Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

    Насыбуллина Гульназ Вагисовна

    Тип урока:  ознакомление с новым учебным материалом

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
    Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:

    -осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе применения;

    -понимать, какую гласную выбирать  в корнях с чередованием е-и;

     -уметь   различать  корни с чередованием, работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения;

    Развивающий компонент:
    - развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать,

    -развивать умения применять новые знания, развивать умение работать коллективно, самостоятельно, в группах;

    Воспитывающий компонент:

    -воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

       Уроки по разделу  «Глагол».

         Технологическая карта урока

                                                                                        по  русскому языку в 5 классе

    Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных е//и

    Тип урока:  ознакомление с новым учебным материалом

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
    Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:

    -осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе применения;

    -понимать, какую гласную выбирать  в корнях с чередованием е-и;

     -уметь   различать  корни с чередованием, работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения;

    Развивающий компонент:
    - развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать,

    -развивать умения применять новые знания, развивать умение работать коллективно, самостоятельно, в группах;

    Воспитывающий компонент:

    -воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

    Этапы урока

                    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода

    Организационный

    Организовать готовность учащихся  к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки  на уроке.

    Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку.

     

    Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника,   дневника.

    Готовность к работе на уроке.

    Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

    Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные

    Актуализация знаний о глаголе

    Обеспечить мотивацию учения,

    Совместно сформулировать цели урока

    Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

     Учитель. Мы  продолжаем изучение темы "Глагол". Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли. Вы можете отвечать на вопросы "да", "нет", параллельно записывая ответы в рабочие тетради.

    Слайд 1.

    Проверим знания (слайд 2)

     Повторяют ранее изученный материал, отвечая на вопросы. Оценивают свои знания.

    Уметь применять ранее полученные знания, оценивать свои знания

    Изучение нового материала:

    1)Постановка учебной задачи, формулировка темы.

    2)Лексическая разминка.  

    3)Знакомство с новой орфограммой.  

    Обеспечить  восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

     Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика. Почему вы распределили их таким образом?  Какие это слова? Какое фонетическое явление представлено в этих словах? Что мы называем чередованием звуков? Давайте посмотрим, в каком случае вы выбрали гласную Е, а в каком - И? Сформулируйте тему нашего урока.

    Сделайте выводы.  

    Ребята, чем отличаются слова "блистать" и "блестеть"?

    Давайте найдем значения этих слов в словаре. Работа со словарём С.И.Ожегова.

    А теперь составим предложения с каждым из этих слов.

    Слайд 4. На экране слова с чередующимися гласными Е-И.

    Определите вид глаголов в первом и втором столбиках. Какой вывод можно сделать?

    Посмотрите внимательно, от чего зависит выбор Е-И в корнях?

    Ребята, попробуйте сформулировать правило.

    Давайте сверим нашу формулировку с той, что предлагают нам авторы учебника.

    Слайд 5.

    Чтобы легче запомнить правило, выучим стихотворение

     Работают с карточками. Выбирают, какую гласную  писать в корнях с чередованием. Отвечают на вопрос, в каких случаях написали Е, в каких -И.

    Проводят словарную работу.

    Делают выводы, формулируют тему урока.

    Ребята отвечают, что слова отличаются корнями, суффиксом А и лексическим значением.

    Работа в группе (1-я группа работает со словом "блистать", 2-я -"блестеть")

    Ребята чётко проговаривают слова.

    Дети последовательно отвечают на вопросы учителя.

    Формулируют правило, знакомятся с ним по учебнику.

    Разучивают четверостишие.

    Уметь аргументировать свой ответ, слушать других.

    Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения.

    Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания

       

         Закрепление знаний и способов действий

    Обеспечить закрепление знаний и способов действий.

    Обеспечить в ходе закрепления повышенный уровень осмысления материала, глубину его понимания.

    Коррекция пробелов

    Учитель записывает на доске слова "замираю", "замер", объясняет правописание слов и графическое обозначение орфограммы.

    Слайд 6.  . Осложнённое списывание (ребята по очереди объясняют правописание слова, называют пропущенную букву.

    Физкультминутка.

    Работа с карточками: беседа о теме, идее текста. Выпишите слова, в которых пропущена буква Е. Почему не подходят другие?

    Распределительный диктант. Слайд 7.

    Ребята, ваша задача правильно распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы.

    Слайд 8. Давайте проверим. Внимание на экран. Оцените свои знания.

     

     

    Работают коллективно,  делают вывод, что если после корня есть суффикс А, пишем в корне Е. Если после корня нет суффикса А, пишем И.  Комментированная работа в тетрадях.

    Рассуждают о красоте утренней природы.

    Выписывают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют, почему не подходит другая.

    Работают в тетрадях и на доске под руководством учителя по образцу.

    Оценивают свои знания.

     Развивать умение применять новые знания.

    Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение,  обобщение.

    Информация о д/з

    Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания

     Для всех: стр.245 (правило выучить)

    На выбор:

    - упр.654 (стр.245);

    - составление теста ;

    - составление текста;

    Записывают д/з в дневники.

    Мотивация на выполнение д/з.

    Итоги урока. Рефлексия.

    Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ)

    Выставить оценки в дневник.

    Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока?   Что мешало и что помогало достичь цели?

    Как оцениваете свою работу на уроке?

    Самостоятельная работа разных уровней. Ваш уровень - это то, чему вы научились сегодня.

    Выставляют оценки в дневник.

    Отвечают на вопросы.

     Выполняют самостоятельную работу, определяют свой уровень и в зависимости от этого могут выбрать домашнюю работу

     ЭКСПЕРТ – знаю все правила, умею применять их на практике

    СПЕЦИАЛИСТ– не все запомнил в теории, но смогу работать практически

    МАСТЕР – мне еще надо поработать над этой темой

    Рефлексивная оценка уч-ся.

    Уметь обосновывать выбор оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

    Открытый урок по теме "Закрепление правописания корней с чередованием гласных а-о"

    урок на повторение правил написания изучаемых корней...

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Гласные в корнях с чередованием»

    Данный урок является обобщением знаний по теме «Гласные в корнях с чередованием». Проводится в разделе "Словообразование" 6 класс...

    Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»,

    Разработка технологической карты урока русского языка в 6 классе на тему: "Гласные в приставках пре- и при-". Задачи: Образовательные:- с формировать представление о правописании приставок п...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

    Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

    Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...