Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Говор Христина Александровна

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классе

учителя МБОУ СОШ 1 г. Охи Говор Христины Александровны

 

Тема урока

Имя числительное как часть речи

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Формирование представления об имени числительном

Задачи урока

  • Обучающие: формирование умения работать с текстом
  • Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах.
  • Воспитательные: воспитывать морально-     нравственные, формировать  гражданско-патриотические качества личности

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, практикум, опрос, поощрение, оценка; прогноз по названию,  вопросы, диалог, работа с текстом, составление схемы, работа с учебником, карточками.

Планируемые результаты (предметные)

Находят имя числительное среди других частей речи, определяют его грамматические признаки и синтаксическую роль;  отличают имя числительное от других частей речи

Личностные

Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность
  • Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы
  • Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Основные термины и понятия

Части речи, самостоятельные и служебные части речи, имя числительное, грамматические признаки, синтаксическая роль

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 6 класс» (автор М. М. Разумовская), презентация, мультимедийный проектор, карточки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка в 6 классе

учителя МБОУ СОШ  1 г. Охи Говор Христины Александровны

Тема урока

Имя числительное как часть речи

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Вид урока

Смешанный

Цель урока

Формирование представления об имени числительном

Задачи урока

  • Обучающие: формирование умения работать с текстом
  • Развивающие: развивать способность анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные умения высказывать свою точку зрения, аргументировать её, строить монологические высказывания, работать в группах.
  • Воспитательные: воспитывать морально-     нравственные, формировать  гражданско-патриотические качества личности

Методы и приёмы

Создание проблемной ситуации, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, практикум, опрос, поощрение, оценка; прогноз по названию,  вопросы, диалог, работа с текстом, составление схемы, работа с учебником, карточками.

Планируемые результаты (предметные)

Находят имя числительное среди других частей речи, определяют его грамматические признаки и синтаксическую роль;  отличают имя числительное от других частей речи

Личностные

Мотивируют свои действия, понимают значение границ собственного знания и незнания, понимают и осваивают социальную роль обучающегося

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирую учебную деятельность
  • Познавательные: формулируют цель, проблему, ищут и выделяют информацию, анализирую языковые явления, строят цепь логических размышлений, выдвигают и обосновывают гипотезы
  • Коммуникативные: определяют цель, функции участников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, принимают решения, полно и точно выражают свои мысли

Основные термины и понятия

Части речи, самостоятельные и служебные части речи, имя числительное, грамматические признаки, синтаксическая роль

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык, 6 класс» (автор М. М. Разумовская), презентация, мультимедийный проектор, карточки

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

Выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Эпиграф:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

     Здравствуйте! Сегодня  я пришла к вам в прекрасном настроении и хочу поделиться им с вами. Мы собрались здесь, чтобы покорить очередную вершину знаний в стране Лингвистики. А для этого нам необходимы не только приобретённые ранее знания и умения, но и ваше хорошее настроение.  Но сначала мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите  квадратик, цвет которого соответствует вашему настроению: зелёный- у меня отличное настроение, жёлтый- настроение не очень хорошее, красный- у меня плохое настроение. Спасибо.

     Я надеюсь, что урок пройдёт интересно и продуктивно. Сегодня на уроке мы должны определить, что мы ещё не знаем, после чего вы будете самостоятельно открывать новые знания

Готовятся к «открытию» новых знаний

Коммуникативные, регулятивные

2.Актуализация и пробные учебные действия

Цель:

Осознание и фиксация индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия

22 июня 1941 года (слайд 2), в 4часа утра, не объявляя о начале войны, германские войска вероломно напали на нашу страну.  В боевые действия вступили 153 немецкие дивизии (слайд 3), 3712 танков (слайд 4) и 4950 боевых самолетов (слайд 5).

     О каком историческом событии я сейчас прочитала? Правильно: речь шла о начале Великой Отечественной войны (слайд 6). Что вам помогло узнать это событие? Какую ещё информацию вы получили?  Что вам в этом помогло? Какой частью речи являются эти числа? Хотите узнать, о какой части речи только что шла речь? Это  имя числительное.  (слайд 7) Знакомы ли вам остальные части речи? А хотите научиться находить имя числительное в тексте? Сегодня вы научитесь этому.

Что мы знаем об имени числительном? Можете сами сформулировать тему и цель нашего урока?

Сделаем записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы, делают вывод. выделяют проблемный вопрос, формулирую цель и тему урока

Познавательные, коммуникативные

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

Осознание каждым обучающимся причины своего затруднения

Все ли части речи из предложенного текста вы узнали? Какие не узнали? Почему вы не смогли определить часть речи?

Отвечают на вопросы и приходят к выводу, что не могут ответить на вопрос, потому что не хватает знаний

Познавательные, коммуникативные,регулятивные

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Построение плана действий из затруднения

-Что мы сегодня должны узнать на уроке? (Что обозначает имя числительное, его  грамматические признаки и синтаксическую роль; отличие имени числительного от других частей речи).

-Как вы думаете, каким способом это можно сделать?

-С помощью чего мы будем добывать информацию?

Отвечают на вопросы, составляют план действий

Познавательные, коммуникативные регулятивные

5.Реализация построения проекта

Цель:  

Фиксация решения поставленной учебной задачи, нового способа действия

1 этап:  

     Запишем первое предложение текста в тетрадь, причём год события я предлагаю записать цифрой (один ученик работает у доски).

Задание: объяснить орфограммы и пунктограммы. Определить лексическое значение слова «вероломно» (дерзко, коварно, неожиданно, путём обмана, измены). Подобрать к нему синонимы.  Почему я предложила записать имя числительное словами? Все ли правильно записали числительные?

     В ходе изучения темы мы научимся правильно их писать.

Сообщение 

     Название числительное является производным от слова «число»  и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи  (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы?  В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии  для детей». Раздел  «Языкознание. Русский язык»).

2 этап

Работа с учебником (знакомство с новым материалом, поиск ответа на вопросы)

 2 этап:

Предлагаю самостоятельно прочитать теоретический материал учебника и найти ответы на вопрос:

- какая часть речи называется именем числительным;

- на какие группы делятся имена числительные;

-на какие вопросы отвечает каждая группа числительных;

-как изменяются имена числительные;

-какие грамматические признаки имеют имена числительные;

-синтаксическая роль имени числительного.

3 этап

Составление схемы совместно с учителем

Учитель:

     Определите в записанном предложении группы числительных. Ещё раз прочитайте в учебнике сведения об этой части речи .

Какую ещё информацию  мы не озвучили? (Каким членом предложения является существительное. если находится в сочетании с числительным). Определить синтаксическую роль числительных в записанном предложении. 

Историческая справка:

Существуют данные, что в конце войны, когда уже было понятно, что для фашистской Германии она проиграна, Гитлера, чтобы избежать преследований союзников, заменили двойником. Густав Велер заменил фюрера, когда тот пошёл на традиционную прогулку со своей собакой. Такие прогулки были делом вполне обычным, и никто не обращал на них внимания, так что никто не заметил подлога, когда в бункер вернулся уже не Гитлер, а его двойник с похожей на Блонди овчаркой. Так ли это? Неизвестно, но такая теория имеет доказательства.

     Я не зря заговорила о двойниках. Кто такие двойники? (слайд  8). Можно ли их отличить друг от друга? У имени числительного тоже есть двойники: другие части речи, имеющие числовые значения. Попробуем выяснить, какие это части речи. Какой частью речи является слово «двойник»? Имеет ли оно числовое значение? Какое? Запишите это слово, указав в скобках часть речи. Запишите словами цифру «два» Попробуем подобрать другие части речи. Что между ними общего? Выделите корень. Чем отличаются имена числительные от других слов с числовым значением? Попробуем записать слова цифрами. Почему мы не может это сделать? Почему мы можем записать слово «два» числом?

Работают в тетрадях и у доски, отвечают на вопросы, работают в группах, самостоятельно работают с учебником, ищут ответы на поставленные вопросы, совместно с учителем составляют схему теоретического материала, делают выводы

Познавательные, коммуникативные регулятивные

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепление и проговаривание новых знаний

-Итак,  какая часть речи называется именем числительным;

- на какие группы делятся имена числительные;

-на какие вопросы отвечает каждая группа числительных;

-как изменяются имена числительные;

-какие грамматические признаки имеют имена числительные;

-синтаксическую роль имени числительного;

-имена числительные имеют «двойников»: слова с числовым значением.

Прежде, чем мы приступим к следующему этапу нашего урока, я хотела бы, чтобы вы дали мне ответ на вопрос: кто такой патриот?  В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова такое определение этого слова: «1.Патриот- человек, проникнутый патриотизмом, 2.перен, человек, преданный интересам какого-либо дела.». А слово «патриотизм» толкуется как преданность и любовь к своему народу. Мы не зря уточнили значение этих слов (слайд №9). Сегодня мы узнаем имена  истинных патриотов-людей, проникнутых патриотизмом: преданностью и любовью к своему народу, своей Родине. И доказали они свою преданность делом. Речь пойдёт о юношах и девушках, которые были вашими сверстниками или чуть старше вас.  

Отвечают на вопросы, дают определение понятий, отвечают на вопросы, делают выводы

Познавательные, регулятивные

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

Организовать выполнение самостоятельной работы на новое знание; обеспечить самопроверку по эталону; предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

1. Сообщение (историческая справка)

    В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Их образы - символ мужества и верности Родине. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Сегодня вы узнает их имена.

2. Работа в группах

   Вы разделитесь на пять групп, каждая группа получит карточки с небольшой информацией об одном из этих героев. Прочитав текс, выполните ряд заданий. Отвечая и комментируя свои ответы, познакомите участников других групп с информацией о своих ровесниках, которые были удостоены звания героев СССР.  Ваша задача- записать предложения, определить группу числительных и их синтаксическую роль .

Задание первой группе:

Валя Котик – юный пионер-герой. Последнее боевое задание выполнял на пятый день после своего Дня рождения. Ему исполнилось тогда 14 лет.

Задание второй группе

Лёня Голиков- юный разведчик. Он был очень худенький и  товарищи думали, что ему идёт четырнадцатый год. На самом деле ему было шестнадцать лет.  

Задание третьей группе

Марат Казей, закончил только четыре класса сельской школы. Когда ему шёл тринадцатый год, он воевал наравне со взрослыми.

Задание четвёртой группе

Саша Чекалин закончил восемь классов средней школы. Ему шёл шестнадцатый год, когда он ушёл на фронт.

Задание пятой группе

Зина Портнова окончила семь классов сельской школы. Семнадцатилетняя девушка не уступала в смелости и героизме взрослым бойцам.

3 Взаимопроверка, коррекция

Итак, проведём взаимопроверку (параллельно выступлению групп демонстрируются слайды №№ 10-14 с фотографиями пионеров-героев).

Учитель:

Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - звание Героев СССР…посмертно (слайд  15). Они погибли во имя нашего с вами будущего…так и оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Они были истинными патриотами своей Родины и доказали это делом.  Этих героев знали поименно все советские школьники. С сегодняшнего дня вы тоже знаете их имена.  

А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

-Что вызвало затруднение при выполнении задания?

-Где вы допустили ошибки?

Работают в группах: записывают предложения, определяют группу числительных и их синтаксическую роль. Выполняют взаимопроверку по составленной схеме, находят и исправляют ошибки.

Познавательные, регулятивные

8.Физкультминутка

Цель:

Снять напряжение у обучащихся путем переключения на другой вид деятельности

Все умеем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

9.Включение в систему знаний и повторения

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний

Беседа по вопросам: учащиеся отвечают на вопросы, иллюстрируя их примерами

-Какая часть речи называется именем числительным?

-Все ли слова со значением счета являются числительными? Какие ещё части речи могут иметь числовое значение? Как их различать?

-С какими  группами  числительных вы познакомились? На какие вопросы отвечает каждая группа числительных?

-Какие грамматические признаки имеют имена числительные?

-Какова синтаксическая роль  имени числительного?

     Какую цель мы ставили сегодня? Как вы считаете, мы её достигли? Какое задание мы сегодня не выполняли? (Не определяли грамматические признаки числительных и не записывали числительные словами). Это не было  нашей целью. Далее, в ходе изучения темы «Имя числительное», мы научимся определять грамматические признаки числительных и грамотно писать эти части речи.

Как обойтись бы без числа (слайд  16)

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Отвечают на вопросы, иллюстрируя их примерами, анализируют, делают выводы.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

10.Рефлексия

Цель:

Самооценка результатов своей учебной деятельности; осознание метода построения и границ применения нового способа действия; определение заданий для самоподготовки

А сейчас вы получите вопросы. Письменно дайте на него ответ.

«Вопросник»:

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Какая информация была интересной?

3.Что ещё хотели бы узнать?

4.Что было трудным?

5.Что мешало  в работе и почему?

А  теперь мне бы хотелось узнать, какое у вас настроение. Если хорошее - поднимите зелёный квадратик, не очень хорошее- жёлтый, совсем нет настроения- красный.

Домашнее задание (слайд  17)

На выбор: (можно выполнить оба задания)

1.  П. 49, упр.  577.

2. Используя имена числительные, написать сочинение-миниатюру на тему «Как я понимаю патриотизм».

Спасибо за урок (слайд №18).

Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют своё мнение, демонстрируют настроение

Личностные, коммуникативные, регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....