Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лукьянова Марина Ивановна

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "Правописание корней с чередованием гласных а -о. Корни -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-. 

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей: 

Цель: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;  развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, развитие  орфографической зоркости, внимания,  логического мышления; обогащение  словарного  запаса.

Планируемые  результаты.

Предметные: знать правило написания букв а-о в корне -лаг-, -лож-; кас – кос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные:

 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

 

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина «Масленица».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.

Тема: « Правописание корней с чередованием гласных а-о.

                                    Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос-  «.

 

Урок изучения нового материала.

Лукьянова Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы

Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»

2018г.

Цель: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-;  развитие речевых,  творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, развитие  орфографической зоркости, внимания,  логического мышления; обогащение  словарного  запаса.

Планируемые  результаты.

Предметные: знать правило написания букв а-о в корне -лаг-, -лож-; кас – кос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: 

 1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина «Масленица».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение

Формируемые умения (УУД)

1.Организационный момент.

1 мин.

Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Сегодня школа не простая
И развивать у всех должна
Наблюдательность она,
Память, логику, внимание
Чтобы выполнить задание.

Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня  зовут Марина Ивановна.

Подготовка рабочего места.

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу

фронтальная

Личностные:

- формирование положительной мотивации к изучению нового

2. Актуализация знаний и самоопределе-ние к деятельности.

5 мин.

1.Коллективная работа: Распределить слова в 3 столбика. Слова, которые сложно куда-то отнести, записываем в 1 столбик.

очаровал, слагал, сугроб, касался, шубка, бежали, коснулся, сложил.

2.Создает проблемную ситуацию. Как озаглавить 1 колонку таблицы? Можем мы сразу ответить на вопрос, какие буквы пишутся в этих корнях с чередованием? Какая цель нашего урока?

3.Сформулируйте тему урока?

Заполняют таблицу.

 Вспоминают правило правописания безударной гласной и парной согласной в корнях слов.

 Подбирают проверочные слова. Называют корни в  словах:  слагал, касался, коснулся, сложил.

Формулируют тему урока с помощью учителя.

Фронталь-ная

Познавательные:
- владение  приёмами анализа и систематизации материала.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в коллективе; воспитывать уважительное отношение к мнению других;

3. Усвоение новых знаний.

10 мин

1.Читает сказку

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и

-ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски».

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-.

- От чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-?

2. Послушайте другую сказку.

3.Работа с  таблицей.

-Прочитайте слова 1 столбика. Какая гласная пишется в корне этих слов?

-Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кас- кос- пишется а?  о?

-Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?

2. Работа с учебником.

Прочитайте правило в учебнике на с.70. Сравните с нашими выводами.

1.  Учащиеся слушают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке.

Отвечают, от чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-?

Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня.

Работают с учебником.  Сравнивают собственные выводы с материалом учебника.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

4. Первичная проверка понимания.

5 мин

1. Объяснительный диктант.

Учебник с.166 упр.566 (один ученик у доски)

2. На доске записаны слова: коса (девичья), скосить (траву), коснуться.

Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет)

Как называются такие корни? (Омонимичные).

Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)  

 

1. Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритм: записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

- формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- поиск пути решения проблемы;

- осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные:

- формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- развитие взаимопомощи, взаимоконтроля.

5.Физкультминутка.

Выполняют физкультминутку.

6. Проектная работа.

7 мин

- А сейчас, ребята, мы составим с вами проект на тему «Масленица». Ребята, а что вам известно об этом празднике?

 Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с давних времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Работать будете в группах. Из предложенных заготовок вы составляете сюжетную картину на тему «Масленица» и по созданной картине, используя предложенные словосочетания  с изучаемой орфограммой, составляете 2-3 предложения.

1. Работают в группах, выполняют творческое задание.

Работу выполняют в группах и защищают проект.

Самостоятельная работа, работа в группах

Познавательные:

- формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала;

- анализ, сравнение;

- формирование умения группировать материал;

- построение речевого высказывания.

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре;

- воспитание уважительного отношения к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.1 мин

§ 51, правило наизусть;

упражнение 571 с.167.

Запись домашнего задания

Разноуровне

вое задание

(на выбор)

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин

Организуется  рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

- Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали?

- Каким способом?

- Где будете использовать?

-Используя  «Солнышко» , оцените знания по данной теме, полученные на уроке.

Ребята отвечают на вопросы учителя,  оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе

Фронтальная.

Регулятивные:

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные:умение строить речевое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»

Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...