Технологическая карта урока русского языка 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Щепетьева Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx119.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка в 5 классе

(учебник под редакцией А.Д. Шмелёва)

Тема урока: «Гласные после шипящих»

Цель деятельности учителя

Актуализировать  и восстановить знания о правописании гласных а, у, и после шипящих, отрабатывать умение правильно писать гласные а, у, и после шипящих; формировать уважительное отношение к родному языку, к мнению товарищей, обогащение  активного и потенциального словарного запаса, продолжить обучение самоанализу.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правило о правописании гласных а,у,и после шипящих; уметь применять алгоритмы выбора верного написания.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Орфограмма

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Угадайте, на чём? (На доске - вагончики)

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Личностные: положительное отношение к учёбе, желание приобрести новые знания, умения, навыки.

Познавательные: осознание поставленной задачи.

Регулятивные: совместное планирование необходимых действий, операций.

2.Актуализация

Чтоб ход паровозу набрать,

Слово вам предстоит прочитать.

Я думаю, это не трудный вопрос:

Слово сложи из весёлых колёс. (Щ,Н,О,Ч,И,А).

Правильно, ребята. На весёлом паровозе мы поедем  до станции «Чащино».

-Мы подъехали к станции «Вспоминай-ка». Посмотрите, сколько в поезде пассажиров! Давайте назовём всех, кто едет с нами. На доске словарь в картинках. Ученики проговаривают  словарные слова, учитель «усаживает» пассажиров в вагоны, вывешивает карточки со словами.

-Давайте вставим пропущенные буквы.

Карточки переворачиваются, на обороте слова написаны полностью).

Л_сица                В_рона

За_ц                     В_р_бей

С_бака                С_рока

-Спишите слова, поставьте ударения, отметьте безударные гласные. Все справились? Давайте проверим.

-Все по вагонам. Следующая станция «Узнавай-ка».

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ежики, чижи,

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши!

На экране жирафы, моржи, мыши.

-какие слова отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос-что?

-Что мы знаем о правописании  сочетаний жи-ши?

Обратимся к учебнику на стр.105. Рассмотрите таблицу, ответьте, какие есть слова-исключения?

А теперь посмотрите на экран. Презентация «Какую пользу приносят животные».

Текст: «Древние животные на Земле  были громадные и страшные. Некоторые из этих великанов ели траву и водоросли. И сейчас на Земле  живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы, змеи, черепахи. Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не подружился с некоторыми животными. Они стали его верными помощниками. Собака его охраняла и помогала охотиться, на лошади он ездил, перевозил грузы, пахал. Корова поила молоком, верблюд давал молоко и шерсть, пчёлы-мёд. Тем не менее, человечество безжалостно истребило многие виды птиц и зверей. Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь ты не погубил без надобности ни одного живого существа, а твоё сердце было добрым ко всему, что бегает, ползает, плавает, летает, ходит».

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра  высказывания, выполняют задания, смотрят презентацию,  воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины.

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; для решения учебных задач осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, обосновывают свою  точку зрения.

Познавательные: способность понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

3.Выявление места и причины затруднения

-Выпишите слова из презентации с сочетаниями жи, ши, подчеркните орфограмму. Работа выполняется под контролем учителя.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Обдумывают ответы на вопросы, осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;

Регулятивные: осознают недостаточность знаний, учатся рефлексировать;

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения для решения проблемы информации.

4.Целеполагание и построение проекта  выхода из затруднения.

Станция «Словознай-ка». Вставьте верные карточки  с правописанием жи-ши.

-роко, -вот, -ло, -знь, -на, -раф

Отвечают на вопросы, работают с учебником.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают из прослушанного объяснения учителя необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:  планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах  с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Учитель показывает на экране красочную картину.

-Это и есть станция Чащино. Мы приехали. Ребята, здесь живут звери, рыбы, птицы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Так какое же это правило? Придумайте слова с сочетаниями жи-ши. (ландыши, , камыши и т.п.)

Отвечают на вопросы, формулируют правило.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его для решения учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют деятельность  в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы для уточнения последовательности работы.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Письменная работа упр. 60, стр.106.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве делают вывод.

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Познавательные: осуществляют логические операции, делают выводы, осуществляют отбор необходимой информации из учебника.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Упражнение базового уровня:упр. 61( 1 часть), повышенного уровня упр. 61 (1 и 2 часть).

Выполняют задания, в том числе повышенного уровня

Индивидуальная

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формируют собственные мысли

8. Включение в систему знаний и повторение.

-Перед вами елочка, на которую вы повесите шары. Если усвоили правило лучше, чем в начальной школе, повесьте красные шары, если что-то осталось непонятным, то синие шары. Обсудим, что осталось непонятным.

Оценивают себя и товарищей, отвечают на вопросы.

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

9.Домашнее задание

10.Рефлексия учебной деятельности.

Упражнение 63, п. 12, 1 ч.

Беседа:

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности  появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение? Дайте оценку нашей работе: поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

индивидуальная

Познавательные: учиться принимать решение, обосновывать свой выбор

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и исследовательских , аналитических умений; приобретают умение мотивированно  организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...