ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме урока: Имя числительное.
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Спирина Марина Анатольевна

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о числительном

Задачи урока: образовательные (предметные): формировать понятие о числительном как о части речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает, синтаксическая роль), отличать порядковые и количественные числительные, отличать числительное от других частей речи, формировать умения находить в тексте числительные и правильно их писать; употребление числительных в речи;

развивающие (метапредметные) регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока,  соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям;  

коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, любовь к книге, самостоятельность в работе;

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении упражненния, развивать точность, прочность, скорость запоминания,  умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока  урок «открытия» нового знания

Форма урока: индивидуальная

Методы обучения: метод самостоятельной работы, метод проблемного и проектного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Имя числительное81 КБ
Файл asya_veshnie_vody.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

 Предмет:  русский язык

Класс: 6

Тема урока: Что обозначает числительное?

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о числительном

Задачи урока: образовательные (предметные): формировать понятие о числительном как о части речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает, синтаксическая роль), отличать порядковые и количественные числительные, отличать числительное от других частей речи, формировать умения находить в тексте числительные и правильно их писать; употребление числительных в речи;

развивающие (метапредметные) регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока,  соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям;  

коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, любовь к книге, самостоятельность в работе;

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении упражненния, развивать точность, прочность, скорость запоминания,  умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока  урок «открытия» нового знания

Форма урока: индивидуальная

Методы обучения: метод самостоятельной работы, метод проблемного и проектного обучения

Средства обучения и оборудование: учебник под редакцией М.М. Разумовской, презентация «Что обозначает числительное

Технологическая карта урока

        

Деятельность учителя

                                                                       Познавательная

                                                                             Коммуникативная

                                                                      Регулятивная

Деятельность ученика

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

По определённым признакам назвать   часть речи.

Ставить и формулировать проблему

  • Планирует учебное сотрудничество с учителем

Планировать действия в соответствии с поставленной задачей

Слушает учителя

Определяет тему урока и учебную задачу

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Принимать и сохранять учебную задачу

Уметь задавать вопрос к числительным

определять грамматиче

ские признаки

Планирует учебное сотрудничество с учителем

Планировать действия в соответствии с поставленной задачей

Прогнозирует ответ на поставленный вопрос.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Подведение под понятие «Что обозначает числительное»

Выделяет главное

Уметь пользоваться алгоритмом

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Уметь использовать дополнитель

ную литературу (учебник).

Осуществляет самопроверку

Выделяет главное

Планировать действия с поставленной задачей

Строить монологическую речь

Умеет  оценивать свои действия

Находить и исправлять ошибки

Извлекать необходимую информацию из текста

Осуществляет

учебное сотрудничество с учителем

Формулиро

вать свою мысль

 Использует памятки-схемы

Планировать свои действия

 Уметь задавать вопрос, отличать порядковые и количествен

ные числительные

Осуществляет самопроверку

сопоставляет, группирует слова

Способность действовать с учётом позиций других

Умеет оценивать свои действия

Находить и исправлять ошибки

Уметь систематизи

ровать, классифици

ровать,делать выводы

Осуществляет самопроверку

Распределяет числительные по группам

Уметь класифициро

вать числитель

ные по гуппам и разрядам

Назвать числительное, указать значение, раз

ряд

объяснить

Задаёт вопрос, определяет порядковые и количествен

ные числительные по вопросу, значению, разряду

 Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения

Распределяет слова по группам

Уметь классифицировать слова и понятия

Строить логически обоснованные рассуждения

Выполняет  сотрудничество с учителем

Группирует  слова

Вспоминать имеющиеся данные по теме урока.

Отличать числительное от имени существитель

ного  и прилагательно

го, наречия, глагола по грамматиче

ским признакам

Владеть технологией и приёмами изучающего чтения.

Развивать точность, прочность, скорость запоминания прочитанного текста

Игровой момент

Соблюдать правила речевого поведения

Корректи

ровать

 Монологиче

ская речь

 

Развивать умение пользоваться полным ответом

Строит логически обоснованные рассуждения,

Уметь быть готовым корректиро

вать свою точку зрения.

  Строит рассуждения на основе полученных знаний

Уметь грамотно объяснять, говорить, используя научные термины  

Строит логически обоснованные рассуждения,

осуществляет самопроверку

Научиться группировать слова по заданным основаниям.

Уметь находить и писать числительные прописью,  указывать разряд ,  объяснять орфограммы

Находит  пути решения учебной задачи

Развивать навыки чтения, письма,  формировать орфографическую зоркость

Выстриивает последовательно объяснение по тексту

Развивать умение анализиро

вать, сравнивать, делать выводы.

С достаточной полнотой выражать свои мысли

Умеет выделять главное

Уметь слушать и слышать других

 Оценивает  результаты свое деятельности

Анализировать собственную работу

Рефлексиро

вать способы и условия действий.

Контролиро

вать и оценивать результаты деятельности

Формировать собственное мнение

 Оценивает результаты свое деятельности

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 Определять степень успешности работы

Уметь использовать числительные в тексте, правильно их писать

Грамотно употреблять числительные в письменной речи

Планировать домашнюю работу в соответствии с поставленной задачей

 1 Постановка учебной задачи

(слайд 1)

(слайд 2)

(слайд 3)

Приветствует учащегося.

Читает лингвистическую загадку

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

 Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

Просит  назвать тему урока, поставить учебные задачи,  проблемный вопрос

Приветствует учителя

Отгадывает лингвистическую загадку о числительном

 

Определяет тему урока, учебные задачи.

Проверяет правильность

(слайд  3)

Записывает в тетрадь число, тему урока.

2

Вхождение в тему урока.

Создание проблемной ситуации

(слайд 3)

Задаёт ученику проблемный вопрос: «По каким признакам определяем числительное?

Даёт ответы на проблемный вопрос.  

3

Организация и самоорганизация учащегося в ходе дальнейшего усвоения   материала.

(слайд 4)

(слайд 5)

Учитель-координатор

помогает осуществить план действий

Помогает в составлении кластера

Составляет в рабочей тетради кластер на тему «Числительное»

1 Вопросы

2 Что обозначает?

3 Синтаксическая роль

Слушает правило, оценивает устный ответ

Самопроверка по учебнику

стр. 263

(1, 3 абзацы)   (слайды 4,5)

Дополняет свою запись

Формулирует правило

 4

Первичное

закрепле

ние знаний по теме

Сохранение интереса к теме

 Рассказывает правило, используя кластер и текст учебника

5

 Мини-исследо

вание по теме

Введение нового понятия «Порядковые и количественные числительные»

(слайд 6)

Организует исследование

по теме, задаёт вопрос:

— По каким признакам отличаем числительные:

три, третий?

Сравнивает числительные:

три и третий

по алгоритму

1 Вопрос

2 Что обозначает

3 Синтаксическая роль

 объясняет и доказывает.

Проверяет по презентации

(слайд   6)

Дополняет кластер

6

Закрепление данного понятия.

Опережающее обучение.

Введение нового понятия (целые, дробные, собирательные числительные)  

 (слайд 7)

Повторяет проблемный вопрос:

  -По каким признакам определяем числительное?

Дополняет кластер новыми понятиями (целые, дробные, собирательные числительные)

Отвечает на вопрос:

-по каким признакам определяем числительное?

7

Самостоя

тельная работа

(Распреде

лительный диктант)

(слайд 8)

Огранизует самостоятельную работу уч-ся

Читает загадки: (слайд 8)

Три глаза, как три приказа. А красный – самый опасный.

Один бежит, другой – лежит, третий – кланяется.

Восемь ног, как восемь рук, вышивают мухам круг.

Рассыпался горох на шестьсот дорог.

Никто его не считает и не собирает.

Один – седой,другой – молодой,третий – скачет, а четвертый – плачет.

Распределяет числительные по группам: порядковые, количественные

 

8

Физкульт

минутка

(слайд 9)

Организует физкультминутку

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть

Выполняет динамическую паузу

Называет числительное, разряд,  доказывает

9

Мини-исследование

Введение понятия «Отличие числительных от других частей речи»

(слайд 10)

Организует дидактическую игру

«Третий лишний»

 1) Двойка,  трояк, три

2) Удвоиться, два, второй

3)Трёхэтажный, три, третий

4)Дважды, четырежды, пять

Читает слова

(слайд 10)

Называет лишнее слово, объясняет, отличает части речи  

по алгоритму

1 Вопрос

2 Что обозначает

10

Устное закрепление данного понятия.

Работа с учебником

(слайд 11)

Организует работу с учебником

Работа с учебником.

Выполняет устно упражнение 574

(параграф 49)

Читает и пересказывает лингвистиче

ский текст.

Делает вывод.

11

Закрепление.

Практикум.

 Тестовое задание

 

 (слайд 12)

 

12

Закрепление.

Практикум

 Работа с текстом.

(слайд 13)

Организует работу с текстом.

Текст

1 печатные книги называли чудом. Создание рукописных книг было делом сложным и долгим. На изготовление каждой из них  уходил не 1 год, а иногда до 5-7 лет.

Проверяет выполненную работу

Читает  текст

(слайд 13)

пишет заглавие, записывает текст в тетрадь.  Указывает числительное, разряд, синтаксическую роль

Объясняет учителю.

 13

Подведение итогов урока.

(слайд 14)

подводит  итоги  деятельности ученика

-Задаёт проблемные вопросы

-По каким признакам мы определяем числительное как часть речи? -Можно ли обойтись в нашей речи без числительного?

Отвечает на проблемные вопросы

(слайд 14)

14 Рефлексия

(слайды 15, 17)

 Организует рефлексию.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил ученик в течение урока.

Как  обойтись бы без числа                                          Наука точная могла?                                         Расчёт во всяком деле нужен,                                         Ты и с числительным будь дружен.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляет внутреннюю речь.

Использует клише для рефлексии.

Оценивает свою работу на уроке, своё психологическое состояние, выбирает смайлик в презентации (слайд 17) или заполняет оценочный лист

15

Домашнее задание

(слайд 16)

Объясняет домашнее задание творческого характера:

Составить текст

на тему:

 «Книга в моей жизни», используя числительные

Записывает задание в дневник (повторить правило, написать текст)

(слайд 16)



Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе. Тема: "И.С. Тургенев "Ася". "Тургеневская" девушка в повести. Образ Аси"


Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с  изображением девушек

Ход урока.

I.  Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.

II.  Учет знаний.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает : «Что за  хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к  чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как  у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в  голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

- Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение ответа

Теория литературы
Такой портрет называется
психологическим, т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в  различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л. Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и  вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (
приложение №1):
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы  по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно  сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Портрет героини

Нравственные качества

О чем мечтает

Обобщение, выводы

 

 

 

IV. Итог урока.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Выбрать и выполнить задание из предложенных:
1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
2. Написать письмо Асе;
3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует  вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор (
приложение №2)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное" в соответствии требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя числительное"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаИмя числительное как часть речиТип урокаУрок «открытия» н...