему так называются способы связи. Можно предложить определить лексическое значение слов: управлять, согласовывать, примкнуть (примыкать), подумать, как это может помочь в определении способа связи.

(Умение высказывать предположение на основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути её решения).

  1. Работа с учебным материалом: прочитать теоретический материал, создать и заполнить таблицу или составить схему (кластер). Проверить свои предположения.

(Умение выделять главное, преобразовывать информацию. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из текста в схему)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

  1. Рассуждение на лингвистическую тему: подготовить доказательства принадлежности словосочетаний к определённой группе по способу связи слов (используя свою схему, таблицу) – по три словосочетания каждой группы даны на слайде:

всегда зелёный, шествует важно, по-зимнему холодно; расскажи сказку, находится около вокзала, обратился к нему; младшая сестра, мои очки, четвёртый день.

  1. Проверить по слайду.
  2. Составить алгоритм рассуждений для определения способа связи

(Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Умение преобразовывать текстовую информацию в иную, составлять схемы, таблицы)

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

  1. Используя правило (схему, таблицу, алгоритм), определите способ связи словосочетаний.
  2. Найдите лишнее словосочетание, аргументируйте своё мнение.
  3. Самостоятельно выделите из предложений словосочетания , построенные разными способами, выпишите их, составьте схемы словосочетаний. Проведите взаимопроверку (в парах).

(Применять знания на примерах, определять способы связи слов в словосочетаниях, конструировать словосочетания, повторить и обобщить знания об их строении и значении, синонимичных словосочетаниях; уметь строить схемы.)

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Предложения для 3 задания могут быть взяты из текста произведения, изучаемого на уроке литературы.

(Умение видеть слово и словосочетание  в художественном произведении как грамматическую единицу)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Сообщить детям следующую информацию:

Задание 4 на ОГЭ по русскому языку — это синтаксический анализ словосочетания. Для того чтобы с ним справиться, надо знать типы связи слов в словосочетаниях и уметь производить синонимическую замену. Формулировка задания. Замените словосочетание ____, построенное на основе (согласования, управления, примыкания), синонимичным словосочетанием со связью (согласование, управление, примыкание).

Задание: Преобразуйте словосочетание в синонимичное, построенное другим способом: улицы Читы, детский сад, грустно посмотреть  и др. Проведите самопроверку, пользуясь составленными схемами, таблицами, теоретическим материалом учебника

(Умение соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Варианты заданий:

  1. Закончить предложения

(в предложениях даются определения типов подчинительной связи, надо дописать слово- тип подчинительной связи (способ).

  1. Даются определения, в которых допущена одна теоретическая ошибка, её надо найти и исправить.

(Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы)

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Распределение словосочетаний на группы: именные, глагольные, наречные  - на этапе актуализации.

Определение частей речи, их грамматических признаков (возможно, морфологический разбор) – в текущей работе, попутное повторение

(Умение определять способы связи слов в словосочетаниях, конструировать словосочетания, повторить и обобщить знания об их строении и значении)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Самопроверка по алгоритму, схеме, таблице; взаимопроверка в парах, работа над ошибками; выполнение заданий повышенной трудности (например, составление предложений со словосочетанием, в котором изменён способ связи, и анализ изменений оттенков смысла предложений); индивидуальные задания для детей ОВЗ (например, карточки с дидактическим материалом и готовым шаблоном для самопроверки, задания на составление аналогичного по составу словосочетания и др. )

Критерии оценивания:

5 – отсутствие ошибок в самостоятельной работе, правильность устных рассуждений, наличие преобразованного материала (схема, таблица), выполнение заданий по составлению предложений и выделению словосочетаний из предложений.

4 – незначительные ошибки при устном рассуждении, использовании алгоритма, в самостоятельной работе – при условии исправления ошибок.

3 – выполнение самостоятельной работы только по алгоритму, по образцу, затруднения в устном рассуждении.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

  1. Вопросы:

- Что нового узнали?

- Какие задачи решили? Что нам в этом помогло?

- Какие проблемы выявились? Как их предлагаете решать?

  1. Самооценивание для рефлексии.

 

- Оцените уровень своей работы на уроке, обоснуйте (самостоятельно) по пяти параметрам. Поставьте плюс, минус или галочку:

- есть результат работы с теорией (схема, таблица)

- составлен алгоритм определения способа связи

- имеется три полностью выполненных задания

- отвечал(а) устно

- работал(а) в паре

Этап 5.2. Домашнее задание

  1. Составление памяток для определения способов связи слов в словосочетании (для папки подготовки к ОГЭ)
  2. Упражнения на определение способа связи с дополнительными заданиями по тексту для тех, кто освоил тему очень быстро и хорошо.
  3. Составление задания для одноклассников «Найди лишнее»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".

Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи.   Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...