Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:

- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;

- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;

- формировать умение находить Ь знак в словах и умение употреблять Ь знак в своей речи для обозначения мягкости согласных;

- знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ  и других;

- развитие речи учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak.rar644.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

ст. Петровской Славянского района

Урок русского языка по теме:

«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Класс: 5

Учитель: Гарькавая О.В.

2008-2009 учебный год

Цели урока:

- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;

- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;

- формировать умение находить Ь знак в словах и умение употреблять Ь знак в своей речи для обозначения мягкости согласных;

- знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ  и других;

- развитие речи учащихся.

Оснащение урока:

- презентационный материал по теме;

- словарные тетради;

- иллюстрации по теме;

- раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Повторение.

- Мы продолжаем изучать фонетику. Что это за наука?  (Раздел науки о языке, изучающий звуки речи).

- Сколько букв в русском алфавите? (33: 10 гласных, 21 согласная, Ь и Ъ).

- Вспомните, какова роль Ь и Ъ знаков? (Разделительные.  орф. №6, стр.23)

1. Работа с сигнальными карточками «Ь и Ъ» (слайд №1)

Вьют, подъезд, объявления, листья, съезд, воробьи, Татьяна, вьюга, подъем, ружье.

2. СЛОВАРЬ (слайд №2)

Порфель – «porto» (лат.)- «носить»

                         «feuille» (фр.)- «бумага, листы»-

род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг.

 Синонимы – ранец, дипломат, кейс, сумка, рюкзак и т.д.

- Обратите внимание на конечный согласный [л]. Мы к нему еще вернемся.

3. Синтаксический разбор предложения.

На Кубани стоят морозные деньки (повеств., невоскл., простое, распростр.)

  1.  Объяснение нового материала (слайд №3)

- Посмотрите, ребята, на слово «деньки»

- Какова в нем роль Ь знака и где он стоит? (стоит в середине слова и смягчает согл. [н]).

- От какого слова образовано?  (деньки – день).

- Вернемся к слову «портфель» (+ чик).

Когда же мы пишем Ь для обозначения мягкости?

ВЫВОД:

  1. на конце слова (кроме шипящих);
  2. в середине слова (КаКая БуМаГа);
  3. мягкость [л] всегда обозначается Ь.
  1. Чтение &60 стр.123.

- Какова еще функция Ь знака в словах? (смыслоразличительная).

 2. Задание. Придумать и записать слова с Ь знаком на конце для пары.  (слайд №4)

Угол-уголь, быт-быть, дал-даль, конки-коньки, полка-полька, кон-конь.

(Конка – городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги)

- Мы сказали, что Ь знак пишется на конце слов для обозначения мягкости.

  3. Задание. Запишите слова и обозначьте в [ ] последний звук. (слайд №5)

Ложь [ш], брошь [ш], рожь [ш], дочь [ч].

- Как вы думаете, в какой роли выступает в этих словах Ь знак?

- Он смягчает?

- Вспомните, что это за звуки [ж],[ш],[ц]? (Они всегда твердые - Ь знак в этих словах не смягчает, а указывает на принадлежность существ. к 3-му скл.).

- А какие согласные всегда мягкие? ([ч],[щ],[ц]).

- Поэтому в слове «дочь» функция Ь знака тоже грамматическая.

- А какой фонетический процесс происходит в словах «рожь» и «ложь»? (Оглушение).

  4. Работа с таблицей.

- Обратите внимание на слова в таблице.

- Почему в данных сочетаниях Ь знак не пишется? (Т.к. [ч] и [щ] мягкие сами по себе).

  5. Чтение & 60 стр.123 орф. №9.

  6. Упражнение №297 (1,3 (ЧН), 4).

       V.  Физминутка  (слайд №6).

- Делая упражнения, вы вслух и в такт проговаривайте стихотворение – правило – шутку:

Мощный каменщик зимой

Нянчил дочку в час ночной.

-Спи, дочурочка, в тиши,

Мягкий знак тут не пиши.

  1. Закрепление.

- Прочитайте самостоятельно на стр. 124 орф. №2.

- А всегда ли это надо делать (обращаться к орфографическому словарю)? Нет!

1. Задание. Произнесите слова (слайд №7):

Мостик [т], гвозди[д], люк[л], мел[м], мял[м].

- За счет чего смягчается согласный звук?  (За счет гласных звуков Е, Е, Ю, Я, И).

- Надо вслушиваться в звучание слова. Прислушайтесь к звучанию согласных в середине слова «хвостик» [с т] и «бантик» [н т] – услышали, что оба согласных звука звучат в этих словах мягко? Но Ь знак мы не пишем. Почему?

Слайд №8.

Сравните: мягкий [хвостик]-в твердый [хвост]

                                         [бантик]-[бант]

  1. Упражнение №297 (5).
  2. Запись с объяснением (слайд №9):

Просьба, насквозь, молотьба, глушь, указчик, счетовод, фонарщик, перья, сельдь, раньше, почта, вечный.

  1. Обобщение.

- Ребята, когда же мы пишем Ь знак для  обозначения мягкости согласных? (слайд №10)

  1.  на конце слова (кроме шипящих);
  2. в середине слова (КаКая БуМаГа);
  3. мягкость [л] всегда обозначается Ь.

- А когда не пишем? (слайд №11)

      1. в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧТ, ЩН.

      2. Перед мягкими согласными.

                VIII. Занимательные задачки.

  1. Кроссворд (слайд №12-13)
  2. Шуточные загадки и вопросы.
  1. Что находится посередине земли?  (М)
  2. Что мы говорим в начале урока?   (У)
  3. Что мы слышим в начале концерта?   (К)
  4. Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет (Р)
  5. Я – в яблоке и в сливе, но в саду меня нет (Л)
  6. За какой согласной надо спрятать другой  согласный, чтобы получился одновременно выстрел из многих огнестрельных орудий?  (За [л] [ п] )
  7. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?  (За [л])
  8. Как превратить: 1. Хвойное дерево в приспособление для откачивания воды\газов (сосна-насос)

2.высокое растение, растущее по берегам рек в маленькую мышь?  (камыш-мышка)

3. гору из камня в нежное чувство?  (скала-ласка)

4. палку в глагол?  (палка-капал)

5. нитку в материю?  (нитка-ткани)

                       IX. Домашнее задание.

-& 60, упр.299;

-выучить слова в рамках, уметь их правильно произносить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...


 

Комментарии