«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании букв; помочь учащимся в восприятии и усвоении правописания корней -лаг- – -лож-; б) развивающие вырабатывать умения и навыки самостоятельного получения знаний; формировать умение использовать в речевой деятельности корни с чередованием гласных; развивать орфографическую зоркость учащихся; в) воспитательные воспитывать у учащихся культуру и правильность речи, бережное отношение к русскому языку. Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, слайды с презентацией, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы. Тип урока: урок знакомства с новым материалом. Форма урока: урок-сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_na_konkurs.zip163.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Цели:

 

а) образовательные

расширить, углубить знания учащихся о чередовании букв;

помочь учащимся в восприятии и усвоении правописания корней -лаг- – -лож-;

б) развивающие

вырабатывать умения и навыки самостоятельного получения знаний;

формировать умение использовать в речевой деятельности корни с чередованием гласных;

развивать орфографическую зоркость учащихся;

в) воспитательные

воспитывать у учащихся культуру и правильность речи,

бережное отношение к русскому языку.Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, слайды с презентацией, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.Тип урока

: урок знакомства с новым материалом.Форма урока: урок-сотрудничество.                                                                                    Эпиграф:Хоть и труден наш язык,Но могуч он и велик.Ты его учи всегда,Без него мы никуда!Ход урока:I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Ивановна. Какой чудесный сегодня день, не правда ли? Мне сказали, что вы грамотные пятиклассники, многое знаете и умеете. Надеюсь, вас не испугает присутствие многих людей на уроке. Пусть каждому из вас поможет ваш добрый Ангел. Итак, в добрый час! (Запись числа и «Классная работа»).II. Изучение нового материала.-Ребята, посмотрите, у нас на экране высветились вот такие слова. Перед вами записаны слова в два столбика. Прочитайте их и запишите.Излагать                                изложитьслагать                                сложениеприлагательное                        приложение-А теперь давайте-ка присмотримся к ним. Что такое корень? Попробуйте выделить корни в этих словах. -Назовите корень у слов первого столбика. А какой корень у слов второго столбика? -Скажите, являются ли слова и первого и второго столбиков однокоренными? -А что означают слова «излагать» и «изложить»? (рассказывать)-А теперь расставим ударение в этих словах.-Гласная в корне – лаг - - -лож - стоит под ударением или без? (Итак, мы выяснили, что в корне – лаг - - -лож- гласная безударная)- Какой звук слышится в корне – лаг - - -лож -? Произнесите. Ребята, как вы думаете, можно ли ударением проверить безударные гласные о-а в корне?-А как же правильно писать? Посмотрите внимательно на слова первой и второй колонки? Чем отличаются они?-Когда в корне – лаг - - -лож- пишется –а-, а когда -о-? (Посмотрите какая буква стоит после корня –лаг-?) Скажите правило. -А вот теперь прочитаем правило по учебнику. Откройте его на с. 168 §83. Сначала прочитайте про себя.-Кто сможет сказать правило? (а и о меняются в корне? А если сказать по-другому? Чередуются) -А как бы вы назвали тему нашего урока? - Правильно. Более точно наша тема звучит так: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Итак, в русском языке есть такие корни, в которых гласную проверить ударением нельзя. Объект нашего изучения сегодня – корень –лаг-лож-.III. Работа по практическому применению изученной орфограммы.1.Посмотрите в учебник, на с.169, найдите упражнение 433,прочитайте самостоятельно задание. Что же мы будем делать? Итак, образуем новые слова при помощи приставок. Задание понятно? Подсказка перед глазами.(Появляется слайд). Вы сразу записывайте образованные слова.Физминутка.-Ребята, вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем. Я буду спрашивать, а вы отвечайте: «Вот так!» и показывайте, как вы это делаете.-Как живешь?-Как идешь?-А глядишь?-Ночью спишь?-Как берешь?-А даешь?-Как шалишь?-А грозишь?-А сидишь?2. Внимание! Следующее задание 1) (2 человека работают у доски по карточкам. Есть желающие? ) Прочитайте задание вслух. 2) А что это у нас такое появилось на экране? Да это Незнайка нам прислал письмо. Чего же он хочет? Давайте прочитаем.    Ребята помогите!    Где здесь –лаг-,     Где здесь –лож-, -    Ничего не разберешь.    Не могу учиться –     Легче порезвиться! Помогите мне вставить буквы!Положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное.Ребята, поможем Незнайке?Работа с сигнальными карточками. ( Я буду читать, а вы показывайте ту букву, которую нужно вставить. А или О? ) Я думаю, Незнайка все понял. Спасибо, ребята.Проверка работы по карточкам.Влага2                 благородный23. А теперь научимся составлять словосочетания. Составьте словосочетания с данными глаголами, подбирая подходящие по смыслу существительные из правой колонки. У вас должно получиться 4 словосочетания. Запишите их.4. А сейчас поработаем над культурой речи. -Как правильно употреблять  слова «класть» и «положить»?- В каком слове есть приставка? Запомните, что слово «положить» без приставки не употребляется.          Класть или положить?Когда прочитаешь книгу, … ее на место.Для сохранения здоровья не …. в еду много соли.IV. Рефлексия.Как вы думаете, ребята, полезную ли тему мы сегодня изучили? Зачем она нужна? Вы хотите быть грамотными?А теперь, дети, задайте вопрос Незнайке по изученной орфограмме.( Молодцы! Солнышко за окном улыбается, радуется за ваши успехи.V. Домашнее задание.Ребята, предлагаю вам дома выполнить упражнение № 436, на стр.169, в котором нужно составить предложения с данными словосочетаниями. Уверена, что справитесь.VI. Оценивание. Подайте дневники после урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Содержит план урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а"...

Правописание корней с чередованием гласных

Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...