Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" 7 класс
Приложения:
1. Пояснительная записка
2. Алгоритм рассуждения
3. Оценочный лист
4. Самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 120 КБ |
Алгоритм рассуждения | 11.63 КБ |
Оценочный лист | 230.18 КБ |
Пояснительная записка к уроку | 21.69 КБ |
Самоанализ урока | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы а–о на конце наречий с приставками
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать, извлекать информацию из разных источников (таблицы, текста), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, из текста в графическую модель, схему).
М/к: строить связные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной установкой, осуществлять взаимодействие в малой группе (паре), корректировать результаты работы.
ПР: находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | - Здравствуйте, ребята. Садитесь и скажите себе мысленно: «Я на уроке. Я хочу узнать что-то новое. Я готов к работе». Я желаю вам успехов и удачи. | |
II. Актуализация знаний Ситуация успеха | 1.Блиц-опрос: -Давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем.(Наречие) -А что вы знаете о наречии? -Я проведу блиц-опрос, ваша задача – быстро отвечать на вопросы. 1.Часть речи, которая отвечает на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как? (наречие) 2.Наречие обозначает (признак действия или другого признака) 3.Морфологические признаки наречий (не изменяется) 4.В предложении бывает ( обстоятельством) 5.Наречие имеет степени сравнения? (да) 2.Проверка по ключу ( на обратной стороне доски). Итог. Оценка. 3. Орфографическая диктовка – Наречие – интересная часть речи. С ней связано много трудностей в правописании. И вот еще одна загадка: какая змея бывает наречием?(уж) – Как пишется это слово: с Ь или без Ь? – Запишите слова и поставьте, где считаете нужным, Ь. вскач…, проч…, навзнич…, сплош…, настеж…. – Какие три слова помогают запомнить, что в наречиях , оканчивающихся на Ж , Ь после шипящих не пишется? (уж замуж невтерпёж). 4.Проверьте. Кто в роли учителя? Итог. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать. 2. Осуществлять коррекцию своей деятельности. Коммуникативные УУД 1. Выступать с небольшими сообщениями перед аудиторией сверстников. Оценка З№ 1 |
III. Постановка проблемы урока. Мотивация «от знания к незнанию» Определение темы урока и УЗ. |
издавна извечно досуха досрочно ????????
Когда А ? ( научиться определять условие выбора нужного суффикса). О ? | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. |
IV. Открытие новых знаний. Наблюдение. « в парах» Работа «в парах». | 1. Работа по учебнику. Стр. 110 а) извлечение информации из анализа примеров с графическим обозначением способа образования наречия и правописания суффиксов а, о на конце наречий.
Вот о наречиях с этими коварными приставками из-(ис-), до-, с-(со-) ( подписывем в теме) мы и будем говорить. Только они требуют то -а, то -о.
б) Сделайте общий вывод: от каких особенностей наречий зависит выбор написаний буквы а или о в суффиксе наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-). После анализа важно, чтобы ученики сделали промежуточный вывод – выбор буквы о или а на конце наречий связан со способом образования: если приставочно-суффиксальный, пишется а, если суффиксальный, то пишется о.
2. Сравнение результатов наблюдений с правилом правописания букв а, о на конце наречий с приставками в рамке. --- Проверьте себя по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. ----Сколько частей можно выделить в правиле? - Расскажите друг другу правило, сверяя с учебником.
3.Запишите теоретический материал в виде ОК, схемы. Составьте графическую модель этого вида орфограммы. (несколько человек у доски разные ОК) Ученики сначала составляют самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с ОК
4. Работа с информационной картой №1. Подсказка для проверки написаний после наблюдения. - Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО. Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка. ( Слева - с окна). 5.– Проверьте себя ещё раз. Прочитайте образец рассуждения. Составьте алгоритм по образцу рассуждения. 1.Выясни наличие приставок ИЗ (ИС-), ДО-, С- В-, НА-, ЗА- Пиши О 2. Определи способ словообразования 3. 4. пиши А пиши О Физкультминутка. Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из таблицы. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, модель). |
V. Практика. Развитие учебно-языковых, орфографических и речевых умений. « в парах» в группах. | 1. Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо. ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!! Объясняют сильные ученики. Остальные ученики выполняют в тетради. --Да, знать правило важно. Но самое главное− уметь им пользоваться. ---Кто возьмется прокомментировать правописание словосочетаний с выделением изученной орфограммы.
2. Тренировочные упражнения.
Слова в справочнике «Произноси правильно» – для орфоэпического проговаривания на это правило(досуха, досыта, добела ,сослепа). Есть ли орфограмма в слове добела? (Нет орфограммы в слове добела, т.к. гласный в суффиксе ударный). Самопроверка Мы научились объяснять орфограмму, попробуем решить орфографическую задачу: О или А?
Выполняется сначала с комментированием (2–3 примера), затем самостоятельно. Взаимопроверка. 3.Творческая работа в группах. Каждая группа получила задание.
Задание: постройте слова, запишите и объясните орфограмму. Приставки: из-, до-, с-. Корни: -давн-, -чист-, -лев-. ( Издавна, дочиста, слева.) Суффиксы: -а, -о.
Задание: познакомьте класс с лексическим значением и происхождением наречия дотла, используя толковый и этимологический словари, составьте словарную статью.
Задание: познакомьте класс происхождением наречия исподтишка, дайте современное толкование лексического значения, используйте толковый и этимологический словари, Объясните современное правописание.
Вопрос: как перечислить по порядку рабочие дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня недели, используя только наречия. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра , послезавтра).
Задание : проиллюстрируйте смысл наречия так, чтобы ваш рисунок носил комический характер и при это объяснял правописание суффикса. Сказал сгоряча.
1 группа «Строители» записывает слова на доске, графически обозначают, объясняют. 2 группа «Лингвисты» читают ответ с карточки. 3 группа « Языковеды» читают ответ с карточки. 4 группа «Знатоки» устно называют наречия. 5 группа « Художники» показывают рисунок , комментируют. | Познавательные УУД 1. Группировать материал по заданным признакам. 2. Осуществлять познавательную рефлексию. 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. З № 2 Оценка З № 3 Оценка З № 4 Оценка |
VI. Итог урка. Рефлексия. |
1.(из)давн__, 2.(с)лев__, 3.(до)статочн__, 4. (с)прав__, 5.(до)темн__, 6.(до)стойн__, 7.(за)светл__, 8.(из)далек__, 9.(на)мертв__, 10. (до)словн__, 11.(на)чист__, 12.(за)нов__, 13.(до)сух__, 14. (на)глух__,15.(в)прав__, 16. (до)красн__, 17.(ис)кос__, 18.(за)прост__, 19.(с)горяч__, 20.(на)черн__. Проверка по ключу! 3, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 20 2. Каковы условия выбора букв а или о на конце наречий?
3.– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). Работа с оценочным листом ( приложение). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. З № 5 Оценка |
VII. Домашнее задание. | 1. П. Выучить правило, составить карточку для своего соседа по парте (20 наречий) с пропусками. 2.Б. Упр. 270. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Алгоритм рассуждения
1.Выясни наличие приставок
ИЗ- (ИС-), ДО-, С- В-, НА-, ЗА-
пиши О
2.Определи способ словообразования
3.Если ¬^ Если ^
4. пиши А пиши О
Предварительный просмотр:
Приложение № 2 | Вопросы к ученику, выполнявшему работу (формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2- 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0б | |
Вид работы | Баллы | |
Задание 1 | ||
Задание 2 | ||
Задание 3 | ||
Задание 4 | ||
Задание 5 | ||
Итого баллов | ||
Отметка |
Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам. – Какие вы получили результаты? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал), пользуясь диагностической картой.
? | Научился выделять, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. | |
! | Научился проверять, но не уверен, что самостоятельно смогу . Скажу себе: « Я работал хорошо!» | |
! ! ! | Научился и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» | |
От 15 до 18 баллов | 5 | Превосходно! Умница! |
От 10 до 14 баллов | 4 | Здорово! Так держать! |
От 7 до 9 баллов | 3 | Неплохо! Успех совсем рядом! |
Меньше 7 баллов | 2 | Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться! |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Разработка учебного занятия на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии АСО.
Тема: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» для учащихся 7 класса.
Мезенцева Е.М., учитель русского языка и литературы высшей категории .
Пояснительная записка к уроку.
Данный урок предназначен для учащихся 7 класса сельских школ, где нет возможности использовать современные ИКТ – технологии. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я разрабатываю уроки на основе системно-деятельностного подхода, используя в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).
Методика АСО при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала — это всегда необычный урок. объяснение нового материала идёт через мини-исследование, наблюдение, практическую работу, сравнение.
На этапе актуализации знаний (2) стараюсь заинтересовать ребят: обязательными приёмами являются ситуация разрыва «от знания к незнанию» и мотивация. Использую, если есть возможность, мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Идет выполнение заданий с адаптацией: можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.
Следующий этап урока (3) – обязательное определение темы и УЗ, желательно преобразование или моделирование.
Главный этап урока (4) — это этап «открытия новых знаний» : первое объяснение нового материала идёт через мини-исследование, наблюдение, практическую работу, сравнение.
Второе - с использованием учебника (технология смыслового осознанного чтения), когда учащиеся сравнивают свои выводы с правилами параграфа. Эта работа дает свои результаты. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается.
Для детей, не усвоивших еще новый материал, объяснение темы идёт в третий раз. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое.
И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты.
Пятый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.
6 этап – Рефлексия. Работа с оценочным листом. Возвращение к УЗ, проблеме , модели. Постановка УЗ на следующий урок.
7 этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.
Преимущества АСО при объяснении нового материала:
- дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;
- осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
- дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).
На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В классе дети разные, поэтому кому-то необходимо послушать , кому-то записать в тетрадь необходимую информацию, а кому-то из детей посмотреть на доске. Учащимся визуального типа необходимо "видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания.
Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.
На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.
Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию−значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы, алгоритмы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица−это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.
Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности.
Кроме того, презентации , таблицы, схемы, ОК, образцы рассуждений позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.
На уроке использую работу в парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в группах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.
Системно-деятельностный подход обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.
Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.
Предварительный просмотр:
Приложение№4
Самоанализ урока русского языка в 7 классе по теме «Буквы а – о на конце наречий с приставками из- (ис-), до-, с-, в-(во-), на-, за-».
Мезенцева Е.М. - учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории МБОУ Кутуликская СОШ, педагогический стаж – 44 г .
Цели урока: познакомиться с особенностями, правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.
Развивать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Планируемые результаты:
в направлении личностного развития: понимать необходимость изучения темы «Буквы а – о на конце наречий с приставками из- (ис-), до-, с-» и её практического применения в жизни, критически оценивать полученный результат, творчески относиться к учебному труду;
в метапредметном направлении: анализировать и извлекать необходимую информацию, строить простейшую логическую цепочку рассуждений; пытаться точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
в предметном направлении: находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.
Оборудование: справочная литература, дидактический раздаточный материал, информационная карта.
Методическое обеспечение урока:
алгоритм рассуждения (Приложение 1);
оценочный лист (Приложение 2);
пояснительная записка к уроку (Приложение№3);
самоанализ урока ( Приложение №4).
Литература, использованная при подготовке урока:
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т. А. , Баранов М. Т. , Тростенцова Л. А. и др. М. : Просвещение, 2015.
Русский язык. Методические рекомендации. 7 класс: пособие для учителей. ФГОС. Г.В.Цветкова, Волгоград, издательства « Учитель», 2014.
Елена Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс. В двух частях».
Цель моих уроков – формирование функционально грамотной личности (умеющей применять полученные знания в любой ситуации).
Модель проблемно-диалогического урока на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии АСО на данном уроке русского языка реализована.
Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать УЗ, после чего она были зафиксирована. Поиск решения осуществлялся в форме диалога учителя с классом, мини-исследования. Совместно с учащимися открывались новые знания. Ученики делали свои выводы и сверяли свой результат с определением в учебнике. Формировались интеллектуальные умения (извлекать информацию из текста, сравнивать и группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать , сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).
На уроке при выполнении заданий формировалось умение находить наречия, применялась технология работы с текстом.
Особое внимание уделялось этапу оценивания. Так как на уроке реализовывалась технология оценивания учебных результатов, отрабатывался алгоритм самооценки. Мы пока работаем с 1-5 шагами.
В течение урока мы возвращались к УЗ, повторяя «как мы ее решили».
Урок на тему: «Буквы а – о на конце наречий с приставками из- (ис-), до-, с-»» продолжает знакомство учащихся с разделом « Морфология. Орфография». Он является 13 уроком в блоке: « Наречие».
Урок проведен в классе, где 30% хорошо обученные дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом, 30 % - средний уровень и у третьей части класса уровень обученности низкий. При разработке урока старалась учесть особенности учащихся.
Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условий для формирования метапредметных и предметных умений через освоение знаний по теме: «Буквы а – о на конце наречий с приставками из- (ис-), до-, с» развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.
Основная задача этого урока – совершенствование умения уч-ся находить наречия с орфограммой-буквой а, о на конце, устанавливать способ образования наречий с приставками из-, до-, с– и на-, в-, за-, выбирать нужную букву в суффиксе и правильно писать наречия с указанными приставками, графически обозначать условия выбора букв а, о на конце наречий с приставками.
В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.
Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация – это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности к другому.
Далее работал принцип регулярного повторения - возвращение к пройденному материала, т.е. актуализация изученного.
На отдельных этапах урока происходил процесс взаимообучения – дети учат – принцип оптимального психического напряжения. т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).
Одной из задач, преследуемых мною, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течение урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают предположения) и в результате приходят к формулированию УЗ урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить УЗ(располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».
При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагается им, и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.
На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к УЗ, поставленным в начале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлЕксии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности.
Семиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке ( конечно не в 100 % случаев).
Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моих классах есть ребята, которым не дается эта наука. Но я не вижу страха в их глазах, когда прошу выполнить какое-либо задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация....
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...
Технологическая карта урока по русскому языку тема урока "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и _Е....
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие "
Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по обобщению теоретических знаний по теме “Наречие” в условиях комфортной образовательной среды...
Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" 7 класс...