Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Курочкина Светлана Александровна

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

Способствует развитию умения применять изученную орфограмму при выполнении различных упражнений.

Проходит работа по развитию творческой активности и самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

(урок по русскому языку в 5 классе)

                                                                                                          Провела:

                                                                                                                       Курочкина С.А.

                                                                                                        учитель

МБОУ ООШ № 31

                                                                                                             г-к Анапа

Цель: повторить сведения о роли мягкого знака (обозначения мягкости предыдущего согласного)

Задачи: 1.Закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначение мягкости согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

2.Развитие умения применять изученную орфограмму при выполнении различных упражнений, развитие творческой активности и самостоятельности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Синтаксическая минутка.

- Назовите грамматические основы предложений, составьте схемы.

Дни стали длиннее, на солнцепёке вытаивали чёрные завалинки, с крыш зазвенела частая капель, а к вечеру под стрехами намерзали мёртвые сосульки.

  1. Работа по карточкам.

Запишите слова по алфавиту, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Грус..ный, опас..ный, чес..ный, ужас..ный, искус..ный, окрес..ность, чу..ство, уча..ствовать, ровес..ник, сверс..ник, лес..ница, грозоз..кий.

Запишите по алфавиту фамилии писателей.

Пушкин, Лермонтов, Щедрин, Белов, Яковлев, Акунин, Кольцов, Носов, Фет, Тютчев, Чехов, Достоевский, Толстой, Булгаков.

Восстановите алфавит. Отметьте только гласные буквы.

А  Б  В  ..  Д  Е  Ё  ..  З  И  Й  ..  Л  М  ..  О  П  Р  ..  Т  У  Ф  Х  Ц  ..  Ш  Щ  Ъ  ..  Ь  Э  Ю  ..

  1. Параллельно проводится фронтальный опрос по «Фонетике».

-Сколько букв в русском алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-Сколько согласных? (21)

-Что вы можете сказать о Ь и Ъ? (звуков не обозначают)

-Сколько гласных звуков? (6-И, Ы, У, Э, О, А)

-Сколько согласных? (36)

-На какие группы делятся согласные звуки? (ТВ-МЯГК, ЗВ-ГЛУХ, всегда мягкие – Й, Ч, Щ; всегда тв – Ж, Ш, Ц)

5. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня тема нашего урока «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».

На уроке мы повторим сведения о роли мягкого знака, рассмотрим правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

6.Откройте учебники на стр. 123

Рассмотрим упражнение под первой звёздочкой.

(чтение упражнения)

На доске записаны пары слов:

Клад-кладь                       полка-полька

Угол-уголь                        банка-банька

-Какую роль играет мягкий знак? (Смыслоразличительную)

-Для чего служит мягкий знак в этих словах?(Для обозначения мягкости согласного)

1. Вы в сказках обо мне читали:

Меня в кубышках зарывали.

Но если Д в конце смягчить,-

Телегу можно мной грузить.

                                                   Клад-кладь

2.С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

                                                    Палка – полька.

3.С твёрдым – коллектив певцов,

С мягким – хищный зверёк с ценным мехом.

                                                                            Хор – хорь.

7. На этой же странице давайте прочитаем статью о том, всегда ли пишется Ь.

В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется.

Мощный (без Ь), хищник (без Ь), кончать(без Ь).                             № 9

Запись на доске и в тетрадях:

ЧК    ЧН    ЧТ    ЩН    НЩ    РЩ   НЧ     /    без   Ь

Запись в словарике:

Каменщик

Барабанщик

Кончить

Помощник

Лучше

8. Закрепление.

Выполнение упр.296, с.124 (по вариантам)

ЧК                           ЧН                            ЧТ                                ЩН

Об очках              срочно                     прочту                          овощного

О внучке              уточним                  почтовый                      мощному

В строчке              солнечным             мечтать                       в изящном

В кавычках           в ночную                у мачты                       с помощником

Разбор № 3:

 Уточним – глагол; 2 спряжение, будущее время; 1 лицо; множественное число.

- Ребята, в упражнении есть слова «В кавычках». Какое пунктуационное правило надо вспомнить в связи с этим словом? (Предложения с прямой речью)

- Сейчас запишем предложение с прямой речью, правильно расставим знаки препинания, составим схему.

(Предложение на доске)

Отвечает ветер буйный: «Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора».       А: «П».

Найдите слова на изученную орфограмму.

Выполнение упр.297, с.124

Кость – о косточке, о тросточке, о горсточке, о весточке.

Рука – ручка – ручной, река – речка – речной, ночь – ночка – ночной.

Начинать – начну, уточнить – уточню, улучшить – улучшу, кончить – кончу.

Бетон – о бетонщике, камень – о каменщике, барабан – о барабанщике, бакен – о бакенщике.

Винт – о винтике, бант – о бантике, бинт – о бинтике, куст – о кустике, зонт – о зонтике.

Печь – о печнике, помощь – о помощнике.

9. Занимательная пятиминутка.

Метаграммы.

1.Со звуком С я не вкусна.

Но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

                                              Соль – моль.

2.С Б мучительной бываю

С Р актёру я нужна.

С С для повара важна.

                                             Боль – моль – роль – соль.

3.Я с Л смягчённым – под землёй

Бываю каменной и бурой,

А с твёрдым – в комнате любой,

В геометрической фигуре.

                                                  Угол – уголь.

Кроссворд.

По вертикали:

1.Рабочий типографии, набирающий текст для печати.

2.Специальность строителя, занимающегося кладкой кирпича.

3.Человек, обслуживающий бакены на реке.

4.Профессия строителя, занимающегося сваркой.

По горизонтали:

5.Музыкант, играющий на ударном инструменте.

10. Подведение итогов. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

П.60, упр.302.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...


 

Комментарии