Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Мезенцева Екатерина Михайловна

    С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК 150                 Тема:         Буквы е–и в корнях с чередованием

        Тип урока. Урок открытия новых знаний.

    Цели как деятельность учеников.

    М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в ключевые слова, схему, таблицу), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, обобщать.

    ПР: видеть корни с чередованием е–и, отличать их от других видов корней с чередованиями, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм; находить в тексте слова с чередованием е–и

    Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией Т.А.Ладыженской, презентация (приложение 2), раздаточный печатный материал (приложение 3), листы учета знаний (приложение 1)

         

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

    1. Оргмомент.

          1

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

             Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу.     (Ребята записывают в тетради число.)

     Сегодня на уроке вы будете заполнять  листы учета знаний, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу. (Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний)

    II. Актуализация изученного

    10

    Работа в группах

    - Ребята, мы с вами продолжаем знакомство с глаголом   и мне  интересно ,что вы знаете о глаголе.

    1. Лингвистическая разминка. Ответьте «ДА» или «НЕТ».

    Я утверждаю, что ...

    1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

    2. Слово «пение» - это глагол.

    3. В слове «(не) годовать» не пишется отдельно.

    4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

    5. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь.

    6. Брат учит(?)ся    пишется с Ь

    7. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: Что сделать?  

    Самопроверка   по ключу: да,  нет,  нет, да, да, нет,  да.

       2.Цифровой диктант (на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов  -ЛАГ-ЛОЖ-, -РАСТ-РАЩ-РОС-, -ГАР- ГОР- , -ЗАР- ЗОР-.                    

    Поставьте в тетрадь цифру 1, если в корне слова пишется буква О; цифру 2 – если пишется буква А.

     Изложение, зорька ,  сложить , предлагать, выращенный, загар,  приросла, возрастной.

    Проверка по ключу:  (Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2) Занесение результатов в оценочный лист.

    - С правописанием каких корней мы знакомились на предыдущих уроках? (-раст--ращ-рос-,- гар-гор-, зар-зор-,- лаг-лож-).

     3.Работаем  в группах  «Вспоминаем то, что знаем».  (карточки для групп)

    Результаты работы представить в виде схем­опор:

    1) корни с чередованием а//о

    2) условия:

    3) Примеры:

    излагать – изложить

    растение – вырос

    загар – загореть

    зарево – зорька

    – Вспомним подсказку: загорел, загар. Без ударения ­гор­. Наоборот: ­зар­ –­зор­.

    2) ответы групп

    Познавательные УУД:

    1. Извлекать информацию из источников и представлять ее в удобной для себя форме.

    Коммуникативные УУД:

    1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Самооценка     за  1 задание

    Взаимооценка:   ставят баллы за  2  задание.

    Коллективная оценка.

    Каждая группа ставит баллы за  3  задание.

    III. Формулирование проблемы урока.

              3

    Материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации  § 112 .

    - Прочитайте записанные слова (слайд № 2 - 3) 

                   отпереть            запереть

                отпирался         запирался

    ? – Слова какой части речи здесь записаны? (глаголы).

    Подберите к данным словам  антонимы.  Выделите  корень .Поставьте ударение.     Что вы заметили?

    Как  называются подобные  корни? Назовите  тему урока. Определите проблему урока.

    Ученики работают по заданиям:  подбирают к ним антонимы (запереть, запирался),  выделяют корень, ставят ударение.

    Затем выявляют особенность написания букв гласных в корне: в безударном положении в корне пишутся разные буквы – е или и, вспоминают, что такие корни называются корнями с чередованием, и формулируют проблемный вопрос урока. (В каких случаях в корнях с чередованием ­пер­ (­пир­) пишется буква е, а в каких и?)

    Регулятивные УУД:

    1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

    2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

    V. Открытие новых знаний.

    5

    Работа в парах, в группах.

    3

    5

    Элементы игровой технологии

    Физминутка

    1

    1. Поиск решения.                ( слайд №4)

     – наблюдение над чередованием букв е–и в корнях.

    Прочитайте   слова. Выделите  корни  и  буквы чередующихся  гласных в них.

    Проверьте  себя. Поставьте на полях  +  или   --.

    Найдите закономерность  в написании  букв  Е –И в корнях  с чередованием.

    Проверьте  себя. Поставьте на полях  +  или   --.  (слайд  №5)

    2. Формулирование правила и сравнение своей формулировки с формулировкой учебника.

     Сделайте  вывод. Проверьте  себя.                (слайд  №6)

     Сравните свой  вывод   с правилом  в учебнике.   Стр. 112.

     Обратите внимание  на графическое  обозначение  орфограммы.

    3. Работа проводится по заданиям  стр. 112  (работают с карандашом по тексту)

    а) Уточнение и углубление понимания материала по вопросам и заданиям после столбиков слов.    Какую дополнительную информацию  вы извлекли  для себя?

    Вывод: В глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного – и.)

    4.После чтения текста правила в рамке ученикам предлагается задать вопросы.

    Возможные вопросы по правилу в рамке:

    а) Каков опознавательный признак орфограммы?

    б) Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?

    в) Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?

    д) Как обозначается орфограмма?

    5. Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы                                       (Слайд №6)

                                                                                                     

                            √                        ___                           √                                    

                       -   И -           А                                       - Е-         (нет А  )    

                                           ═                                                ═

    Учитель может предложить подсказку для большинства корней (5):

    Если в корне с чередованием есть ­ИрА­, пиши И

                                      ИрА                        пиши     И

    – Можно ли корни с чередованием проверять ударением? Докажите. (Стёр, но в корне стирать нужно писать букву и, а не е, правило проверки «не работает».)

      Чтение лингвистической сказки.

    Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).

    Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

    Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

    Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

    А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

    Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

    И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

    «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

    Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

    – Запомните весёлое стихотворение.                ( Слайд №7)

    Если после корня – а,

    В корне будет и всегда!

    (Вот пример запоминай:

    «Ноги вытер? Вытирай!»)

    Регулятивные УУД:

    1. Искать пути решения проблемы.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД:

    1. Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

    2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, модель, таблицу).

    3. Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

    4. Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

    VI. Первичное применение знаний

    2

     развитие правописных умений.

    5

    5

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Начало формирования умений. Составление алгоритма.

    1.Какие подписи вы бы сделали под  фотографиями, используя глаголы с корнями  -блест-// -блист-?  В  каком корне  напишите   букву  И,  в каком  -  Е?   (слайд  №8)

    ? - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. (слайд № 9),

    1. – развивается умение объяснять слова с чередованием в корне, правильно писать букву гласного в корне, графически объяснять выбор написания.

    - Запишите  слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. Работает весь класс.

    Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

      4.Самопроверка   по  ключу: занесение результатов в оценочный лист.

      5.Упр.647 (распределительное списывание) – развивается умение находить слова с изученной орфограммой в тексте, группировать слова с соответствии с чередованием букв е–и в корнях.

    Выполняется в парах  .Взаимопроверка.

    Познавательные УУД:

    1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

    2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

    Коммуникативные УУД:

    1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

    Задание №4

    Задание №5

    VII. Итог урока.

    5мин.

    РЕФЛЕКСИЯ

    – Какую цель ставили?
    – Назовите ключевые слова урока.

    – Покажите в виде схемы то главное, что изучалось на уроке.

                    

    Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы.

    Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.

     Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам. – Какие вы получили результаты? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал), пользуясь диагностической картой.

    ?

    Научился выделять чередующиеся  гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !

    Научился проверять чередующиеся гласные , но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

    ! ! !

    Научился  распознавать чередующиеся  гласные  и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

    Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок (слайд № 18)

    От 15 до 18 баллов

    5

    Превосходно! Умница!

    От 10 до 14 баллов

    4

    Здорово! Так держать!

    От 7 до 9 баллов

    3

    Неплохо! Успех совсем рядом!

    Меньше 7 баллов

    2

    Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!

    - Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)       - Молодцы!      

    - Спасибо за работу!  Прощу вас сдать оценочные листы . Успехов вам при выполнении домашнего задания!

    Регулятивные УУД:

    1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

    2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    Познавательные УУД:

     Представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

    VIII. Домашнее задание.

    1. Выучить правило   и любую подсказку.

    2. Упр. 648 или 649  на выбор.

    4. После беседы ученики заполняют обобщающую таблицу «Правописание корней с чередованиями–                                         ( слайд  №10)

     Почему в таблице три столбика? (Три разных условия выбора написаний.)

    – Дополните таблицу нужными корнями.

    Буквы согласных в корне

    Ударение

    Суффикс ­а­ после корня

    ­лаг­ – ­лож­

    ­зар­ – ­зор­

    ­бир­ – ­бер­

    ­раст­ (­ращ­) – ­рос­

    ­гор­ – ­гар­

    ­пир­ – ­пер­

    ­дир­ – ­дер­

    ­тир­ – ­тер­

    ­мир­ – ­мер­

    ­блист­ – ­блест­

    ­стил­ – ­стел­

    ­жиг­ – ­жег­

    – Сколько корней с чередованиями у вас получилось в каждом столбике?



    Предварительный просмотр:

    Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы Е -  И в корнях с чередованием»

    Мезенцева Е.М. - учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории МБОУ  Кутуликская СОШ, педагогический стаж – 42 г .

    Цели урока:

    сформировать представления о написании букв е — и в корнях с чередованием и умение писать слова с данной орфограммой;

     закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

    воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

    Ожидаемые результаты:

    в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;

    в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

    в предметном направлении: познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, формировать умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием», умение отличать данную орфограмму от других, умение работать с текстом.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Методическое обеспечение урока:

    презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием» (Приложение 1);

    раздаточный материал (Приложение 2).

    Литература, использованная при подготовке урока:

    Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2012.

    Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей. ФГОС. Тростенцова Л. А. , Комиссарова Л. Ю. и др. Просвещение: 2012.

    Елена Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс. В двух частях».

    В пятом классе я строю свою работу, ознакомившись с уровнем сформированности общеучебных умений и навыков будущих пятиклассников и изучив рекомендации авторов  по их развитию и коррекции. Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации, грамотно писать слова с изучаемыми орфограммами).

    Модель проблемно-диалогического урока на основе системно- деятельностного подхода  русского языка на данном уроке реализована. Урок прошел ………………    . Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована . Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом. Совместно с учащимися открывались новые знания. Ученики формулировали правило и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). Был разработан алгоритм нахождения рассуждения. Дети активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать , сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).

    На уроке при выполнении упражнений формировалось умение находить слова с орфограммой  и обозначать графически, применялась технология работы с текстом.

    Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки. Мы пока работаем с 1-5 шагами.

    В конце урока мы вернулись к проблеме, повторяя «как мы ее решили».

    На своих уроках я использую те же технологии, что и в начальной школе. У нас соблюдается преемственность содержательная, методическая, психологическая.

    Урок на тему: «Буквы И – Е в корнях с чередованием» продолжает знакомство учащихся с разделом « Морфология. Орфография». Он является шестым уроком в блоке: « Глагол». Но так как учащиеся с  темой  «Глагол»  знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель уроков– обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить. Урок проведен в классе,  где 30% хорошо обученные  дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом,  30 %  - средний  уровень  и у третьей часит класса уровень обученности низкий. При разработке урока старалась учесть  особенности учащихся.

    Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия  для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Буквы И – Е в корнях с чередованием», развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.

    Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся опознавать  орфограмму,  объяснять условие выбора буквы. Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.

    В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.

     Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности (отдыха на перемене) к другому (учебному занятию).

    Далее работал принцип регулярного повторения  - возвращение к пройденному материала, т.е. актуализация  изученного.

    На этапе объявления темы урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. Т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).

     Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают предположения) и в результате приходят к формулированию целей урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить цели (располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».

    Пятиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому на уроках я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке  ( конечно не в 100 % случаев).

    При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической  разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагает им презентация и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.

    На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным вначале урока.  Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности. ( ЛЗ)

    Стараюсь на уроке пользоваться принципом  педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание.



    Предварительный просмотр:

    Приложение  №3

    Лингвистическая  сказка.

    Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).

    Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

    Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

    Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

    А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

    Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

    И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

    «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

    Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

    – Запомните весёлое стихотворение.                (

    Если после корня – а,

    В корне будет и всегда!

    (Вот пример запоминай:

    «Ноги вытер? Вытирай!»)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Буквы е – и в корнях с чередованием. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок № 150 .

    Слайд 2

    Определяем проблему урока Прочитайте текст . Выпишите из текста однокоренные глаголы. отпереть отпирался отпер Выделите корень. Что вы заметили? Подберите к данным словам антонимы. Как называются подобные корни? Сформулируйте проблему урока. запереть запирался запер В каких случаях в корнях с чередованием - пер - (- пир -) пишется буква е , а в каких - и ? от пер еть от пир ался от пер за пер еть за пир ался за пер

    Слайд 3

    Прочитайте слова. Назовите корни и буквы чередующихся гласных в них. разберу отпереть задеру вытереть замереть блестеть расстелить выжег Открываем новые знания разбирать отпирать задирать вытирать замирать блистать расстилать выжигать Проверьте себя

    Слайд 4

    раз б и р ать от п и р ать за д и р ать вы т и р ать за м и р ать бл и ст ать рас ст и л ать вы ж и г ать раз б е р у от п е р еть за д е р у вы т е р еть за м е р еть бл е ст еть рас ст е л ить вы ж е г Найдите закономерность в написании букв е – и в корнях с чередованием. Сделайте вывод. Решаем проблему Проверьте себя раз б и р а ть от п и р а ть за д и р а ть вы т и р а ть за м и р а ть бл и ст а ть рас ст и л а ть вы ж и г а ть

    Слайд 5

    В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е , если этого суффикса нет . Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Составьте его схему. И А Е А

    Слайд 6

    Какие подписи вы бы сделали под фотографиями, используя глаголы с корнями - блест - – - блист -? Балерина бл..стала Шар бл е стел В каком корне вы напишете букву и , в каком – е ? Проверяем понимание Балерина бл и стала Шар бл..стел

    Слайд 7

    Запомним рифмовку. Если после корня – а , В корне будет и всегда! (Вот пример запоминай: «Ноги вы тер ? Вы тир а й!»)

    Слайд 8

    Дополните таблицу. Корни с чередованием Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня -ла г - – -ло ж - -з а р- – -зор- -бир(а)- – -бер- -ра ст - (-ра щ -) – -ро с - -г о р- – -гар- -пир(а)- – -пер- -дир(а)- – -дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег- Проверьте себя

    Слайд 9

    Рефлексия Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж…гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать. Проверьте себя Расстелить, убирать, замереть, запирать, обжигать, задеру, вытирать, блистать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.

    Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент....

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

    Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

    Технологическая карта урока по теме «Буквы Е - И в корнях с чередованием»

    Тип урока: урок – открытие нового знания.Цель урока учителя: сформировать представления учащихся о способах выбора Е-И в корнях с чередованием.Цель урока ученика: узнать особенности выбора Е - И в кор...

    Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс

    Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками"  7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

    Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»

    Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...