Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Собирательные числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хамидуллина Галина Анатольевна

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_kartasobchis.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  6 классе

Тема урока: Собирательные числительные.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК:    Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Цели :

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные: извлекать информацию из словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные: анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами существительными, грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.

Методы и формы обучения: поисковый метод, индивидуальная, групповая, фронтальная формы

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.                     

                                                                         

                                                                   

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к деятельности

      Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

улыбки подарим гостям,

к уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Молодцы! Все улыбнулись!

Пусть на уроке вам сопутствует успех!

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, применение прежних знаний в новой ситуации, организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям о предложении

   Сегодня наш урок  мы начнем   с игры  «Третий лишний» (слайд 1)

Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили? 

  1. семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
  2. две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются.

Как их можно назвать? – они собирательные

Отвечают на вопросы. Строят доказательный ответ.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют для решения учебных сравнение, классификация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Формулирование цели и задач урока.

Цель этапа:

 Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Сформулируйте тему сегодняшнего урока: “Собирательные числительные”.

        Записать в тетрадях число,  тему. (слайд2)

Опираясь на тему, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы: (слайд3)

Цели:

1) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) учиться правильно…………. в речи………….

Формулируют цель урока.

Регулятивные: формулируют цели и задачи учебной деятельности, планируют деятельность

Коммуникативные: сотрудничают в выборе информации

Личностные: осознают свои возможности в учении.

4. Открытие новых знаний.

 Цель этапа:

усвоение учащимися нового материала

Рассмотрите таблицу. Какую работу надо выполнить? (надо от количественных числительных, обозначающих целые числа, образовать собирательные числительные.)

(Слайд 4)

Образуются

Два

Двое

Три

?

Четыре

?

Пять

?

Шесть

?

Семь

?

Восемь

?

Девять

?

Десять

?

Итак , мы выяснили как образуются собирательные числительные, а сейчас давайте посмотрим, в чем особенность собирательных числительных?   Поможет вам ответить на этот вопрос ваш учебник стр.56.  Используя его, вы составите схему, опираясь на которую сумеете легко ответите на данный вопрос, работать будете в парах.

Проверьте, какая получилась схема  (слайд 5)

Какой же вывод мы можем сделать?  С какими существительными употребляются собирательные числительные?

А теперь, используя свои схемы, составьте и запишите возможные словосочетания  (слайд 6)

Трое  спортсмен,  ученица, котенок, лопата, ножницы, победитель, сутки.

-читают составленные словосочетания

-какие слова не использовали, почему?

 Анализируют таблицу, образуют числительные.

Знакомятся с теоретическим материалом учебника, в парах составляют схему, представляют результаты работы

Проводят самопроверку, взаимопроверку, делают выводы, составляют возможные словосочетания

Работа в парах

Регулятивные:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

5. Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнем, чтобы с новыми силами продолжить нашу успешную работу.

Встали.

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

Проверим внимательность: сколько числительных использовали в нашей физминутке? (5)

6. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

А теперь проведем лингвистический эксперимент:  просклоняйте словосочетание двое верных друзей, выделите окончание числительного и прилагательного во всех падежах (на карточках)

И.п.

Сколько?

двое верных друзей

Р.п.

Скольких?

Д.п.

Скольким?

В.п.

Скольких?

Т.п.

Сколькими?

П.п.

О скольких?

Проверьте себя (самопроверка) (слайд 7)

Что помог выяснить наш эксперимент?

 Какой вывод можно сделать из этой работы с собирательными числительными?    

Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе).  (слайд 8)

   Запишите предложения, употребив числительное оба (обе) в нужной форме (слайд 9)

  1. На  ………..    стенах висели стенды.              (1 ряд)

  1. Хорошие отношения установились между  …………

    государствами.                                                   (2 ряд)

  1. ………     детей, брата и сестру, приняли в секцию.     (3 ряд)

Самопроверка

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

6. Рефлексия

Цель этапа: 

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(слайд 10)

  1. Какая была цель урока?  Достигли мы цели?
  2. Чему научились на уроке?
  3. Какие трудности встретились, что было  легко?

Как бы вы оценили свою работу?

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание

(слайд 11)

1. подобрать 6 пословиц с собирательными числительными

2. упр.426



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"

Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное" в соответствии требованиям ФГОС...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме урока: Имя числительное.

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о числительномЗадачи урока: образовательные (п...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя числительное"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаИмя числительное как часть речиТип урокаУрок «открытия» н...


 

Комментарии

Лесная Дина Сергеевна

Галина Анатольевна, очень интересная разработка!