Урок русского языка в 5 классе "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Окушко Вера Алексеевна

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Фонетика. Гласные и согласные звуки».

В основу разработки урока открытия нового знания положена структура урока технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika.docx139.02 КБ
Файл fonetika.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Класс

5

Тема урока

Фонетика. Гласные и согласные звуки

Цель деятельности учителя

Создание условий для изучения гласных и согласных звуков, способов их образования, особенностей произношения и употребления.  

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать  предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные: способность задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса. развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, тетрадь, карточки с заданием и самооценкой, аудиозаписи звуков природы и стихотворения Агнии Барто «Звонки», мячик.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция.

УМК        

Учебник «Русский язык. 5 класс». Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова  и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль и оценка

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие.

2. Вступительное слово.

Стратегия «Корзина идей»

- Посмотрите на Слайд № 1. Как вы думаете, о какой науке пойдёт речь и почему вы так считаете? Какая наука о языке  самая нужная? Запишите свои мысли.

- Выскажите ваши предположения.

- Посмотрим, насколько верны ваши ответы.

-  Слайд № 2. Послушайте, пожалуйста, аудиозапись. Что вы слышите? (Звуки природы). Что видите? Нарисуйте словесный образ. (Приложение 2)

- Одинаково ли увидели звуки природы ребята?

-  Слайд № 3. А теперь послушайте эту аудиозапись. Что слышите сейчас? (Звуки речи) (Приложение 3)

- Чем звуки речи отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

- Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (О звуках речи).

- Посмотрите на  Слайд № 4. Перед вами предметы. Как вы думаете, что объединяет их? (часть слова – ФОН).

- Может быть, вы вспомните ещё слова с этой частью – фон?

- Есть такое греческое слово phone. Именно оно вошло в состав этих слов. Что же общее у этих слов. Переведите   слово phone на русский язык. (Звук).

- Раздел науки о языке, в котором изучаются  звуки речи, тоже имеет слово фон в своём названии. И это слово __(Фонетика)___.

Приветствуют учителя.  Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Смотрят презентацию  (Приложение  1) и участвуют в диалоге с учителем.

фронтальная и индивидуальная

Личностные (Л): формирование нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам.

Коммуникативные (К): умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные (Р): прогнозирования как предвидения будущих событий

Познавательные (П): умение решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи.

устные ответы

2. ВЫЗОВ

Актуализация имеющихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.

3.Стратегия «Кластер» (слепой)

- В начале учебного года мы уже говорили о звуках речи. Вспомните ли вы их? Устно заполните схему. Слайд № 5.

- Проверим.  Слайд № 6.

   

- Перед нами тема урока. Сформулируйте её.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «Фонетика. Гласные и согласные звуки». Слайд № 7.

- Какие цели и задачи вы поставите перед собой? Запишите их. Озвучьте.

Смотрят презентацию. Вспоминают, выполняют работу по заполнению кластера.

Проверяют,  отвечают, обсуждают,

Формулируют тему,

записывают в тетрадях.

Ставят цели, обсуждают.

индивидуальная

фронтальная

индивидуальная

(Р): умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем

П.:  умение использовать схемы для решения задач, умение выделять существенные признаки,

умение решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи.

Р.: умение принимать и сохранять учебную задачу.

К.: умение  формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Самоконтроль,

контроль учителя

3. ОСМЫСЛЕНИЕ

Активное получению информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.

1. Стратегия «Решение лингвистической задачи». Слайд № 8.

Задание: Найдите  слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика».

Суффикс, словосочетание, согласные, корень, предложение, основа, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение. 

- Почему вы так считаете? Слайд № 9. 

2.  Работа с учебником.  Параграф 50, стр. 122.  Слайд № 10

- Прочитайте текст. Правильно произнесите слова в рамочке. Запишите их с транскрипцией  и добавим ещё одно слово:  замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал звуку речи красивое имя – фонема.

- Запишите транскрипцию звука [Э] над буквой Е. Произнесите это слово правильно.

3. Работа с учебником.  Параграф 51, стр. 122.

- Самостоятельно  познакомьтесь с  теоретическим материалом. Поработайте в парах.

Задание: составьте  вопросы по тексту и задайте их друг другу,  оцените ответы. Ответы должны быть полными.

4. Какие органы человека принимают участие в образовании звука? Слайд № 11

5.  Слайд № 12. Упражнение: чем отличаются слова:

кит – кот, дом – дым, лак – лук.

- Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки - смыслоразличители.

- А только ли гласные звуки способны менять слово и его значение? (Согласные звуки тоже).

- Поговорим о согласных звуках.

5.  Работа с учебником.  Параграф 52, стр. 124. Слайд № 13

- Чтение теории вслух.

- Докажите, пожалуйста, достоверность полученной информации: произнесите согласные звуки.

- Итак, кто скажет нам, чем отличаются  в их образовании гласные звуки от согласных?

6.  Слайд № 14.   Произнесите звуки и буквы.

7. Упражнение 268. Подбор и запись 2-3 пар слов, которые  различались бы только одним гласным или согласным.

ФИЗМИНУТКА

 - Проверка выполнения задания. Читают примеры с места, обсуждают. Сами себя оценивают.

8.Упражнение 269.

1) Чтение текста и определение основной мысли.

2) Запись доказательства этой мысли.

3) Выпишите предложение, в котором содержится вывод.

- Проверим правильность вывода? Посчитаем, сколько согласных и гласных звуков в выделенных словах и запишем результаты.

- Согласны ли вы с утверждением?

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы.

Знакомятся с теорией параграфа, готовят вопросы для работы в паре, оценивают себя

Устно работают с заданием, отвечают на вопросы.

Знакомятся с теорией параграфа,

отвечают на вопросы.

Все встают. Игра «Передай другому»

Тот, у кого оказывается мячик, читает свои пары слов. Если правильно, то получает аплодисменты.

Выполняют самостоятельную работу по заданию.

Проверяют и оценивают свою работу.

индивидуальная и  фронтальная

индивидуальная и парная,

фронтальная

парная

фронтальная

фронтальная

индивидуальная

коллективная

Л.: формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

Р.: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П.: умение строить логическое суждение.

К.: умение строить монологическое высказывание средствами устной речи

К.:

формирование умения ознакомительного и изучающего чтения

Р.: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Умение осуществлять контроль по результату.

умение оценивать правильность выполнения действия.

устные ответы

взаимоконтроль и оценка, самооценка

устные ответы

самоконтроль

самооценка

самоконтроль, самооценка

4. РЕФЛЕКСИЯ

Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу

9. Стратегия «Текст с пропусками»

Задание: Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

  Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи,  называется  __(фонетикой)_ , а звук речи __(фонемой)___ . Звуки речи делятся на __(гласные и согласные)__ . ___(Согласные)___ звуки   при их образовании встречают преграды, а ___(гласные)___  не встречают.

___(Согласных)___ звуков больше, чем ___(гласных)__ .

- Сдаём работы.

10. Подытожим урок.

- Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

- Все ли цели достигнуты? Что ещё не открыто вами? Значит, вопросы ещё остались? Что делать? (Будем искать ответы на следующих уроках или самостоятельно).

Продолжите, пожалуйста,  фразы:

Было интересно…

 Было трудно…

У меня получилось …

Выполняют на карточках, работы сдают.

индивидуальная

фронтальная

П.:   умение обобщать, сделать выводы

Р.: умение оценивать правильность выполнения действия.

письменный контроль учителя

самооценка

5. Домашнее задание.

Мы начали урок с того, что Фонетика – это нужная наука. Дома попробуйте ответить на вопрос» «Зачем нужно знать фонетику артистам (учителям …)?»

Записывают в дневниках.

Р.: умение самостоятельно ставить новые цели и задачи деятельности.

Самоконтроль

Приложение 1

Презентация «Такая нужная наука.  (Фонетика. Гласные и согласные звуки. )»

Приложение 2

Аудиозапись «Звуки природы»

Приложение 3

Аудиозапись «Стихотворение Агнии Барто «Звонки».

Приложение 4

Карточка-контроль

Задание: Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

     Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи,  называется  _________ , а звук речи ___________ . Звуки речи делятся на ______ и _______ .    ___________звуки   при их образовании встречают преграды, а __________  не встречают. ____________ звуков больше, чем __________ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Такая нужная наука. ?

Слайд 4

Что общего? От греч. р hone - звук

Слайд 5

Гласные (?) Фонетика ( ) ? ? ? ? ? ? ?

Слайд 6

Гласные (6) Фонетика (звуки речи) Согласные ударные безударные мягкие твёрдые звонкие глухие

Слайд 7

Фонетика. Гласные и согласные звуки.

Слайд 8

Задание : Найдите слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика». Суффикс, звук, словосочетание, согласные, корень, предложение, основа, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.

Слайд 9

Задание : Найдите слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме «Фонетика». Суффикс, звук , словосочетание, согласные , корень, предложение, основа, синтаксис, гласные , олицетворение, транскрипция , ударение .

Слайд 10

Фон е тика [ э ] Фон е тический [ э ] Фон е ма [ э ] – звук речи

Слайд 11

Органы речи Произнеси звуки [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ и ] , [ э ] , [ ы [ . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду на своем пути?

Слайд 12

В чём отличие? кот дом кит дым

Слайд 13

Органы речи Произнесите звуки [ б ] , [ д ] , [ т ] . Проходит ли воздух свободно при произнесении этих звуков?

Слайд 14

Назовите звуки и буквы.

Слайд 15

Домашнее задание: Попробуйте ответить на вопрос: «Зачем нужно знать фонетику артистам (учителям, врачам, продавцам …)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки гласные и согласные"

 Данный урок русского языка «Звуки гласные и согласные» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Фонетика» Тип урока - повторение.На этом этапе важно развить активность, самост...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....