Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт урока технологии в 6 классе

 ФИО………………………………………….ОУ……………………

Целевой компонент

Тема урока:

Понятие об этимологии

Образовательная цель

Познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистических фактов.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

- самостоятельно формулирует тему урока

- планирует предстоящую познавательную деятельность

- выполняет задания в сотрудничестве с другими детьми

- выделяет существенные признаки понятия                             -обосновывает своё мнение                                                        - самостоятельно применяет сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;

Программные требования к образовательным результатам раздела «Морфемика, словообразование, орфография»

Ученик научиться: отличать виды словарей.

Ученик получит возможность научиться: навыкам работы с этимологическими словарями и применению их на практике

Содержательный компонент

Программное содержание

Понятие «этимологический словарь», его отличие от толкового словаря;

Мировоззренческая идея

Знания позволят воспитать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Ценностно-смысловые ориентиры

Этимология слов

План изучения учебного материала

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. Слово учителя.

IV. Закрепление материала.

4.1. Тренировочное упражнение. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.2. Заполнение таблицы. Этимология слова при объяснении фактов лексики.

4.3. Сообщение ученика. Этимология слова при объяснении фактов лексики и словообразования.

4.4. Тренировочное упражнение. Работа у доски. Этимология слова при объяснении фактов словообразования.

4.5. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы. Этимология слова при объяснении фактов орфографии.

5. Подведение итогов урока. Слово учителя.

6. Задание на дом.

Основные понятия

Этимология

Материалы

Словари

Организационно-деятельностный компонент

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-практическая работа

Образовательная технология

Технология проблемного обучения

Оснащение урока

компьютер, мультимедийный проектор,  этимологические словари разных авторов, таблицы, презентация Power Point..

Мизансцена урока

Шесть групп по 5 человек

Домашнее задание

Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо  обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному  этимологическому словарику».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО  УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

  1. Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

Фронтально

II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

1. Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».

 2.Обозначение темы урока

Вводное слово:

откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало?

Вводная беседа:

- О чём пойдёт речь на уроке?

2. Создание проблемной ситуации:

а) Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе?

б) аналитическая беседа (обсуждение):

-Возникает потребность разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем.

- Почему возникли разные мнения, разные решения?

- Как  можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?)

Главный вопрос урока:

Где можно найти ответы о толковании происхождения слова?

Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

в) Выдвижение гипотез

- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы  подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?

Фронтально

обосновывает свое мнение(МР)

-выделяет существенные признаки

III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.)

  1. 1. Название пункта плана

Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?

Учащиеся находят в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского и др. словарные статьи к слову запанибрата и зачитывают их.

Вывод: в статьях толкового словаря объясняется  современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

Учащиеся делают запись в тетради.

Особенности этимологического словаря:

1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3. Большая роль автора, составителя словаря.

-Прочитайте материал учебника

Индивидуальная

Фронтально-индивидуальная работа

решает языковые задачи моделированием

сравнивает свои ответы с ответами одноклассников, умеет выражать свои мысли(ПР)

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя(ПР)

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Задание: 1.с помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий. Для этого надо определить современное толкование значения слова, слово-источник происхождения, первоначальное значение слова.

Учащиеся работают над упражнением, пользуясь этимологическими словарями для школьников

Заполнение таблицы.

2. Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.

3 Работа у доски.

Рассмотреть группы слов: завтрак – утро, висок – висеть, подол – долина. В данных словах выделить корень. Можно ли считать их родственными с современной точки зрения? Нет. Однако эти слова являются родственными по происхождению. Для того чтобы доказать их общность, найдём исторические корни в каждой паре слов, обращаясь к этимологическому словарю.

Вывод: этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном русском языке не являются родственными.

4. Работа по группам. Формирование навыков исследовательской работы.

- В слове коварный мы видим орфограмму «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». Для того чтобы узнать, какой гласный мы напишем в корнях этих слов, обратимся к их происхождению. С помощью этимологического словаря  подберём к слову коварный исторически родственные слова, которые помогут нам узнать их правописание.

Обобщение: составление алгоритма действий на основе новых знаний

Работа в паре

Фронтальная

-формирует навыки самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности(МР)

-формирует умение взаимодействовать со сверстниками,  находить общее решение(МР)

-проявляет устойчивый интерес к теме(ЛР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Таким образом, этимология и этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять  его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными вам.

Рефлексия.

Задание на дом.

Создать презентацию, иллюстрирующую историю происхождения интересующего вас слова. При выполнении домашнего задания необходимо  обращаться к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и «Школьному  этимологическому словарику».

Фронтальная

-проводит анализ полученных знаний(ПР)

Приложение.

Работа со словарями. Кольчуга названа так потому, что её делали из колец. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. Слово образовано с помощью суффикса –уга- от слова кольцо.

Слово черепок означает «обломок разбитого керамического изделия». Оно образовано от слова череп со значением «глиняная посуда».

Наречие дотла означает «без остатка, до основания (преимущественно о том, что сгорело)». Оно образовано от слова тло, что означало «дно, пол, основание».

Для слова насекомое будет родственным слово насечки. Животное названо по насечкам, которое делят тело на части и характерны для данного вида животных.

Слово бояре образовано от существительного бой – «битва, сражение». Слово имело первоначальное значение «воин».

Слово дремучий в выражении дремучий лес означает «густой, тёмный, труднопроходимый». Оно образовано от глагола дремать. Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

Заимствованное слово

От какого иностранного слова оно образовано

Что означает заимствованное слово в русском языке

Оранжевый

Территория

Ангина

Гранит

Помидор

3.Тренировочное упражнение. Работа у доски.Приведём примерные ответы.

Завтрак образовано от за утра, утро с помощью суффикса – ок. У изменилось в в, -ок изменилось в –ак под влиянием аканья.

Висок (ср. висеть) первоначально означало «висящая прядь волос».

Подол  возникло на основе сочетания по долу, т.е. по низу; длань – ладонь, т.е. низ. Кстати именно значение «долина, низина» (наряду с низ юбки) было в древнерусском языке и до сих пор есть в современных русских народных говорах.

4.Работа по группам. Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от  слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный - ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.сследовательской работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.

Фронтально

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Вводное слово

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос учащихся по теме «Основные способы образования слов в русском языке». Проверка домашнего упражнения, чтение «по цепочке».

Ситуация – проблема

а) Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова.

б) аналитическая беседа (обсуждение):

-  Что вас удивило? Что интересного заметили? На что обратили внимание?

- Почему возникли разные мнения, разные решения?

- Как  можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?)

- Какая будет тема урока?

в) главный вопрос урока (проблемный вопрос)

г) выдвижение гипотез

Ситуация целеполагания

а) определение целей и учебных задач

б) организация поиска личностного смысла новых знаний

Ситуация планирования

а) формулировка вопросов, определяющих содержание темы (В чём же состоят особенности этимологического словаря?...)

б)с оставление плана предстоящей деятельности

Фронтальная

Запись в тетради числа и классной работы.

Фронтально-индивидуальная работа

наблюдают

Фронтально

Запись темы и главного вопроса в тетрадь

письменно после обсуждения в парах

-обосновывает свое мнение(МР)

-выделяет существенные признаки

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе? Пытались ли вы узнать, откуда произошли слова:  торжество, богатый, зима, волейбол, зеркало? Я думаю, хотя бы раз в жизни вы задумывались над этим, ведь все мы рождаемся с потребностью разгадать тайну появления слова, понять его истоки, выявить скрытый смысл, заложенный в нем. Но иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова.

Работа с понятием (подведение под понятие, выведение понятия). Иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение слова. Вот тогда на помощь нам приходят этимологические словари. Что же такое этимологический словарь? В чём состоит его особенность?

Существует специальная наука – этимология, которая возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения.

Практическая работа: выполнение практических заданий сравнение, классификацию, обобщение, моделирование и т.д.

-решает языковые задачи моделированием(МР)

-сравнивает свои ответы с ответами одноклассников, умеет выражать свои мысли(ПР)

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя(ПР)

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ситуация иллюстрация

а) предъявление наглядных примеров применения новых знаний; решение практико-ориентированных задач на основе изученного теоретического материала и способы деятельности, которые ученику необходимы

б)  анализ, обобщение, выводы

Ситуация выбора

а) предложение выбора заданий по уровню сложности, способу решения

б) анализ, обобщение, выводы

групповая работа (письменно и устно)

индивидуальная самостоятельная работа

-формирует навыки самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности(МР)

-формирует умение взаимодействовать со сверстниками,  находить общее решение(МР)

-проявляет устойчивый интерес к теме(ЛР)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Ситуация рефлексии

а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности;

б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей

Ситуации самооценки

а) графики, диаграммы, содержательная самооценка

коллективная дискуссия

индивидуальная, парная,  групповая, коллективная работа

-проводит анализ полученных знаний(ПР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...